Освоение Арктики. Уникальные ледоколы проекта "Лидер" смогут обеспечить круглогодичную навигацию
Как известно, Северный Ледовитый океан зимой покрывается толстым слоем льда. Толщина льда достигает до 2 метров, а местами и до 3. 5 метров. Поэтому, навигация в определенных районах (особенно Восточных) Северного морского пути продолжается всего 6 месяцев.
Для решения данной проблемы уже давно построили ледоколы, которые проламывают лед и прокладывают путь следом идущим судам.
Поскольку Россия имеет далеко идущие планы в отношении зоны Арктики, то она и строит самые мощные ледоколы.
Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2035 года подписан президентом Путиным. В документе прописаны задачи, которые должны быть реализованы в этом регионе.
Это повышение качества жизни местного населения, освоение Арктики как таковой. Также добыча углеводородного сырья, безопасность, а самое главное - транзит по Северному морскому пути.

Ледокол "Ямал"
Одним из средств решения поставленных задач является построение могучих ледоколов. Одновременно 3 ледокола проекта ЛК-120 Я «Лидер» должны быть построены согласно стратегии.
Это атомные ледоколы. Цифра 120 означает мощность на валу ледокола в мегаваттах. Старые ледоколы, из проекта «Арктика» которые сегодня на ходу, «Ямал» и «50 лет Победы», имеют мощность 55 МВт.
В 2020 году на Северном морском пути начинают работу атомные ледоколы проекта 22220. Головной ледокол «Арктика» мощностью 60 МВт после прохождения ходовых испытаний 21 октября передан в эксплуатацию, а «Сибирь» и «Урал» будут готовы в 2021 и 2022 годах.
Как показывает опыт предыдущих лет, выдавать такую мощность в постоянном режиме на ледоколе с двигателем на минеральном топливе (дизеле, мазуте или природном газе) достаточно сложно.

"Арктика" на рейде
Согласно расчетам, от атомных ледоколов класса «Лидер» ожидают что они смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4, 3 метра. По сути это означает движение в любом месте Арктики в любой сезон.
Кроме того, имея такую мощность, при толщине льда в 4 метра ледокол вероятно будет идти медленно, но зато при толщине в 2 метра он будет развивать обычную скорость до 12 узлов. Что соответствует нормальной скорости крупных надводных кораблей в караване.
Таким образом, суда в сопровождении «Лидера» в сложных ледовых условиях, смогут идти практически с такой же скоростью, как и по свободной чистой воде.
А вот это уже непосредственно влияет на экономическую состоятельность Севморпути. Ведь низкая скорость движения мешает конкурировать с южными маршрутами. Это не дает окупать экономию, полученную на уменьшении расстоянии.
Доставка сжиженного газа «Арктик СПГ» и «Ямал СПГ» на рынки Европы оказались в заложниках развития ледокольного флота.
Даже танкеры-газовозы ледового класса типа «Кристоф де Маржери», вряд ли смогли бы пробиться зимой к терминалам на Арктическом побережье России. А в зимний период спрос и цена на природный газ как правило очень высокие.
Если ледоколы проекта «Лидер» смогут обеспечить круглогодичное плавание танкеров-газовозов по Восточному маршруту Севморпути, то это радикально изменит рынок СПГ.
Новые ледоколы будут специально строиться под ширину таких крупных судов-газовозов - 40 метров. Работы по строительству «Лидера» должны начаться в 2020 году, а к 2027 году судно планируется спустить на воду.

СПГ "Ямал"
Строительство сверхмощного атомного ледокола будет доверено совершенно новой верфи – судостроительному предприятию «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.
Пока построен первый этап. Он уже показал какие преимущества дает новый верфь. На «Звезде» можно строить и ремонтировать большие суда.
До последнего времени крупные суда после постройки приходилось перегонять с европейских верфей на Дальний Восток.
Сейчас идет второй этап постройки «Звезды». После завершения верфь сможет строить суда ледового класса, нефтяные платформы, газовозы и танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, длиной до 300 метров и шириной до 75 метров. Это нормальный уровень крупнейших судостроительных предприятий мира.