Масленица – как славянский языческий праздник стал популярным русским праздником

Ни одна смена времен года в России не отмечается с таким размахом, как конец зимы: народные гуляния длятся целую неделю. В 2021 году ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) узнал, что среди всех обрядов и ритуалов Масленица занимает второе место среди россиян – после украшения рождественской елки.
И тот факт, что в течение этой недели люди также участвуют в поминках, жертвоприношениях и языческих ритуалах плодородия, никого не беспокоит. Все эти традиции являются пережитками дохристианских славянских обычаев. Для них Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление и плодородие, что также означало подготовку к предстоящим полевым работам.
Какие идеи были ключевыми для славян, которые праздновали Масленицу?
Солнце

Празднование Масленицы на Адмиралтейской площади в Санкт-Петербурге.
Константин Маковский
Приход весны означал, что солнце начнет светить ярче и дольше. Наши предки представляли солнце в виде огненного колеса, которое катится по небу, день сменяет ночь. Так колесо стало атрибутом солнечных обрядов.

Сжигание чучела Масленицы.
Аполлинарий Васнецов
“Русские крестьяне, приветствуя весеннее солнце во время Масленицы, возят сани, посередине которых установлен столб, а на нем установлено вращающееся колесо. В Сибири молодого человека в женском платье и кокошнике сажают на колесо, что соответствует нашим народным легендам, представляя солнце в женском образе ”, - писал фольклорист и исследователь культуры славянских народов Александр Афанасьев в своей книге ‘Славянские поэтические представления о природе’ (1865-1869).
Дождь

Масленица.
Петр Грузинский
Наряду с солнцем для крестьян не менее важна была живительная влага – весенние дожди и грозы, которые должны были “вызывать” специальные ритуалы. В сознании древних людей небо представлялось океаном, а облака - лодками или кораблями, плывущими по нему.
“Не так давно в Архангельске на Масленицу по городу катали быка на гигантских санях, запряженных двадцатью или более лошадьми: это было весеннее явление Перуна (славянского бога грома и молнии), мчащегося в грозовой туче. Согласно различным поэтическим представлениям, сам бог грома появлялся в образе разъяренного быка; или он, как пастух, загонял в небо облачных коров и доил их молниями”, - пишет академик.
Битва между добром и злом

Никита Михалков/ Студия "ТриТЭ", 1998
Смена времен года рассматривалась как борьба между уходящей зимой (и связанными с ней потусторонними силами) и наступающей весной (и расцветом жизни).
Смена времен, борьба двух начал отразилась в ритуальных поединках, которые носили соревновательный характер. К ним относятся русские кулачные бои “толпа против толпы”, масленичная игра в мяч и взятие снежной крепости, как отмечает российский фольклорист-славист и этнолингвист Татьяна Агапкина в книге ‘Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл’ (2002).
Жертвоприношение

Масленица в Суздале/
Владимир Смирнов / ТАСС
Переход от зимы к весне сопровождался ритуальным “умерщвлением” чучела из сена, которое сжигали на четвертый день Масленичной недели. Фольклорист, этнограф, лингвист и археолог Всеволод Миллер (1848-1913) считал, что чучело олицетворяет старый год, который был убит до того, как наступил новый. Евгений Аничков (1866-1937), другой фольклорист, предположил, что чучело символизирует смерть, а его сожжение – торжество жизни.
Советский лингвист Владимир Пропп (1895-1970), в свою очередь, отметил: чучело не просто сожгли. Впоследствии пепел был зарыт в землю, чтобы укрепить ее производительные силы и способствовать плодородию. Важно, чтобы крестьяне проводили ритуал на засеянном поле.
Аналогичный ритуал проводился в домах: сжигали маленьких кукол; пепел затем выбрасывали во двор к скоту, чтобы повысить его плодовитость, как пишет советский этнограф А. Б. Зернова. Чучело ‘Масленицы’ нужно было сжечь перед Великим постом. Это только подчеркивает языческую природу этого праздника.
Облегчение жизни

Фред Гринберг/Sputnik
Ключевым смыслом масленичной недели было создание условий для облегчения жизни.
В частности, предполагалось, что хоровод должен был выполнять эту цель: танец движения по кругу, который представлял процесс скручивания и вращения как метафору возникновения жизни, направленный на получение хорошего урожая зерновых, отмечает Татьяна Агапкина. Аналогичная задача была поставлена перед катанием на санях и катанием на масленичных санях: чем дольше поездка, тем дольше вырастет лен.
Идея плодородия подразумевала не только поля и скот, но и людей. Предполагалось, что молодые люди должны были участвовать в добрачных играх, особенно кататься на санях вместе; разрешались также публичные поцелуи. Одиноких мужчин и женщин не просто поощряли к скорейшему вступлению в брак, их высмеивали, привязывая к ногам (или надевая на шею) небольшой кусок бревна в качестве “наказания”, что символизировало запасы.
Во время гуляний у масленичного костра были широко распространены ругательства, крики и куплеты эротического содержания.
Память

Александр Щербак / ТАСС
Согласно верованиям крестьян, умершие предки присутствовали как в потустороннем мире, так и в земле, что означало, что они могли влиять на ее плодородие. Поэтому было важно задобрить их - помнить о них. Блины были главным блюдом праздника памяти на Руси.
В некоторых местах первый блин оставляли на подоконнике – для предков; в других местах его уносили с собой на могилу или ели за упокой души. Как таковой, он предназначался для умерших, это была своего рода дань уважения предкам, обеспечивающая связь с загробной жизнью.
Естественно, блины стали частью масленичных гуляний.
В 2022 году ВЦИОМ провел опрос и узнал, что в течение Масленичной недели 87% россиян планировали есть блины.
Спасибо за публикацию
Спасибо за публикацию!