Умер 96-летний Фридрих Церха, закончивший очередной шедевр композитора
Его умение исполнить «Лулу» Альбана Берга почти через 40 лет после смерти Берга считалось одним из величайших оперных достижений 20 века.
Фридрих Черха, австрийский композитор и дирижер, наиболее известный тем, что взял на себя трудную задачу завершить незаконченную «Лулу» Альбана Берга и чье мастерство в этой работе подтвердило, что это произведение является одним из величайших оперных достижений 20-го века, умер в Вторник в Вене. Ему было 96 лет.
О его смерти сообщило его издательство Universal Edition. В нем не указана причина.
Г-н Черха написал несколько сценических произведений, три из которых — «Баал», «Раттенфангер» и «Ризе фон Штейнфельд» — были поставлены Венской государственной оперой. Он сочинял оркестровую, камерную и другую музыку, которая нашла редкий стилистический диапазон в широких рамках послевоенного модернизма. Он сыграл решающую роль в восстановлении венской сцены новой музыки, соучредив, а затем руководя ведущим ансамблем Die Reihe . И он был преданным учителем для своих учеников, среди которых был композитор Георг Фридрих Хаас.
Но, по крайней мере, за пределами Австрии г-н Черха был известен не столько своими работами, сколько своим выдающимся вкладом в создание шедевра другого композитора.
Берг еще не закончил оркестровку «Лулу», когда умер в декабре 1935 года, хотя опера, преемница его более раннего «Воццека», уже стала поводом для критики нацистской культурной политики. Он отложил «Лулу» ранее в том же году, чтобы написать свой Концерт для скрипки, и вернулся к нему осенью только для того, чтобы на полпути к третьему акту сразиться с зараженным абсцессом.
Начиная с премьеры в Цюрихе в 1937 году, «Лулу» ставили в двухактной форме, что свидетельствовало о статусе произведения, но изуродовало театральный и музыкальный замысел композитора. Но к началу 1960-х годов ученые во главе с Джорджем Перле пришли к убеждению, что Берг считал «Лулу» почти законченной и что доступные материалы, включая короткую партитуру, сделали реализацию возможной и необходимой. Вдова Берга, Хелен, запретила все подобные вещи, и его издатель, Universal Edition, публично последовал ее примеру. В частном порядке этого не произошло.
Между тем г-н Черха давно интересовался Второй венской школой, частью которой был Берг. Г - н Черха учился у бывших членов кружка Арнольда Шенберга и запрограммировал произведение Антона Веберна для дебютного концерта Die Reihe в марте 1959 года. der Wien в Вене и обнаружил, что усечение в двух актах больно смотреть. На следующий день он пошел в офис Universal Edition, попросил все документы, которые у них были, и тайно принялся за работу.
адача была немалая. Девятьсот или около того тактов одной из самых сложных партитур в истории оставалось оркестровать, и хотя сложная структура Берга означала, что материал из первых двух актов можно было повторно использовать в третьем, все же требовалось некоторое воображение. Г-н Черха закончил его до 1974 года, прежде чем внести дальнейшие изменения после смерти г-жи Берг в 1976 году.
Было и давление — гораздо большее, чем большинство композиторов испытывали в своей работе. «Лулу» уже имел высокую репутацию, и его эффективный запрет нацистами сохранил его политический символ после войны. Когда 24 февраля 1979 года Парижская опера, наконец, поставила редакцию г-на Чера, она предложила «возможно, самую важную и гламурную оперную премьеру со времен окончания Второй мировой войны», — написал Гарольд С. Шонберг в обзоре на первой полосе журнала. Нью-Йорк Таймс.
Вклад г-на Черхи был настолько успешным, что он стал почти автором-призраком: он раскрыл «Лулу» во всем ее величии, избегая при этом внимания.
Его коллеги-композиторы были впечатлены. Пьер Булез, дирижировавший премьерой, сказал, что г-н Чера работал «с большой осторожностью, компетентностью и мастерством». Г-н Перле писал, что «нигде не создается впечатления, что за дело должна была взяться рука, отличная от руки композитора».
Дьёрдь Лигети пошел еще дальше, заявив в 1986 году, что у г-на Черхи, друга, было «полное отсутствие тщеславия, что позволило ему всем сердцем проникнуться образом мышления близкого по духу, но тем не менее другого композитора и пожертвовать тысячами часов, и дни, сочиненные им самим».
«Никто другой, — добавил Лигети, — не смог бы этого сделать».
Фридрих Пауль Черха родился в Вене 17 февраля 1926 года и был единственным ребенком Пауля и Мари (Фалбигель) Черха. Его отец был инженером-электриком. Фридрих научился играть на скрипке примерно с 6 лет и написал несколько композиций ко времени аннексии Австрии Гитлером в 1938 году.
Как и его родители, юный Фридрих презирал нацизм, но сначала его призвали на помощь люфтваффе в противовоздушной обороне, а затем, в 1944 году, в вермахт. Он дезертировал, был пойман, отправлен на фронт и снова дезертировал, на этот раз пройдя сотни миль к югу от Геттингена, в центре Германии, через Тюрингенский лес и в горы Тироля, где он спрятался на большой высоте в хижина в Ламсенйохе.
Опыт фашизма и его свободы от него оставили у г-на Черхи пожизненное нежелание придерживаться эстетических догм или даже сосредоточиться исключительно на музыке; он нарисовал и вылепил каменную часовню в лесу недалеко от своего второго дома в Марии Лангегг. После обучения в Вене в консерватории и университете, в котором он получил докторскую степень в 1950 году, он провел три лета в Дармштадте, Германия, оранжерее европейского авангарда, но не отдавал предпочтение одной композиционной школе.
«Я никогда фанатично не отстаивал художественные цели, — сказал Черха журналу Universal Edition в 2012 году. — Я всегда действовал исходя из внутреннего убеждения».
Наследие войны особенно ощутимо в «Шпигеле», пугающем наборе из семи звуковых ландшафтов для оркестра и кассеты, который, возможно, был самой важной работой г-на Черхи. Его звуковые облака, датируемые 1960-61 годами, напоминают гораздо более короткие и статичные произведения, написанные Лигети примерно в то же время, такие как «Atmosphères», сделавшие его знаменитым.
Но «Шпигель», который г-н Черха написал без оглядки на практичность и не выпускал в свет как цикл до 1972 года, тоже совсем другой, с элементами повествования, которые в сумме составляют ужасающее изображение разрушительной силы, длившееся более часа. В «Шпигеле VI» маниакальный марш врезается в нервные струны и духовые, духовые инструменты гротескно ревут в последовавшей бойне; в «Spiegel V» безжалостная барабанная дробь предвещает всепоглощающую тьму — бездну.
«Эти пьесы были придуманы чисто музыкальным путем, — писал г-н Черха в примечаниях к записи на лейбле Kairos . «Только спустя долгое время после их завершения я понял, в какой степени на эту работу повлияли ужасы моих военных переживаний и безграничная радость свободы, которую я испытал, будучи дезертиром среди природы».
Его жена, Гертрауд Чера, сама музыкант, на которой он женился в 1951 году, была солисткой клавишных на премьере серийной пьесы для клавесина и ансамбля «Relazioni fragili» в 1960 году. Она пережила его, как и две дочери, Руфь и Ирина, и двое внуков.
Некоторым критикам опыт «Лулу» показался бергианской выразительностью в стиле г-на Черхи, а некоторые из его более поздних работ — например, «Nacht» для оркестра или его « 8 Sätze nach Hölderlin-Fragmenten» для струнного секстета. — им действительно присуща фамильярная, приглушенная лирика, а другим — нет. Однако его возмутило это предположение: его собственные работы были только его собственными.
«Это было очень странно», — сказал он Universal Edition об этом предполагаемом влиянии. «До того, как состоялась мировая премьера третьего акта «Лулу», никто никогда не связывал меня с Бергом, но в последующие годы это внезапно случалось постоянно. Люди обнаружили связь с Бергом, что, конечно, нонсенс».