Совершенно новый Boeing 747 списан после 16 полетов

Boeing 747, сконфигурированный как частный VIP-самолет, отправляется на слом после того, как провел в эксплуатации всего 30 часов, совершив 16 рейсов.
Самолет, изначально предназначенный для королевской семьи Саудовской Аравии, почти 10 лет простоял в Евроаэропорте Базель-Мюлуз-Фрайбург, расположенном на границе Франции, Швейцарии и Германии.
Там он должен был быть оснащен роскошным салоном, но этого так и не произошло, и, не сумев найти нового покупателя, самолет в конечном итоге был доставлен в аэропорт Пинал в Аризоне — кладбище самолетов, где списанные самолеты разбирают на запчасти или хранят. на неопределенный срок.
Самолет BBJ от «Boeing Business Jet» — сильно модифицированные версии лайнеров Boeing, предназначенные для правительств и корпоративных клиентов. Его дальность полета более 10 000 миль и площадь салона около 5 000 квадратных футов не имеют себе равных среди самолетов бизнес-класса.
Это также самая продвинутая модель Boeing 747 из когда-либо произведенных — вариант 747-8 — который впервые поднялся в воздух в 2010 году, но не имел коммерческого успеха из-за дороговизны в эксплуатации. Последний, доставленный грузовому оператору Atlas Air в начале 2023 года, ознаменовал конец истории производства 747-го, хотя у этого варианта все еще есть будущее: два 747-8 в настоящее время трансформируются в следующие самолеты Air Force One.
На сегодняшний день компания Boeing продала более 250 самолетов BBJ, подавляющее большинство из которых — модели 737, которые имеют более широкую рыночную привлекательность. Большой, дорогой четырехмоторный BBJ 747-8 было труднее продать: «Всего было построено десять самолетов, и это первый списанный самолет», — говорит Коннор Дайвер, старший аналитик авиационной аналитической компании Cirium. «Неясно, кто именно их покупает, но это очень, очень большой частный самолет, и единственными операторами или покупателями, как правило, являются правительства и королевские семьи».
Конкретно этот был предназначен для правительства Саудовской Аравии, а именно для наследного принца Султана бин Абдель Азиза Аль-Сауда, но он умер в 2011 году, всего за несколько месяцев до запланированной доставки. Самолет, которому был присвоен обязательный регистрационный код N458BJ, впервые поднялся в воздух в мае 2012 года для испытаний и был официально доставлен в июне 2012 года.
«Согласно нашей базе данных, он летел, возможно, через Сан-Бернардино, а затем через Сан-Антонио в Техасе в течение нескольких месяцев, а затем в декабре 2012 года отправился в Базель», — говорит Дайвер.
Как правило, большие бизнес-джеты доставляются в так называемом «зеленом» состоянии — по цвету защитного покрытия фюзеляжа — это означает, что внутри они пусты, а салон требует установки.
«Я предполагаю, что именно по этой причине он изначально был доставлен туда для оснащения», — говорит Дайвер. «Конечно, такого никогда не было. И похоже, он сидел там 10 лет».
По данным Diver, в 2017 году самолет, лишенный первоначального предназначения, был выставлен на продажу за 95 миллионов долларов — по сравнению с первоначальной прейскурантной ценой около 350 миллионов долларов. Он все еще был пуст и рекламировался как «готовый к преобразованию» в брошюре, которую до сих пор можно найти в Интернете. Но так и не продал.
«Никто, кроме главы саудовского государства, не захочет иметь частный четырехмоторный бизнес-джет», — говорит Ричард Абулафия, авиационный аналитик AeroDynamic Advisory. «Вы не можете переоборудовать только один самолет в грузовой, а пассажирская версия никому не нужна. Как следствие, детали и особенно двигатели стоят гораздо больше, чем самолет».
Одним из основных препятствий на пути к продаже была высокая стоимость внутренней отделки.
«Установка одного из них обойдется в 30, 40, а то и 50 миллионов долларов, — говорит Дайвер. — Хотя вы можете подумать, что это совершенно новый самолет, альтернативные варианты его использования довольно ограничены. Коммерческий пассажирский вариант имел ограниченное производство, и его эксплуатировали очень немногие авиакомпании, и они не были заинтересованы в большем количестве. Таким образом, единственным другим вариантом было потенциально другое правительство, но, очевидно, этого не произошло».
Boeing, который отказался отвечать на ряд вопросов о самолете, когда с ним связался CNN, в конце концов купил его еще в 2022 году у компании по продаже самолетов под названием Aircraft Finance Germany. Самолет вылетел в Аризону 15 апреля 2022 года, добавив к своему времени в воздухе еще 10 часов, что составляет около четверти общего времени полета.
В Pinal Airpark подрядчик Boeing все еще работает над разборкой самолета, из которого были удалены наиболее ценные части. «Я видел его фотографии, он уже разобран, двигатели уже сняты», — говорит Дайвер. «Они были фактически совершенно новыми, и один из них, вероятно, стоит около 20 миллионов долларов, поэтому четыре будут стоить около 80 миллионов долларов».
По словам Абулафии, основные системы, такие как вспомогательная силовая установка и некоторые системы контроля окружающей среды, также должны были выйти из строя в числе первых.
«Общий объем производства Боингов 747-8 составляет около 150 самолетов», — добавляет он. «Это небольшая группа пользователей и небольшое количество самолетов. Но, с другой стороны, они захотят сохранить их. Я подозреваю, что многие компоненты, скорее всего, попадут к грузчикам».
Пока неясно, будет ли самолет утилизирован полностью или отправлен на хранение, чтобы позже разобрать его на запчасти. «Что может случиться в этих случаях, так это то, что он будет стоять там до тех пор, пока не понадобится определенная часть. Они могут не обязательно сдать все это на металлолом и оставить на несколько лет, пока кому-то не понадобится конкретная деталь», — говорит Дайвер.
По данным Diver, девять других BBJ 747 все еще эксплуатируются правительствами Египта, Кувейта, Марокко, Омана, Катара и Турции. Поскольку срок службы Боинга 747 обычно составляет от 25 до 30 лет, этот, вышедший на пенсию в возрасте всего 10 лет, установит рекорд, который будет трудно побить.