Детские дома на Руси, в дореволюционной России, при СССР и в современной России

Древняя Русь
На Руси до Петра I детских домов и приютов не было. Ребенок, оставшийся сиротой, передавался родственникам. В деревнях такие дети принимались в какую-то семью, то есть шли в «примаки», либо понемногу содержались в разных домах, переходили на кормление от дома к дому.
При Владимире Мономахе был издан указ о создании богаделен и приютов при храмах, но в целом государство данный вопрос не регулировало.

Дореволюционная Россия
В 1706 году были открыты приюты, куда мать могла анонимно принести ненужного ей младенца, «зазорного». Также были открыты первые приюты. Государство стало брать на себя ответственность за детей-сирот.
Позднее получила распространение форма воспитательных домов. Этакие прототипы детских домов, куда принимали подкидышей и бесприютных младенцев. Воспитательные дома содержались как на частные пожертвования, так и на бюджетные средства.
Смертность в таких домах младенцев была очень большая: из 100 малышей выживали всего 10–12.
К 1917 году Россия подошла с сетью приютов по России, и воспитанников там было около 30 000 человек.

Послереволюционная Россия, СССР
Революция, гражданская война, разруха – все это привело к огромному количеству беспризорников. Сразу в 20-х годах создали сеть учреждений из домов малютки, детских домов, трудовых колоний. Кстати, пример одной из них блестяще описан Антоном Семеновичем Макаренко в «Педагогической поэме». Финансирование было малое, у Макаренко описан недостаток питания, одежды и то, как режим экономии и самообеспечения решал многие насущные проблемы.
В 30-х годах стали закреплять детские дома за заводами, предприятиями, колхозами, что значительно улучшило их снабжение, обеспечивало трудовыми местами поле выпуска.
Позднее полное обеспечение взяло на себя государство.

Современная Россия
Разнообразие форм содержания детей, оставшихся без попечения родителей, в современной России впечатляет. Это и детские городки с проживанием семей с опекаемыми детьми (Деревни SOS), семейные детские дома и т.д. Все более получает распространение практика небольших семейных детских домов.
Хочу отметить опыт кавказских республик: детских домов там фактически нет. В силу патриархальности общества детей забирают в семьи. Чаще родственники, однофамильцы. Пример показывает и руководитель Чеченской Республики: в 2007 году Кадыров усыновил троих детей и собирался повторить этот опыт. Ведь «чужих детей не бывает».
Каким бы не был детский дом, это всегда сиротское горе ребёнка...
Особенно если учесть, что почти у всех "сирот" мама-папа живы-здоровы, а вовсе не на кладбище...
И не только не могут, но и не хотят воспитывать
Это покалеченные души с рождения, и ни одна приёмная семья не заменит мать.
Да, но все же социализация лучше идет в небольших семейных детских домах
Социализация идет в садиках и школах, куда ходят дети из детдомов. Им не социализации не хватает- её, как раз, за глаза, а семейного тепла и уюта.
Из детдомов выходят не умея строить быт, теряют жилье. Я имела в виду этот аспект.
Да, там более домашняя обстановка, а социализация- она всегда вне дома.
Так мать есть: живёт себе спокойно, бухает по-черному и плевать хотела на своих детей. Самое обидное, что никакого наказания такие родители не несут. Конечно, они не бросали своих детей (пособия на пропой- вещь!!!), их у них отобрали, но сути дела это не меняет.
Да редко кто из них с рождения в детдоме. Большинство изымают уже в большеньком состоянии и реально замученных.
Причем иногда при живых родителях, что страшно
советский детдом
&t=386sОстаться сиротой - ситуация, печальная во все времена, а пару столетий назад детям без попечения родителей жилось тем более непросто. Службы соцопеки в современном нам понимании еще не существовало. Надо заметить, что проблема эта была не только в дореволюционной России. Оливерам Твистам, например, в Англии тоже было не сладко.
Круглые сироты могли попасть в приют, в некоторых случаях им назначали опекунов, а в некоторых, увы, они оказывались предоставленными самим себе. В деревнях заботиться о сиротах должна была крестьянская община, и для этого назначался опекун. Чаще всего дети оказывались в доме родственников. В некоторых случаях родители, зная о своей скорой кончине, указывали имена будущих опекунов в завещании. Чем старше дети, тем охотнее их брали в расчёте на лишние рабочие руки. К сожалению, часто желание стать опекуном было продиктовано не желанием помочь, а планами прибрать к рукам имущество покойных родителей. Перед передачей собственности на «ответственное хранение» делали опись вещей. Но на практике их можно было подменить на более дешёвые или вовсе продать, чтобы якобы пустить деньги на содержание опекаемого. Случалось, что такие «благодетели» вели подробный список того, сколько потрачено на ребёнка до его совершеннолетия, вплоть до выставления счетов за молоко или яйца из собственного курятника. То, что всё это время опекуны безвозмездно пользовались имуществом и имели в хозяйстве лишние рабочие руки, они «забывали». Некоторые специально отправляли подростков в город на заработки или в ученики к мастеровым, как тогда говорили, «в люди», надеясь, что те позже не захотят вернуться в родное село. Иногда жертве подобных опекунов после совершеннолетия удавалось отобрать назад свою избу или земельный надел, а скот или иное имущество намного реже.
Совершенно верно. Имущества опекаемый лишался
Наверное не все хотят замечать эту проблему - когда дети становятся сиротами, иногда даже и при живых родителях - проблема эта есть и она кровоточащая ...
И забрать их - это безопаснее иногда, чем оставить с родителями
Часто, бывает, что именно так...
Раньше были приюты для детей сирот и один воспитательный дом. Сейчас детей забирают в семьи. Многодетные семьи, где уже есть свои родные дети и приемные. Родители становятся для них опекунами или попечителями в соответствии с возрастом. В этих семьях дети обучаются и живут. Маленькие дети не разлучаются со своими родными братьями и сестрами.
Да, с 2007 года основное направление взято на детские дома семейного типа
Фостерная семья — это родители по найму. Нормальная семья — это любовь и бескорыстие. Может ли существовать любовь по найму? Конечно, может. Со временем появляется привязанность. Дети земли. Один из детских домов, куда дети попадали после чрезвычайных ситуаций.
При сиротских домах воспитанников готовили и к жизни вне учреждения, их обучали в фельдшерских, земледельческих и прочих школах. После сироты могли поступить в Московский университет. А мастерские московского Воспитательного дома к концу XIX века были преобразованы в Императорское техническое училище с 9-летним курсом обучения. Сейчас это учебное заведение известно, как МВТУ имени Баумана.
Бы период, и языкам обучали, не менее двух, в 19 веке.