Срочно Как железнодорожные туннели под Амстердамом раскрыли средневековую сокровищницу
Строительство линии метро Амстердама Север-Юг было большой проблемой - бюджетная 15-летняя операция, которая включала в себя тщательное закапывание под фундаменты многовековой архитектуры.
Для археологов, которым было поручено просеивать мягкую грязь, чтобы сохранить любую историю, нарушенную массивным инженерным проектом, это также было нелегким подвигом. Их потенциально опасная работа проходила внутри бетонных ящиков под давлением, чтобы предотвратить наводнения от вездесущих водных путей голландской столицы.
Сегодня плоды их подземных трудов можно увидеть на станции Рокин, одной из восьми остановок на маршруте и той, которая удваивается как впечатляющий подземный археологический музей с почти 10 000 экспонатов.
Станция, которую стоит посетить сама по себе, является свидетельством не только богатого наследия, на котором построен Амстердам, но и инженеров и археологов, которые так усердно работали, чтобы сохранить его.
Плоды их труда отображаются в двух стеклянных витринах, расположенных между эскалаторами, по одному корпусу на обоих концах станции. В любой день нет ничего необычного в том, чтобы найти пассажира, идущего вверх и вниз по эскалаторам, просто чтобы лучше рассмотреть.
Переполненный Амстердам нацелен на секс-и наркотических туристов с кампанией «держись подальше»
Значительное количество этих артефактов было найдено в Рокине и его окрестностях, районе, который находится вдоль главной реки города Амстел, которая была в центре Амстердама, поскольку она развивалась с 13-го века.
Водные пути, как правило, становятся свалками, накапливая объекты на протяжении веков. Русло реки Амстел вокруг Рокина ничем не отличалось.
«Огромная масса материала, который мы обнаружили во время строительства линии Север-Юг, была экстраординарной», — говорит Питер Кранендонк, один из двух старших археологов, ведущих раскопки во время проекта метро.
«Строительство дало нам уникальную возможность провести раскопки под городом на глубине до 30 метров», — добавляет он. Самыми старыми найденными предметами были раковины моллюсков, датируемые более чем 115 000 лет назад.
Экспозиции артефактов на станции Рокин организованы в различные темы. На северной экспозиции основное внимание уделяется объектам, связанным с едой, наукой и техникой, оружием и доспехами, связью, играми и отдыхом, личными артефактами и одеждой; в то время как южная экспозиция включает в себя предметы из зданий и сооружений, интерьеры и аксессуары, транспорт, а также ремесло и промышленность. Все эти артефакты дают представление о славном, а иногда и неизвестном прошлом Амстердама.
«Некоторые объекты, такие как 500-летние монеты, имеют прямую историю», — говорит Кранендонк. «На основе находок мы также можем сказать кое-что об использовании области», — добавляет он.
В одном месте в Рокине раскопки концентрации измельченных костей животных указывали на существование мясной лавки поблизости в 17-м и 18-м веках. В другом месте обилие мебельной фурнитуры подтвердило наличие мебельной мастерской в 19 веке.
«До раскопок этих артефактов в городе был археологический архив, насчитывающий всего около 70 000 артефактов», — говорит Хойте Детмар, который занимал должность директора проекта метро «Север-Юг» с 2016 года до его завершения. «Мы нашли в 10 раз больше во время строительства линии Север-Юг».
Кранендонк подробно рассказывает о довольно нетрадиционном процессе раскопок, стоящем за этими находками.
«Это не было нормальным раскопом», — говорит он. «Обычно раскопки проводятся перед строительством. Но в данном случае планы строительства уже были доработаны. Поэтому мы должны были стать частью существующего процесса. Команда гражданского строительства строила, и мы проводили раскопки».
Для команды археологов работа в кессонах была новым опытом. Кессон представляет собой большую водонепроницаемую бетонную камеру, открытую на дне, из которой вода удерживается давлением воздуха и в которой проводятся строительные работы под землей или под водой.
Амстердам рушился в течение многих лет. Теперь он платит цену
«Это был интересный опыт, но и немного пугающий», — говорит Кранендонк. «Чем глубже вы идете, тем более сжатым становится воздух. Чтобы акклиматизироваться к кессонам, команды должны были проводить время в барокамере перед входом и после выхода, иначе они столкнулись бы с риском «изгибов», когда в организме образуются пузырьки газа, что потенциально приводит к параличу.
Чтобы люди могли взаимодействовать с дисплеями Rokin на досуге, была создана онлайн-база данных из почти 20 000 объектов Under the Surface, предоставляющая информацию о каждом предмете в стеклянных витринах. «Это процесс открытия по-своему», — говорит Кранендонк.
Также были созданы документальный фильм о раскопках под названием «Amstel, Spiegel van de Stad» (Амстел, Зеркало города) и красивая книга для журнального столика «Amsterdam Stuff».
«Мы знали, что будем работать в городе очень долго и будем причинять неудобства гражданам», — говорит Хойте Детмар. «Это был один из многих способов, которыми мы вернули город».
В дополнение к двум археологическим экспозициям, стены станции Рокин, прилегающие к рельсам, покрыты каменными мозаиками художников Даниэля Дьюара и Грегори Жикель, изображающими 33 обнаруженных артефакта — клавиатуру, щуку, чайник, кости, бабочку и другие.
Существует даже мозаика крокодила, которая представляет собой челюсть крокодила, которая была обнаружена, довольно необычная находка для этой части мира.
Провозглашенная одним из самых сложных инфраструктурных проектов в Нидерландах, линия Север-Юг была открыта в июле 2018 года с большой помпой. Маршрут имеет длину шесть миль, из которых 4,5 мили находятся под землей, и проходит под историческим центром города, Центральным железнодорожным вокзалом и IJ, водным каналом, который отделяет север города от его центра.
Линия связывала районы, такие как северные пригороды (ранее не связанные железной дорогой) с центром города, устраняя необходимость садиться на паром через IJ или проезжать через туннель IJ. Это также вдвое сократило 30-минутное время в пути, необходимое для пересечения города с севера на юг. Сразу после открытия линии, по оценкам, 120 000 пассажиров использовали ее каждый день.
Однако первоначальные планы по линии Север-Юг не были встречены с энтузиазмом. Общественное сопротивление этому проекту было вызвано травматическим опытом во время строительства первого метро Амстердама, Восточной линии, в 1970-х годах. Большая часть района Ньюмарктбюрт была снесена, чтобы освободить место для проекта, что привело к гневу и беспорядкам в 1975 году.
Строительство линии Север-Юг началось в 2003 году, одной из ее ключевых целей является сохранение существующей застроенной среды.
Имея это в виду, был выбран конкретный маршрут и было использовано несколько новых методов строительства, в том числе развертывание индивидуальной туннельной буровой машины, которая позволила копать глубоко в мягкой почве Амстердама, не влияя на структуры выше.
«Нам нечего скрывать» - Почему голландцы не возражают против того, чтобы вы заглядывали в их дома
Тем не менее, общественные опасения по поводу разрушения домов нависли над проектом. В июне 2008 года работы остановились, когда четыре здания 17-го века возле станции Вийзельграхт опустились примерно на 25 сантиметров (10 дюймов), что сделало их непригодными для проживания.
«К счастью, никто не пострадал», — говорит Детмар. Была проведена независимая оценка, и летом 2009 года работа возобновилась. Дома наследия также были отреставрированы.
Проект столкнулся со многими инженерными проблемами, которые привели к удвоению бюджета строительства с 1,4 до 3,1 миллиарда евро. Первоначальная дата запуска 2011 года также была перенесена на 2018 год.
Несмотря на эти проблемы, линия Север-Юг функционирует бесперебойно с момента запуска.
Детмар говорит, что он доволен оценкой, которую проект получил на сегодняшний день, особенно за искусство на каждой из восьми станций на новой линии.
Рокин – изюминка.
«Когда я еду на станцию Рокин, я вижу людей, действительно изучающих археологические экспонаты», — говорит он. «Я надеюсь, что больше людей сядут на метро, чтобы увидеть этот подземный музей».
