Женский монастырь в Чемале.
Село Чемал можно назвать центром православной жизни Горного Алтая. В 1894 году стараниями святителя Иоанна здесь появился первый православный храм, положивший начало Чемальскому православному миссионерству, храму было присвоено имя миссионера Иоанна Богослова. Небольшой скалистый остров, название Патмос имеет какое-то отношение к мечте богослова Иоанна о двух одинаковых храмах, парящих в воздухе на противоположных концах земли, окруженных теплыми морями и горами. Местные называют его Макарьевским, и в то же время с ним связаны два Макария,
Михаила (Макария) Глухарева, стоявшего у истоков Чемальского стана, и Михаила (Макария) Невского (архиепископа Томского, впоследствии митрополита Московского и Коломенского), служившего здесь с 1867 года. Подобно монахам-отшельникам, появившимся здесь задолго до прибытия миссий, Макарий Невский также использовал остров для уединения и размышлений.
С укреплением и расширением Чемальского стана в 1875 г. была построена новая церковь (дважды зажженная в честь святителя Николая сразу после завершения строительства и в 1895 г. в честь иконы Радости о всех скорбящих). В здании старой церкви была устроена святыня, где возникла женская православная община.
В 1914 г. был перестроен Храм Скорби и Радости, в старом деревянном доме заменена часть бревен, а на Макарьевском острове построена небольшая церковь, завершенная в 1915 г. и освященная в том же году, и имя богослова Иоанна был возвращен в Чемал.
Таким образом, с приходом советской власти в Чемале одновременно возникли две православные церкви и две общины (мужская и женская), но им не суждено было выжить. Местные жители рассказали, что храм на острове сгорел в 20-х и 30-х годах по вине художника, который в то время лечился в туберкулёзном санатории и нарисовал картину на фоне храма.
Стоит отметить, что благодаря этому художнику стала возможной реконструкция церкви Иоанна Богослова. Московский фотограф Виктор Павлов приехал в Чемал в конце 80-х и был поражен историей самого Чемала и храмов острова. Более 20 лет он работал над его реставрацией, изучил большое количество архивных материалов, вложил не только собственный труд, но и средства на строительство, и передал в ведение Барнаульзнаменского монастыря. На берегу реки Катуни у острова был основан монастырский скит, и монахини до сих пор живут и работают под надзором настоятеля.



