Тотемный столб Нуксалкской нации был украден и продан музею. Прождав 110 лет, они, наконец, получили его обратно.
Член племени коренных народов, одетый в регалии своего клана, вышитый их семейным гербом, наблюдает, как тотемный столб поднимают из Королевского музея Британской Колумбии и опускают на землю.
Тотемный столб, извлеченный из места захоронения коренных народов более века назад и хранящийся в канадском музее, был репатриирован в народ Нуксалк.
Более 100 человек Nuxalkmc преодолели более 600 миль от Белла Кула, Британская Колумбия, до Виктории, чтобы в понедельник забрать свой тотемный столб из Королевского музея Британской Колумбии и вернуть его на законный дом.
Когда тотемный столб был поднят из музея и опущен на землю, впервые вернувшись к Матери-Земле, Нуксалкмк спел Песнь Грома, после чего женщины благословили и пробудили дух тотема.
«Мы все плакали, когда он приземлился на землю», — сказал CNN наследственный вождь Нуксалка Дерик Сноу. «Это было чувство, когда твои эмоции достигают высшей точки твоей жизни. Я никогда не мечтал, что мы сможем сделать это».
Тотемный столб был вырезан в середине 1800-х годов прадедом Сноу Снуксиалтва Луи Сноу, чей дух остается в тотемном столбе и не успокоится, пока не вернется в дом своих предков, сказал вождь. «Люди, которые вырезали свои тотемные столбы, были настолько духовны, что их выбрали резчиками, они просили дерево отдаться им, прежде чем вырезать его, у них были видения, что туда надеть», — сказал Сноу. «Все в Королевском музее Британской Колумбии священно, потому что они были созданы одаренными людьми, и их дух до сих пор в них».
Согласно музейным записям, тотемный столб, который использовался в качестве столба входа в длинный дом, а затем могильного столба, был снят с места захоронения и продан музею в 1913 году за 45 канадских долларов. По словам Сноу, шест был одним из многих артефактов, оставленных после того, как эпидемия оспы изгнала коренных жителей с их родины в 1900 году.
Поскольку традиция гласит, что дух резчика навсегда остается в их тотемном столбе, хранение его в музее в течение 110 лет означало, что дух прадеда Сноу был заперт в комнате галереи, сказал Сноу.
«Для нас музеи — это то же самое, что школы-интернаты, где были убиты наши дети, — сказал Сноу. «У них есть человеческие останки в Королевском музее Британской Колумбии, и духи этих человеческих останков находятся там. Это та боль, которую мы не можем выразить словами».
Музеи должны подготовиться к тому, что артефакты будут «называть домом»
Во время своей борьбы за то, чтобы вернуть тотемный столб из музея, а также второй тотемный столб и военное каноэ, которое, по его словам, также вырезал его прадед, Сноу потерял жену, брата и сестру в 2022 году.
«Это было очень трудное время, и мы не должны были выполнять никакой работы, — сказал Сноу. «Но мы прошли через это, помня, для кого мы это делаем, и делая это с любовью. Я знаю, что моя жена на небесах улыбается и радуется вместе с нами. “
Сноу впервые потребовал репатриации тотемного столба, увидев его в музее в 2019 году. После многолетних дискуссий в феврале 2022 года он подал иск против музея в надежде ускорить его возвращение.
«Музей обязался репатриировать шест в 2019 году, но в этом конкретном случае возникли некоторые проблемы, которые удлинили процесс», — сообщили CNN в Королевском музее Британской Колумбии. «Был тщательный процесс подтверждения права собственности и необходимость создания плана удаления столба, расположенного на третьем этаже музея. Covid-19 также вызвал задержку».
В музее заявили, что сотрудники тесно сотрудничали со Сноу, «чтобы создать безопасный план удаления столба из галереи первых людей», в котором участвовала команда инженеров, защитников природы и экспертов.
«Мы продолжим переговоры о других вещах с народом Нуксалк, как только сможем это сделать», — сказали в музее, добавив, что у них есть запросы на репатриацию от 30 других коренных племен в провинции.
Колонна из более чем 60 автомобилей следовала за транспортным средством с тотемным столбом во время его 14-часовой поездки домой. По пути Нуксалкмк остановились, чтобы посетить семь других племен первых наций, чтобы увидеть тотемный столб и почувствовать его энергию. И благослови его шалфеем и кедровым луком.

Член коренного племени благословляет тотемный столб во время его остановки у коренных народов озера Уильямс на территории Секвепемк (Шусвап).
«Тотемные столбы расскажут вам обо всем в вашей жизни и о том, почему вы здесь, на Матери-Земле. Мы здесь, чтобы жить, а также быть голосом всей жизни», — сказал Сноу. «Мы говорим о каждом живом существе на Матери-Земле, включая воду, воздух, горы, все животное царство, и каждому народу напоминают об этом, просто проходя мимо них с тотемным столбом».
Некоторые племена также устраивали Nuxalkmc, празднуя вместе с пиршествами, песнями, барабанами и танцами, чтобы почтить пробужденный дух и порадоваться победе возвращения тотемного столба.
«Это начало», — сказал CNN Тревор Мак, член нации Цилькотин, который присутствовал на одном из торжеств, когда полюс совершал свое путешествие. «Музеи во всем западном мире — будь то в Виктории, Чикаго, Нью-Йорке, Лондоне, Париже — должны будут подготовиться к тому, что украденные предметы в их стеклянных витринах будут называться домом, где им и место».
«Этот тотемный столб — маяк надежды для всех нас»
В то время как процесс исцеления коренных народов включает репатриацию всего, что у них забрали, празднования, подобные тем, которые были вдохновлены возвращением тотемного столба, не менее важны.
Его влияние было заметно в смехе и криках сотен членов племени, которые вышли, чтобы почтить путешествие полюса у первой нации озера Уильямс на территории Секвепемка, одного из племен, которые конвой посетил по пути.
Празднование началось снаружи с зажжения двух костров, когда старшие племенные женщины благословили всех исцеляющей песней. Затем они взяли меховые луки и благословили шест, пока старейшины били в барабан.

Коренные представители многочисленных племен, в том числе первая нация озера Уильямс, принимают и празднуют с нацией нуксалк возвращение своего тотемного столба.
«Пока мы играли приветственную песню, пожилые женщины из нашей страны внезапно, без всяких просьб, встали и начали танцевать приветствие», — сказал CNN глава первой нации Уильямс-Лейк Уилли Селларс. «Это сломало меня. Это стало очень эмоциональным для многих людей, потому что мы не видим, чтобы такие вещи происходили часто».
«Наследие и история школ-интернатов и травма, нанесенная моим предкам и старейшинам, которые все еще живы сегодня, никогда не покидали нас», — добавил он. «Видя, что они все еще могут придерживаться наших традиций и передавать их из поколения в поколение, вы так гордитесь тем, что являетесь коренным народом».
В последнее время самые большие собрания в общинах коренных народов были посвящены похоронам, особенно после пандемии Covid-19, которая опустошила общины коренных народов, которые изо всех сил пытались получить ресурсы и медицинскую помощь.
По словам Селларса, объединение стольких разных племен в радостных празднованиях, а не в трауре, было «моментом, который значил все». Это также было напоминанием о том, как когда-то выглядела жизнь их предков до того, как у них отняли так много.«Исторически сложилось так, что мы собирались как нации и праздновали, пока нам не разрешали проводить церемонии, говорить на нашем языке или петь наши песни», — сказал Селларс. «Это так эмоционально, потому что это означает, что мы, наконец, движемся в правильном направлении. Этот тотемный столб — маяк надежды для всех нас».
На следующий день шест был благословлен старейшинами общины Цилкотин в Тлетинкоксе. После этого шест и колонна отправились по заснеженной горной дороге обратно в Белла-Кула.
Тотемный столб будет находиться в школе Acwsalcta в резервации в Белла-Кула, пока 5 мая 2024 года не состоится заключительная церемония пробуждения прадеда Сноу в честь его жены, которая скончалась в этот день в прошлом году. Затем тотемный столб будет возвращен на прежнее место в Южном Бентинке.
«Каждый раз, когда к нам что-то возвращается, мы получаем все больше и больше наших историй», — сказал Сноу. «Пришло время правительству Канады увидеть в нас людей. Все они знают, что украдено, и должны вернуть то, что взяли».