"Железнодорожный состав номер один": как украинские железные дороги доставили Джо Байдена в Киев в целости и сохранности
Александр Камышин, глава службы, не высыпается, но его команда согласовала визит президента без единой утечки информации
Александр Камышин, глава украинской железнодорожной компании "Укрзализныця", и в лучшие времена не высыпается. В воскресенье вечером, когда Джо Байдена переправляли в Украину в 10-часовом ночном рейсе из Польши - в вагоне, который теперь известен как "Rail Force One", - он почти не спал.
Вместе с другими участниками секретной операции по доставке президента США на встречу с Владимиром Зеленским Камышин наблюдал за движением поезда в командном центре.
Симпатичный бородатый мужчина с хипстерской косичкой волос, спадающей на бритые бока головы, Камышин намеренно туманен в отношении многих деталей.
Но за последний год его преданная команда почти ежедневно принимала мировых лидеров, VIP-персон и дипломатические миссии в рамках программы под названием "Железная дипломатия".
Безопасность - это главное, сказал он в интервью Guardian на главном железнодорожном вокзале Киева. "У нас не было ни одной утечки. Не было ни одной фотографии от проводников поездов. Мы уважаем доверие делегаций."
"Это не вызов. Это наша работа, которую мы делаем каждый день. Представьте себе, - говорит он с улыбкой, - президента Соединенных Штатов, приезжающего в разоренную войной страну на поезде".
"Задача состоит в том, чтобы правильно обращаться с делегациями, потому что, как Байден, они проводят в поезде больше времени, чем в Киеве. Он провел 20 часов в поезде и четыре часа в Киеве. Все знают, что украинцы храбрые. Мы также хотим, чтобы они знали, что мы гостеприимны".
Хотя Камышин заявил в Твиттере, что он не "помнит, как мы прошли путь от идеи Путина "взять Киев за 3 дня" до президента Байдена, идущего по Киеву вместе с моим президентом Зеленским на 362-й день войны", интенсивная подготовка, включая координацию с командами безопасности Байдена, началась только в последние недели.
Иногда в дипломатическом протоколе, окружающем недавно названный Rail Force One, присутствует тонкий юмор.
Когда канцлер Германии Олаф Шольц воспользовался этим поездом, его украинские хозяева поставили в вагон вазу с ирисами в знак признательности за недавнее соглашение Берлина о поставке системы противовоздушной обороны "Ирис-Т".
То немногое, что Камышин сообщает об операции по доставке Байдена, тщательно продумано. Несмотря на то, что США проинформировали Москву о визите за несколько часов, очевидно, что были применены сложные уловки, чтобы отвлечь внимание как внутри, так и за пределами Украины от того, кто мог находиться в отремонтированном по этому случаю вагоне.
Визит Байдена подчеркнул важность железнодорожной сети в стране, которая - уже год - в основном доступна только по железной или автомобильной дороге.
Большинство приезжающих в Украину - журналисты, гуманитарные работники, дипломаты и мировые лидеры - едут по одному и тому же маршруту, обычно на медленных ночных поездах, которые грохочут на протяжении 600 км (370 миль) или около того до первой остановки в Польше.
Впервые премьер-министры Польши, Словении и Чехии воспользовались поездом в марте прошлого года, через несколько недель после начала войны, их примеру вскоре последовали тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и председатель Комиссии ЕС Урсула фон дер Ляйен, а также актер Шон Пенн и Боно из группы U2, которые воспользовались поездом, чтобы добраться до Киева.
В этом отношении поезда с их сине-желтой ливреей стали окончательными уравнителями, даже если президенты и премьер-министры путешествуют в них с чуть большим комфортом, чем большинство других.
В начале войны поезда эвакуировали огромное количество семей, а сейчас они являются ключевым элементом в поддержании связи Украины с миром, поскольку аэропорты страны закрыты.
Российские авиаудары наносили удары по станциям - наиболее известна станция в Краматорске в прошлом году, пораженная кассетными боеприпасами, - но также неоднократно поражались электроподстанции, которые питали сеть до войны.
И все же, несмотря на все это, команда Камышина обеспечивает движение поездов, причем с минимальными задержками.
Цифры за 2022 год заставляют задуматься.
Более 4 миллионов человек были эвакуированы поездами, в том числе 1 миллион детей, и ни одного смертельного случая, включая 600 000 человек, эвакуированных за границу, и 2500 раненых гражданских лиц, эвакуированных медицинским поездом. Также было мобилизовано 10 тысяч железнодорожников, а пожарные поезда 300 раз задействовались в ответ на российские атаки.
В качестве мрачного итога, 353 железнодорожника также погибли в результате конфликта.
Хотя поезда движутся медленнее, чем в довоенное время - чтобы машинисты могли реагировать на угрозы - продуманная система поддерживала работу сети даже в условиях масштабных отключений электроэнергии, вызванных российскими атаками на энергетическую инфраструктуру.
Для этого использовались старые дизельные локомотивы, стратегически распределенные по всей железнодорожной системе и находящиеся в режиме ожидания на случай отключения электроэнергии, которые затем быстро перемещались, чтобы забрать электропоезда и их вагоны из мест, где они застряли.
"У нас есть решение при повреждении энергетической инфраструктуры. Когда отключается электричество и поезд застревает в глуши, у нас есть дизельная бригада, готовая выехать и забрать его".
"Речь идет о том, чтобы быть эффективными и направлять поезда в нужные места".
"Мы никогда не отменяли ни одного поезда дальнего следования", - добавляет Камышин. "Даже если люди задерживаются, они знают, что доберутся до места назначения".