Китай переходит в наступление, поскольку выпадение шаров грозит подорвать доверие к нему
Прошло около двух недель с тех пор, как в конце прошлого месяца подозрительный китайский аэростат наблюдения вошел в американское воздушное пространство. За это время реакция Китая менялась от примирительной до возмущенной, а теперь, когда последствия продолжаются, до откровенно конфронтационной.
Хотя все более жесткая позиция Китая играет на его внутреннюю аудиторию, она также обнажает непоследовательность и внутренние противоречия в сообщениях Пекина, что серьезно подрывает его авторитет, говорят аналитики.
В понедельник Пекин обвинил Вашингтон в "незаконных" полетах высотных аэростатов над своим воздушным пространством более 10 раз с прошлого года, назвав США "крупнейшей в мире империей наблюдения".
Это утверждение - сделанное без каких-либо подробностей или доказательств - было быстро опровергнуто Белым домом, который назвал это утверждение "последним примером того, как Китай пытается справиться с последствиями".
Обвинение знаменует собой заметную эскалацию реакции Китая и резко контрастирует с его первоначальной попыткой управления кризисом. Вскоре после обнаружения воздушного шара над Монтаной Пекин выразил редкое "сожаление", заявив, что аппарат был гражданским исследовательским дирижаблем, сбившимся с курса.
Однако политические и дипломатические последствия не позволили инциденту с воздушным шаром завершиться так быстро, как Пекин, возможно, надеялся.
Когда стало очевидно, что спор будет продолжать занимать центральное место в заголовках американских газет и привлекать внимание общественности, раскаяние Пекина переросло в гнев.
После того как 4 февраля американские истребители сбили воздушный шар, Министерство иностранных дел Китая обвинило США в "чрезмерной реакции" и "серьезном нарушении международной практики".
На следующей неделе, когда американские чиновники раскрыли больше информации о так называемом шаре-шпионе и стоящей за ним обширной программе наблюдения, государственные СМИ Китая обвинили США в участии в "политическом спектакле" и "раздувании" "китайской угрозы".
Теперь Пекин, похоже, переходит в наступление со своим встречным заявлением о вторжении американского воздушного шара.
Железная руда лежит в кучах в порту Рижао 17 октября 2022 года в Рижао, китайская провинция Шаньдун.
Коллин Кох, научный сотрудник Школы международных исследований имени С. Раджаратнама в Сингапуре, назвал претензии Китая "своеобразным приемом "один на один" против обвинений Вашингтона".
"Больше похоже на то, что Пекин пытается представить себя жертвой американской слежки, вместо того, чтобы на протяжении последней недели изображать себя агрессором", - сказал он.
В понедельник представитель Министерства иностранных дел Китая также обвинил США в том, что они часто посылают военные корабли и самолеты для проведения разведки с близкого расстояния против Китая, что, по словам представителя, произошло в общей сложности 657 раз в прошлом году - и 64 раза в январе этого года в Южно-Китайском море.
Дрю Томпсон, старший научный сотрудник Школы государственной политики имени Ли Куан Ю при Национальном университете Сингапура, назвал последнюю тактику Китая "большим случаем "что-что".
"Они не рассматривают грубое нарушение суверенитета США, которое произошло с аэростатом наблюдения над Монтаной. Они пытаются увидеть, возможно, некую ложную эквивалентность, но им это с трудом удается. Я думаю, что они в основном подают сигналы своему собственному населению, чтобы убедиться, что оно не слишком увлеклось противоречием позиции Китая", - сказал он.
"А она была довольно противоречивой. И она в основном направлена на внутреннюю аудиторию, поэтому я думаю, что она не вызывает доверия у других стран".
Томпсон, бывший сотрудник Министерства обороны США, сказал, что американские военные используют воздушные шары, как привязные, так и высотные, для наблюдения, но они "очень тщательно" следят за тем, чтобы они не заходили в воздушное пространство других стран, если только это не совместная операция.
По словам Томпсона, США тренировались использовать воздушные шары для наблюдения с союзниками и партнерами, в том числе с Филиппинами в 2022 году в рамках их ежегодных совместных военных учений.
"Все шпионят" - это плохо продуманный троп, который не оправдывает вторжение Китая в воздушное пространство других стран. То, как страны ведут наблюдение и разведку, имеет значение, так же как и соблюдение международного права и морского права", - сказал он.
Суверенитет над воздухом
Китай не предоставил никаких подробностей о предполагаемых вторжениях американских аэростатов в его воздушное пространство - когда и где они происходили, и реагировал ли он каким-либо образом в то время.
Обвинение также осложняется тем, как Китай определяет свое воздушное пространство, особенно учитывая его спорные территориальные претензии в Южно-Китайском море, говорят эксперты.
Суверенное воздушное пространство страны - это часть атмосферы, находящаяся над ее территорией, включая территориальные воды, простирающиеся на 12 морских миль от суши. По словам Дональда Ротвелла, профессора международного права Австралийского национального университета, над океаном за пределами 12 морских миль считается международным воздушным пространством, где коммерческим и военным самолетам - включая воздушные шары - разрешено совершать полеты, не спрашивая разрешения.
Но Кох, военный эксперт из Сингапура, сказал, что Пекин на практике не обязательно проводит различие между национальным воздушным пространством и международным воздушным пространством.
"В прошлом и до недавнего времени китайские военные оспаривали иностранную военную воздушную деятельность в международном воздушном пространстве таким образом, как будто это национальное воздушное пространство", - сказал он, приведя в качестве примера столкновение в 2001 году самолета-разведчика ВМС США с китайским истребителем над Южно-Китайским морем.
Кох, специализирующийся на морской безопасности и военно-морских делах в Индо-Тихоокеанском регионе, сказал, что существующие официальные позиции Китая по оспариваемым кластерам Южно-Китайского моря, таким как острова Спратли, прямо не подчеркивают статус воздушного пространства над заявленными водами и наземными объектами, хотя воздушное пространство над оккупированными Китаем объектами заявлено как национальное воздушное пространство.
"В последние годы китайские военные также оспаривают иностранную военную воздушную деятельность над Спратли, в том числе и филиппинцев, когда те пролетали близко к оккупированным Китаем форпостам", - сказал он.
Предполагаемый китайский воздушный шар-шпион дрейфует над Атлантическим океаном у побережья Каролинас, прежде чем его сбили 4 февраля 2023 года.
Конфликтные островные и морские претензии в Южно-Китайском море могут распространяться и на небо, поскольку то, что Китай определяет как свое воздушное пространство над островами и водами, на которые он претендует как на свои собственные, может быть не признано другими странами, например, США.
Китай также провел значительную мелиорацию и построил по меньшей мере семь искусственных островов в Южно-Китайском море. Но согласно международному праву, искусственный остров не дает суверенитета над воздушным пространством, сказал Ротвелл.
"Одна из возможных интерпретаций слов Китая заключается в том, что Соединенные Штаты запустили аэростаты наблюдения над Южно-Китайским морем и в его пределах - вблизи одного из этих искусственных или спорных островов, на которые претендует Китай, и Китай назвал это примерами нарушения воздушного пространства Китая", - сказал Ротвелл. "Но, конечно, Соединенные Штаты вернутся и скажут: "Ну, на самом деле мы не признаем суверенитет Китая над этими объектами"".
Помимо существующих территориальных споров, определение национального воздушного пространства осложняется еще и тем, что верхняя граница суверенного воздушного пространства не является полностью урегулированной в международном праве.
На практике, по словам Ротвелла, она обычно распространяется на максимальную высоту, на которой летают коммерческие и военные самолеты. Конкорд", франко-британский сверхзвуковой авиалайнер, вышедший из эксплуатации, работал на высоте 60 000 футов (18 300 метров), создав прецедент того, до какой высоты может простираться национальное воздушное пространство, сказал он.
Китайский воздушный шар висел на высоте 60 000 футов, когда его заметили в Монтане, по словам официальных лиц США, что означает, что он находился в воздушном пространстве США. Китай не уточнил, на каких высотах якобы происходило вторжение американских воздушных шаров.