Моя Сапа .

Ли Тай Кер знал город Сапа, когда он был горным анклавом, и видел, как он превратился в шумный туристический центр, которым он является сегодня.
Кер — молодая темнокожая х'Монг, мать двоих детей, и подрабатывает гидом, отправляя путешественников в походы, чтобы заглянуть в ее мир. Здесь она рассказывает о своей жизни и делится идеями для посетителей, желающих погрузиться в жизнь Сапы.
Если посетители хотят познакомиться с нашей культурой, им нужно отправиться дальше, в местные места, а не только в город Сапа. Я провожу гостей, путешествующих по горам, к себе домой, где они могут остаться со мной и посмотреть, как мы живем, а также всю работу, которую мы делаем в нашем доме.

Мой народ, черные х'монги, обычно живут в маленьких деревнях в горах. Все всех знают. Мы сами выращиваем продукты и готовим все свежее на костре. Я живу примерно в 20 минутах езды на мотоцикле от города Сапа, но это два часа ходьбы. До появления мотоциклов мы везде ходили пешком! Пожилые люди часто называют нас, молодое поколение, ленивыми.
У нас есть много древних традиций, которых мы придерживаемся до сих пор, особенно шаманизм и фитотерапия. Давным-давно большинство людей верило только в Шамана, духовного целителя, который помогает людям, когда они больны. Сейчас люди верят в ряд религий и в западную медицину, но шаманизм по-прежнему составляет большую часть нашей культуры.
Многие люди в деревне также очень хорошо разбираются в фитотерапии. Они узнают об этом от своих родителей или деревенских старейшин. Мой отец — шаман, а мать — травница. Они оба могут помочь многим людям, и я очень горжусь тем, что я их дочь!

Есть чем заняться! Если путешественники приедут в подходящий сезон, они смогут присоединиться к нам и посмотреть, как мы работаем на местной ферме, сажаем рис и перерабатываем урожай. Травяные ванны Red Dzao тоже очень хороши. Я был на таких в Sapanapro несколько раз, и они мне очень нравятся! Говорят, что они полезны для костей и здоровья в целом. Если вы посетите бани с гидом Красного Дзао, вы можете после этого остаться в ее доме на обед и узнать немного больше об образе жизни Красного Дзао.

Из еды можно попробовать угря, сверчков и лягушек — они очень хороши! У нас также есть классы для изучения традиционного батика хмонг и вышивки. Батик делается быстрее, чем вышивка. Вы можете сделать небольшой кусочек, чтобы принести домой всего за один день.
В Сапе у нас выращивают овощ под названием «су су» (чоко). Тофу здесь свежий — мы делаем его новым каждое утро — и у нас есть один очень хороший червь, которого мы получаем из бамбука. Если вы приехали в правильный сезон, вы должны попробовать! Лучший способ попробовать еду сапа — отправиться в поход с местной семьей, которая отвезет вас на местный рынок, чтобы выбрать свежие ингредиенты, а затем отвезет их домой, чтобы приготовить.
Лучшие сувениры находятся в задней части рынка Сапа и наверху. Эта часть рынка предназначена для местных женщин, и то, что они продают, является качественным и аутентичным. Есть дамы, которые гуляют по городу, но это часто может показаться торопливым и напористым. На рынке у вас есть время, чтобы просмотреть. Прежде чем купить что-то, вы должны спросить продавца, сколько времени ушло на его изготовление, чтобы вы могли заключить с ним честную сделку.

Единственным исключением являются браслеты и украшения. У местных женщин на улицах самые качественные украшения. Кроме того, они носят свои украшения на запястьях и шее, поэтому они часто немного изношены по краям и не такие острые, как те, что продаются на рынках.
В культуре черных хмонгов мы делаем нашу одежду из конопли. Нам требуется почти год, чтобы сделать новый наряд. Сначала мы выращиваем коноплю в течение трех месяцев, сажая примерно в марте и собирая урожай в июне. Когда он достаточно высокий, мы срезаем его, убираем листья и сушим их на солнце около 10 дней.
После этого мы потихоньку сдираем кожу — это то, что мы используем для нашей одежды. Сначала закручиваем его, затем соединяем пряди руками, чтобы получился один длинный шнур. Далее кипятим шнур с золой от костра в течение трех дней, чтобы он стал белым и мягким. Затем кипятим его с воском несколько часов, чтобы конопля стала еще мягче.

После этого расплющиваем пеньку, закатав ее под большой камень. Вы должны делать это в течение целого дня: раскатывать пеньку, развешивать ее для просушки, затем снова раскатывать, пока она полностью не высохнет. После этого подносим к ткацкому станку, плетем ткань и красим ее индиго. Только на то, чтобы покрасить ткань, у нас уходит от четырех до шести месяцев.
Весь этот процесс так важен для хмонгов. Мы делаем нашу одежду, чтобы носить каждый Новый год для фестиваля. После того, как ткань окрашена, украшаем ее. Я в основном вышиваю и вышиваю, а люди постарше занимаются батиком. Я чувствую себя очень хорошо и очень счастлива, что могу сама что-то сделать и носить. Я не покупаю это у других людей. Это имеет особое значение.