Весь мир — цирк, а люди в нём — клоуны
Что может быть печальнее, чем глаза клоуна и его улыбка? Недаром герой книги Генриха Бёлля «Глазами клоуна» говорит, что самая страшная ошибка клоуна — это смеяться над своими же шутками. Да, самый поразительный эффект возникает, когда клоун вытворяет уморительные трюки с каменным лицом. Зал катается, а клоун непроницаем, и мало кому придёт в голову заглянуть в его глубины. Генрих Бёлль как раз и раскрывает перед нами клоунскую душу во всей её сложности и противоречивости. Было бы слишком просто думать, что комики обязательно и в жизни должны веселиться и хохотать. Наш герой — не лишённый иронии меланхолик, детство которого пришлось на Вторую мировую войну. Он обличает лицемерие людей начиная с родителей, мало того что захлебнувшихся в своём богатстве, как бальзаковский Гобсек, так ещё и отправивших на смерть родную дочь, и заканчивая обществом так называемых «истинных католиков». Сам же Ганс не придерживается никакой религии. Он просто клоун. И этим всё сказано.
Книга пронизана чувством отсутствия времени, и порой оно преломляется так, что становится непонятно, сколько часов прошло — то ли месяц, то ли один день. Ганс вспоминает и рефлексирует, он перебрасывает читателя из настоящего в прошлое и обратно, а покинувшая его девушка словно находится рядом, ведь каждая страница просто испещрена её именем. Конечно, Ганс страдает. Он очень привязан к ней. И всё же возникает вопрос: а точно ли это любовь? Где грань между привязанностью и сексуальным влечением и между этим самым влечением и любовью? В книге нет ни одной откровенной сцены, но размышления о сексе порой становятся не менее откровенными, чем строки самого смелого автора, скажем, Януша Леона Вишневского.
И всё же, обнажая свою душу перед собой и перед читателем, о котором Ганс, кажется, и не подозревает, он остаётся загадкой. Он плачет от тоски по ушедшей девушке и в то же время замечает, что его слёзы холодные. Просто физическое наблюдение. Оно ничего не значит. Ганс наблюдатель и обращает внимание на малейшие детали жизни и всех её явлений. Он горяч, но в то же время холоден. Может быть, это и есть секрет клоунской души — ночная мгла и бледно-жёлтый рассвет, не разделённые даже тонкой полоской на небе и растворившие друг в друге все свои краски? И не удивительно ли, что неверующий клоун поёт акафист Деве Марии, которую, кстати, зовут так же, как и ту, которую он называл своей женой?
В романе «Глазами клоуна» встречается много оригинальных мыслей и открытий. Приходило ли вам когда-нибудь в голову, что сон — это праздник? Или то, что слепой человек играет слепого? Не в том смысле, что он притворяется слепым. Он играет слепого, будучи действительно незрячим. А эпизод, когда Мари решила напудриться и немного переборщила, удивительно похож на одну из последних сцен, когда Ганс уже один стоит перед зеркалом в своём белом-белом гриме. Не говорит ли это о том, что время не просто преломляется — его на самом деле нет?
Этот роман — находка для любого читателя, который ценит психологизм, нестандартность и не боится занырнуть чуть глубже, чем обычно ныряют водолазы. Возможно, такое подводное плавание позволит взглянуть не только на море изнутри со всеми его рыбами и акулами, но и раскроет одну непостижимую тайну: морское дно — всего лишь условная перегородка, и если её пробить, ты попадёшь в другое — волшебное — море, где можно дышать без акваланга.
Все фото из интернета