Рамафос против нового мандата Центрального банка
- Правящая партия хочет изменить мандат центрального банка
- Изменения могут привести к разрушению с таким трудом завоеванного доверия к банку: БЭР
Ведущие политики ЮАР, включая президента Сирила Рамафосу и министра финансов Эноха Годонгвана, должны действовать решительно, чтобы остановить "непродуманное" предложение правящего Африканского национального конгресса изменить мандат центрального банка и управлять восприятием рисков в преддверии выборов в следующем году, заявило Бюро экономических исследований.
Комментарии БЭИ появились после того, как Гведе Манташе, председатель АНК, заявил, что на конференции партия согласилась изменить мандат центрального банка, включив в него создание рабочих мест, что вызвало беспокойство инвесторов, опасающихся, что изменения ослабят независимость Резервного банка ЮАР и его приверженность целевому показателю инфляции.
Рамафоса позже пресек предположения о том, что изменения неизбежны, а Годонгвана заявил, что прямое упоминание рабочих мест в полномочиях центрального банка не повлияет на его деятельность.
Конституционный мандат центрального банка заключается в защите ценовой стабильности в интересах сбалансированного и устойчивого роста. С ноября 2021 года он более чем удвоил базовую ставку до 7,25% в ответ на самый сильный глобальный инфляционный шок за последнее поколение. Хотя эта позиция вызвала критику со стороны некоторых политиков и профсоюзов, Южная Африка не сталкивалась с промахами в достижении целевых показателей в таких масштабах, как некоторые из ее африканских и развитых рынков, а повышение процентных ставок не было таким значительным, как на других развивающихся рынках.
Официальный уровень безработицы в Южной Африке составляет 32,9% и является третьим по величине в списке из 82 стран и еврозоны, отслеживаемом Bloomberg. АНК, под эгидой своего Национального плана развития 2012 года, поставил цель снизить уровень безработицы до 14% к 2020 году. Опросы общественного мнения показывают, что партия рискует потерять свое национальное большинство на всеобщих выборах 2024 года.
Предложение, которое "не соответствует потребностям и реалиям южноафриканского рынка труда, удобно для политиков, стремящихся переложить вину за плохие экономические показатели", и, похоже, основано на торговле лошадьми и позировании в контексте внутренних разногласий в АНК, а не на политике или институциональном содержании, отметили в своей записке главный экономист BER Хьюго Пиенаар и Малан Ритвельд.
"Подобная тонко завуалированная политическая атака на Южноафриканский резервный банк не лишена издержек и рисков, - сказали они. Важно, чтобы политики и технократы в Национальном казначействе "дали решительный отпор любым попыткам подорвать Резервный банк и его вклад в макроэкономическую стабильность".
Даже без изменения мандата, постоянные нападки на центральный банк будут нервировать инвесторов и могут потребовать более ястребиной политической позиции, чтобы укрепить его независимость от политического влияния и доверие к его приверженности ценовой стабильности, говорят экономисты.
Изменение полномочий, которое не окажет существенного влияния на проведение денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе, все равно потребует периода более высоких процентных ставок для укрепления независимости и авторитета центрального банка и сделает "будущие назначения правительства в комитет по денежно-кредитной политике еще более критичными, поскольку интерпретация пересмотренного мандата будет тщательно изучаться участниками рынка", - сказали они.
Кошмарный" сценарий, при котором мандат центрального банка будет изменен, а в его руководство и КДК будет назначено несколько так называемых "сторонников роста", подорвет с таким трудом завоеванные доверие и независимость Резервного банка и может серьезно подорвать ценовую и общую макроэкономическую стабильность, считают в BER. "Как ни маловероятен этот сценарий на данный момент, он может стать частью более широкой политической перестройки в Южной Африке, особенно через коалиционные соглашения между ослабевающим АНК и радикальными политическими партиями, находящимися в настоящее время в оппозиции".
По словам Пиенаара и Ритвельда, хотя центральные банки, такие как Федеральная резервная система США, имеют двойные мандаты по инфляции и занятости, это скорее исключение, чем правило, и к тому же это "в некотором роде красная селедка".
"Всякий раз, когда необходимо найти краткосрочный компромисс между компонентами мандата по инфляции и занятости, приоритет, естественно, будет отдаваться сохранению ценовой стабильности".