Локтионов Андрей Артёмович
Локтионов Андрей АртёмовичПодписчиков: 241
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.3к

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

150 просмотров
19 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,95 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Киноиндустрия по всему миру существует независимо от Голливуда, и российские продюсеры, возможно, вот-вот добьются успеха

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

За последний год многие западные компании покинули Россию. Это повлияло не только на экономику, но и на культурный ландшафт. Киноиндустрия не исключение. Без западных премьер и стриминговых сервисов страна пересматривает свой подход к кинобизнесу.

В России есть много примеров, на которые можно обратить внимание в поисках вдохновения. Во многих местах национальное кино сохраняет лидирующие позиции в прокате. Фильм одновременно финансово успешен и независим от Голливуда, например, во Франции и Индии, и это только два примера. Разные страны строили свою киноиндустрию по-разному. Некоторые из них были ориентированы на внутреннюю аудиторию, в то время как другие продвигали поддерживаемую государством концепцию, ориентированную как на местных, так и на иностранных зрителей. Многие развивались в условиях строгой цензуры и изобрели метафорический киноязык, который нашел отклик у зрителей международных кинофестивалей.

Так как же эти страны избежали власти Голливуда? И как далеко продвинулась Россия в этом направлении за последний год?

Что произошло?

После 24 февраля прошлого года многие западные продюсерские компании закрыли свои российские офисы и расторгли контракты с местными студиями. Paramount Pictures и Warner Bros., Netflix и Amazon Prime, Marvel и Disney прекратили выпуск фильмов в России или приостановили доступ к своим потоковым платформам.

Это решение повлияло как на киноиндустрию, так и на обычных зрителей. Совместные проекты с Netflix приостановлены на неопределенный срок. Глобальная стриминговая платформа ранее приобрела российские сериалы, такие как “Эпидемия” и “Метод”, и планировала выпускать собственный оригинальный контент на русском языке. Самые кассовые фильмы года в мире – “Бэтмен” и “Лучший стрелок: Индивидуалист” - стали недоступны в России. По крайней мере, юридически.

Вместе с американскими кинокомпаниями Россию покинули и несколько западноевропейских студий. Однако в течение года стало очевидно, что они больше зависят от российского рынка, чем их американские коллеги. Одним из примеров является французская кинокомпания Pathé, которая в начале декабря объявила о возвращении.

В течение последнего десятилетия Россия была активной частью международного кинорынка. Если в 1990-х и 2000-х годах ее кино в основном ассоциировалось с кинофестивалями, то в 2010-х годах появился доморощенный рынок блокбастеров. Российские режиссеры, такие как Кантемир Балагов и Илья Найшуллер, принимали участие в высокобюджетных международных кинопроектах.

Российские фильмы и сериалы нашли аудиторию. Например, “Эпидемия” попала в список самых просматриваемых фильмов Netflix.

Политические разногласия привели российское кино в новую реальность. Теперь индустрии придется пересмотреть традиционные методы производства и распространения и изучить, как они работают за пределами Голливуда.

Почему Голливуд доминирует в мировом кинематографе?

Голливуд - уникальная индустрия. Его современные фильмы специально рассчитаны на международную аудиторию. Их цель - охватить как можно большее количество зрителей.

Существует множество причин и точек зрения на то, почему Голливуд доминирует на мировом кинорынке. Среди других факторов это связано с большим городским населением в США, в отличие от других стран. В США внутренний рынок оказался настолько большим, что фильмы приносили прибыль дома, а затем экспортировались за границу, чтобы конкурировать с местной киноиндустрией. Такая стратегия исключает риски, поскольку даже в случае провала производство не может понести значительных финансовых потерь. Более того, рост экономики США в эпоху после Второй мировой войны способствовал укреплению киноиндустрии, особенно на фоне экономического ущерба, нанесенного Европе.

Однако даже Голливуд не смог захватить все рынки. Он гораздо менее популярен в странах с протекционистскими законами, такими как Франция. Доля американских фильмов также меньше в регионах со значительными культурными различиями, таких как Индия, Китай и Африка.

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

Китай. Диктует Голливуду свои правила

В настоящее время в Китае одна из крупнейших киноиндустрий в мире. Но всего несколько десятилетий назад его кино было в основном провинциальным и не смогло завоевать сердца местной аудитории. Основными причинами прогресса стали стремительное развитие и новые экономические и технологические возможности, которые позволили китайской киноиндустрии напрямую конкурировать с высокобюджетными голливудскими блокбастерами.

В 2007 году 14 из 25 лучших фильмов в китайском прокате были сняты в Соединенных Штатах. В 2019 году это число сократилось до 8. Все остальные 17 фильмов были китайскими. Кроме того, кассовые сборы выросли с 800 миллионов долларов до 9,2 миллиарда долларов за десять лет. Пандемия коронавируса нанесла значительный удар по индустрии, но за последние два года она почти восстановилась, и в 2023 году, вероятно, побьет предыдущие рекорды.

Завоевав независимую позицию в кинематографии, Китай смог диктовать Голливуду свои правила. Из-за своего объема китайский рынок стал настолько важным для Голливуда, что американские кинокомпании готовы адаптироваться к требованиям местных партнеров, особенно в отношении фильмов, ориентированных на азиатскую аудиторию.

Более того, китайская цензура уникальна, потому что контент, подвергнутый цензуре во время постпродакшна, влияет не только на копию, предназначенную для китайской аудитории, - он влияет на версию, показанную всему миру. Например, в 2020 году по настоянию офиса Disney в Китае из фильма “Мулан” была вырезана сцена поцелуя между главной героиней и ее возлюбленным. Это решение было принято для того, чтобы китайские зрители не сочли этот поворот сюжета неуважительным к оригинальному мифу о Хуа Мулан.

Политические факторы являются наиболее распространенными причинами цензуры или даже запрета голливудских фильмов в Китае. Фильмы, прямо или косвенно относящиеся к трем “Тс” – Тибету, Тайваню, Тяньаньмэнь – определенно не будут показаны в Китае. В 2016 году, чтобы успокоить китайскую аудиторию, была изменена тибетская этническая принадлежность одного из персонажей фильма Marvel “Доктор Стрэндж”. Комментируя решение, сценарист К. Роберт Каргилл сказал, что следование комиксам буквально “рискует оттолкнуть миллиард человек”.Китай не просто не признает независимость Тибета, но и отрицает само существование тибетской идентичности. Неудавшаяся карьера актера Ричарда Гира, который был другом Далай-ламы и активным сторонником независимости Тибета, также связана с китайской цензурой. Более того, Гир долгое время был персоной нон грата на церемонии вручения премии "Оскар" после того, как он публично раскритиковал политику Китая на мероприятии в 1993 году.

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

Иран. Триумфы на кинофестивалях, несмотря на изоляцию

В 2022 году Россия испытала новый интерес к иранскому кино. Когда-то считавшийся исключительно феноменом кинофестиваля, сегодня он превращается в индустрию, которая может помочь России понять свое ближайшее будущее. Некоторые официальные лица рассматривают Иран как альтернативу Голливуду. Депутат Госдумы Сергей Соловьев предположил, что в иранском кино российские зрители найдут “давно пропущенные истории”.В июне 2022 года было объявлено о производстве первого совместного российско-иранского фильма.

Социальные проблемы простых людей лежат в основе иранского кино. В их историях смешиваются повседневное и метафорическое. Это пересечение социальных проблем и символического киноязыка связано со строгой государственной и религиозной цензурой. Иранским художникам часто приходится находить нетривиальные способы реализации своих идей, и это относится и к киноиндустрии.

Например, режиссер Джафар Панахи был приговорен к 10 годам тюремного заключения за участие в антиправительственных акциях протеста против официальных результатов выборов в 2009 году. В дополнение к тюремному заключению, которое было сокращено до домашнего ареста, ему было запрещено снимать фильмы и давать интервью в течение 20 лет. Но, несмотря на это, за последние 12 лет Панахи удалось снять пять фильмов и отправить их на международные кинофестивали. Три из них были созданы с минимальным бюджетом и сняты в одном месте (квартира, дом, машина). Делая сильное политическое заявление в отношении современного Ирана, эти фильмы также ценны с художественной точки зрения.

Существует парадоксальная связь между цензурой и развитием кинематографического языка. Не имея возможности прямо заявить о себе, авторы находят способы обогатить свои фильмы символами и метафорами, пытаясь сохранить баланс между политикой и привлечением интереса аудитории. В качестве примера мы можем взять множество фильмов на тему ирано-иракской войны. Иранским режиссерам удается снимать уникальные фильмы о войне, не показывая на экране кровопролития и насилия.

Иранское кино ценится во всем мире. Помимо наград Каннского и Берлинского кинофестивалей, иранские фильмы получили две премии “Оскар” за "Лучший фильм на иностранном языке". Это были два фильма Асгара Фархади, снятые с разницей в пять лет: “Разлука” и “Коммивояжер”. Они основаны на повседневных сюжетах с универсальными темами.

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

Франция. Снимает свои фильмы за счет других

Французская киноиндустрия является старейшей в мире и, исходя из количества фильмов, производимых каждый год, самой успешной в Европе. Он также известен своей успешной протекционистской политикой, моделью, которой предложил подражать бывший министр культуры России Владимир Мединский. Политика уходит корнями в межвоенный период (1918-1939). В то время экспансия Голливуда на ослабленные войной европейские рынки поставила под сомнение существование национальной киноиндустрии. Из-за минимальных культурных, языковых и экономических барьеров сильнее всего пострадала Великобритания. Во Франции доля французских фильмов упала всего до 10%.

В 1928 году правительство утвердило квоты на иностранное кино. Введение протекционистских мер совпало с рождением "talkies". Годом ранее в США вышел “Певец джаза”, первый звуковой фильм в истории кино. Когда персонажи начали говорить, количество иностранных фильмов во французском прокате, естественно, сократилось из-за языкового барьера.

Политика выполнила свою миссию и помогла спасти французское кино. После Второй мировой войны между Парижем и США были заключены взаимные соглашения, а квоты были заменены системой поддержки местной киноиндустрии. С 1948 года около 10% стоимости каждого билета уходило в Национальный центр кино (CNC). Эти средства идут на поддержку отечественного производства, а также на строительство и модернизацию кинотеатров.

Телевизионные компании, интернет-провайдеры и производители видео также вносят процент от продаж в ЧПУ. Сумма зависит от нескольких факторов, таких как, является ли организация государственной или индивидуальной, насколько она велика и какие продукты она продает. Например, фильмы на DVD и Blu-Ray облагаются налогом в размере 2%, а порнография облагается налогом в размере 10%.

В отличие от России, киноиндустрия во Франции не получает прямого государственного финансирования. Это заменяется сложной системой, которая собирает и распределяет налоги в соответствии с потребностями отрасли. Однако, как пишет кинокритик и корреспондент Каннского кинофестиваля по странам бывшего СССР Джоэл Шапрон, деньги, выделенные ЧПУ, составляют менее 10% от общего бюджета кинокартины. Еще 25% обеспечивают французские телеканалы, которые по закону обязаны инвестировать в производство фильмов. По словам Шапрона, почти половина всех французских фильмов - это совместные фильмы, “снятые в трех, четырех или даже семи странах”.

Франция - одно из немногих мест в мире, где американские фильмы составляют менее половины рынка. Местное кино составляет 35-45% французского кинорынка, а Голливуд составляет 45% по статистике 2014 года. Кстати, Франция стала основным иностранным рынком для российского кино в первой половине 2022 года. В 2021 году военная драма “Уроки персидского языка” стала самым кассовым российским фильмом за рубежом.

Защита национальных интересов не мешает французскому космополитизму. Будучи родиной кино, Франция объединяет представителей разных национальностей и культур. Так, испанец Луис Бунюэль, австриец Михаэль Ханеке, поляки Роман Полански и Кшиштоф Кесьлевски сняли одни из своих лучших фильмов на французском языке, а аргентинский режиссер Гаспар Ноэ считается иконой современного французского кино.

Индия. Много конкурирующих рынков в одной стране

Фильмы пришли в Индию довольно рано, всего через год после парижской премьеры фильма братьев Люмьер “Прибытие поезда”. Сегодня Индия является крупнейшим в мире производителем фильмов. В стране много независимых компаний, которые производят фильмы для местного населения. Это связано с большим разнообразием языков, на которых говорят индейцы.

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

Во всем мире индийское кино пользуется наибольшей популярностью в азиатских странах. Традиционные ценности страны – приоритет семьи и уважение к старшим – относятся к азиатской аудитории. В то же время индийское кино также претерпевает серьезные изменения и обращается к ранее запретным темам, таким как однополые отношения. Современное индийское кино внимательно и уважительно исследует явления, выходящие за рамки традиционной индуистской морали.

Нигерия. Тысячи фильмов для DVD и VHS

Нигерийское кино практически неизвестно за рубежом. Тем не менее, страна уступает только Индии по количеству ежегодно выпускаемых фильмов, что ставит ее впереди США. Киноиндустрия помогла Нигерии развить самую сильную экономику на африканском континенте. Кроме того, кинематография является вторым по величине сектором экономики Нигерии после сельского хозяйства.

Нигерийская киноиндустрия получила от New York Times прозвище "Нолливуд".

Многие нигерийцы хотят отказаться от этого термина, поскольку он был придуман американцем, и они видят в нем скрытую форму империализма. Более того, они считают, что “Нолливуд” дискредитирует африканскую идентичность, поскольку подразумевает, что нигерийские режиссеры уступают Голливуду. Почти 15 лет спустя тот же журналист New York Times цитирует как исследователей Африки, так и простых людей, все из которых согласны с тем, что кавказцы не могут в полной мере оценить нолливудское кино. Такие традиционные темы, как колдовство, обычно не находят отклика у западной или азиатской аудитории.

В 2000-х бюджет нигерийского фильма мог составлять от 1000 до 15 000 долларов. Иногда съемки останавливались из-за отключения электроэнергии или угрозы террористов поблизости. Эти фильмы были сняты всего за несколько дней и сразу же были распространены на видео. На Западе Нолливуд известен в основном устаревшими спецэффектами. Тем не менее, несмотря на низкое качество этих фильмов, производство было довольно прибыльным, поскольку скудные бюджеты были легко компенсированы за счет продажи видеокассет, и осталось больше средств для инвестиций в новый контент.

Чтобы оценить масштабы бесконечного потока фильмов в стране, где в 2020 году интернетом пользовалась только треть населения, мы можем взглянуть на фильмографию одного из режиссеров Нолливуда. Ланселот Одува Имасуэн IMDB.com в профиле указано, что он снял 112 фильмов. Однако сам режиссер говорит, что за более чем 20 лет он снял где-то 150-200 фильмов.

Количество ежегодно производимых фильмов достигло максимума в 2008 году и с тех пор сокращается. Но для индустрии это свидетельствует о росте. Один человек больше не может совмещать роли режиссера, оператора и композитора. Нигерийское кино становится более профессиональным и неуклонно уходит от технических несоответствий 1990-х и 2000-х годов.

Голливуд покинул Россию год назад, но кассовые сборы страны только что установили рекорд за все время: как это произошло?

Тем не менее, распространение по-прежнему является серьезной проблемой для Нолливуда. В течение многих лет фильмы выходили на DVD и VHS и продавались на местных рынках. Большинство копий были нелицензионными. Долгое время это не мешало создателям зарабатывать деньги, поскольку первоначальные инвестиции были тривиальными.

Западные методы распространения только начинают становиться популярными в Нигерии. В 2021 году в стране было всего 68 кинотеатров с населением более 200 миллионов человек. Некоторые потоковые платформы, включая Netflix, также стали доступны в Африке. Число подписчиков растет с каждым годом.

Итак, что насчет России?

2022 год стал первым годом, когда на фильмы российского производства пришлось более половины всех кассовых сборов с общей долей 52,1%. Для сравнения, в это же время в прошлом году 73,36% показанного здесь контента было иностранным. Январь 2023 года стал лучшим месяцем в истории российского кино, а кассовые сборы превысили 8,663 миллиарда рублей (118 миллионов долларов). Это на 61,8% больше, чем в 2022 году, и улучшило рекорд 2020 года на 12,3%.

Этот успех во многом был обусловлен выходом семейного блокбастера “Чебурашка”, который установил рекорд в национальном прокате и собрал 6 миллиардов рублей (почти в два раза больше, чем “Аватар” в 2009 году) или 80 миллионов долларов. В настоящее время в стадии постпродакшена находится несколько фильмов, которые, возможно, не побьют рекорд, но, скорее всего, будут успешными. Например, “Вызов” должен выйти в кинотеатрах в апреле этого года. Это первый полнометражный фильм, частично снятый в космосе на МКС.

Отсутствие Голливуда уже уравновешивается развитием отечественной драмы. К концу 2022 года количество российских фильмов и сериалов, запущенных в производство, увеличилось на 16%.

Этот рост был вызван снятием голливудских блокбастеров, на которые приходилась основная доля кассовых сборов. Если Голливуд решит вернуться, он, вероятно, столкнется с гораздо более жесткой конкуренцией, чем раньше.

1 комментарий
Понравилась публикация?
8 / 0
нет
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 1
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Марина
Подписчиков 4723
30.01.2024, 01:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5.8М
Кто-нибудь вообще понимает, какая у нас экономика? Говорят, что, мол, «рыночная». Но если так,...
Подробнее
Неинтересно
10:00
Поделитесь этим видео
-7
166
Brave spirit
Подписчиков 204
позавчера, 15:22
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг615.4к
Недавно депутат Госдумы РФ Кирьянов заявил, что работодатели, занижающие зарплаты сотрудникам,...
Подробнее
Неинтересно
0
2
Тимур
Подписчиков 3
сегодня, 14:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг5560
Недавно блогер Анастасия Ивлева посетила Успенский мужский монастырь Тихвинической ...
Подробнее
Неинтересно
0
Дима
Подписчиков 427
сегодня, 14:11
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг3.8М
"Один в поле воин" - это высказывание можно с гордостью применить к любому ...
Подробнее
Неинтересно
00:57
Поделитесь этим видео
0
10
Татьяна Дмитриевна
Подписчиков 24995
сегодня, 14:08
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг25.8М
Социальный эксперимент в Казахстане: Флаг 🇷🇺России против флага 🇺🇦Украины...
Подробнее
Неинтересно
00:53
Поделитесь этим видео
0
0
Русский Бомж☆∘☆∘☆
Подписчиков 2452
сегодня, 14:02
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.3М
Опасность заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем (ИППП), становится ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Лебедева Светлана Васильевна
Подписчиков 399
сегодня, 12:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг621.4к
Черноморский флот России предотвратил новую попытку Украины атаковать Крым.30 мая ВМС России ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Анна Алиева
Подписчиков 969
сегодня, 14:10
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.8М
Пока весь мир смотрит новый «Аватар» 2024 года, кинопродюсеры уже создали следующие ...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Александр Юрьевич Свинухов
Подписчиков 14
вчера, 21:04
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.1к
"Вы знаете, что слова "элита" во многом себя дискредитировало. Теми, кто, не имея ...
Подробнее
Неинтересно
-3
0