Правовое регулирование дополнительного профессионального образования судей: опыт России и зарубежных стран
Компетентность в профессиональном обучении судей может
гарантировать только комплексное специальное образова-
тельное учреждение, такое как Российский государственный
университет правосудия. Поэтому представляется важным
в целях обеспечения независимости судей, повышения каче-
ства правосудия, реализации возможности на профессиональ-
ное образование судей установить, в первую очередь, на за-
конодательном уровне статус Российского государственного
университета правосудия как уникального специализирован-
ного учебного заведения, ответственного за дополнительное
профессиональное образование судей.
Представляется целесообразном установить в законодатель-
ных актах Российской Федерации строго определенные сроки
профессионального обучения судей, в течение которых они
смогут усвоить минимально необходимую информацию и вы-
работать соответствующие профессиональные навыки. Учи-
тывая значение, осуществляемых судьями профессиональных
функций и предъявляемых к их профессиональным качествам
повышенных требований, срок переподготовки должен быть
не менее шести месяцев. В целях повышения качества допол-
нительного профессионального образования судей закрепить
в Законе «О статусе судей в Российской Федерации» особен-
ности разработки программ дополнительного профессиональ-
ного образования судей, предусмотрев для представителей
судебных органов, органов судейского сообщества, учебных
заведений юридического профиля, научно-исследовательских
организаций и юридической общественности в целом возмож-
ность принимать участие в разработке указанных программ.
Ключевые слова: Закон «О статусе судей в Российской Фе-
дерации», дополнительное профессиональное образование
судей, Российский государственный университет правосудия.
Значимость функций и роли судебной власти
требует от лиц, замещающих должности судей,
наличие хорошей правовой подготовки, имея ко-
торую, они, с одной стороны, будут знать и глубоко
понимать сущность права, его проблемные аспек-
ты, а с другой стороны, обладать навыками по ор-
ганизации, ведению и руководству судебными за-
седаниями, разбираться в многообразных процес-
суальных тонкостях, влияющих на вынесение пра-
вомерного и объективного решения.
Из изложенного очевидно, что наличие только
одного высшего юридического образования и опы-
та работы (службы) по юридической специально-
сти не достаточно для того, чтобы вновь назначен-
ный судья мог эффективно рассматривать и разре-
шать различные категории дел.
Более того, учитывая особенности формиро-
вания в Российской Федерации судейского кор-
пуса, связанные с законодательно закрепленной
возможностью «доступа в судейскую профессию
представителей других юридических профессий»
бюджета соответствующего субъекта Российской
Федерации. По мнению Сиротюк А.З., качество
дополнительного профессионального образова-
ния страдает в силу его недостаточного финанси-
рования из бюджетов в ряде субъектов Российской
Федерации
Очевидно, что объем настоящей статьи позво-
лил обозначить только ключевые проблемы в сфе-
ре правового регулирования дополнительного про-
фессионального образования судей в Российской
Федерации и некоторые механизмы их разреше-
ния. Однако указанный вопрос требует дополни-
тельного и более детального исследования.