Будет ли последняя партия российских Су-35 развернута на северокорейской укрепленной базе и будет ли патрулировать иранские ядерные объекты?
После подтверждения в 2022 году того, что иранские ВВС получат российские истребители Су-35, а персонал из ближневосточной страны, как сообщается, начал подготовку в России, официальные источники Ирана опубликовали видеозапись новой очень сильно укрепленной авиабазы под названием Eagle 44. Встроенная в склон горы, позволяющая хранить истребители и рулить внутри вместе с их боеприпасами, а также с возможностью размещения технического обслуживания и персонала, база соединяется по крайней мере с одной взлетно-посадочной полосой и обеспечивает эффективное средство предотвращения нейтрализации потенциальными нападающими своих средств ведения воздушной войны на земле. На объекте был показан корпусИстребители F-4D/E Phantom, составляющие основу иранских ВВС и относящиеся к эпохе войны во Вьетнаме, были модернизированы с использованием новой авионики и ряда классов крылатых ракет китайского производства и управляемых бомб местной разработки.

Считается, что Северная Корея, вероятно, сыграла важную роль в создании базы Eagle 44, и, будучи ведущим поставщиком ноу-хау и оборудования для обороны в Иран с начала 1980-х годов, подземные и горные укрепления остаются ведущей областью знаний. Предоставление Тегераном таких услуг было продемонстрировано, когда Иран в начале 2000-х годов профинансировал операцию северокорейских специалистов по строительству обширной сети туннелей и подземных бункеров для ливанского ополчения "Хезболла", связанного с Ираном, что стало ключом к его успеху в отражении попытки израильского вторжения в 2006 году. Северная Корея строила аэродромы под горами внутри страны со времен холодной войны и предоставляла такие услуги Китаю, а также предлагала их Северному Вьетнаму во время войны во Вьетнаме. Высокий уровень знаний страны в этой области и характер ее связей в сфере безопасности с Ираном за последние четыре десятилетия делают ее наиболее вероятным источником ноу-хау, необходимого для создания Eagle 44.

Хотя Eagle 44 сам по себе может обеспечить значительное повышение живучести истребителей, состоящих из F-4 или их более легкого аналога F-5, экономическая эффективность инвестиций в такое оборудование для таких старых самолетов была поставлена под сомнение рядом аналитиков с момента его презентации. С тех пор возникла вероятность того, что Eagle 44 на самом деле предназначен для размещения, по крайней мере, части Су-35, которые Иран собирается получить от России. Важным показателем этого являются спутниковые снимки объекта, на которых видно, что рядом с F-4 находится макет Су-35 - потенциально для обеспечения того, чтобы во всех помещениях подземного объекта могли разместиться гораздо более крупные российские самолеты. Хотя F-4 считался очень тяжелым, когда он поступил на вооружение в 1960 году, Су-35 как тяжеловес следующего поколения более чем на 50 процентов больше. Дополнительным индикатором послужил силуэт Су-35 в центре баннера на Eagle 44, показанный на видеозаписи объекта, наряду с силуэтами существующих классов иранских истребителей, включая F-4, возможно, показывая классы самолетов, для размещения которых предназначался объект.

В сообщениях New York Times указывалось, что Eagle 44 находился в 160 км к северу от Ормузского пролива, при этом в документе отмечалось, что Иран в течение многих лет перемещал большую часть своей критически важной военной инфраструктуры под землю. Это последовало тенденции, наблюдавшейся в вооруженных силах Северной Кореи на протяжении более шести десятилетий, после того, как во время Корейской войны бомбардировки страны с воздуха под руководством США сравняли с землей все крупные населенные пункты и стали причиной большинства миллионов корейских жертв, что стимулировало строительство подземных укреплений. Су-35 примерно на три десятилетия новее самых боеспособных истребителей иранских ВВС, МИГ-29 А и Су-24 М, заказанных в Советском Союзе в последние дни существования сверхдержавы, и F-14 Tomcat, заказанных более чем за 15 лет до этого. Эти три составляют незначительное меньшинство флота и являются единственными истребителями четвертого поколения на вооружении Ирана. Су-35, хотя и лишен малозаметных возможностей, оснащен тремя отдельными радарами с фазированной антенной решеткой и одним из самых мощных инфракрасных датчиков истребительного базирования, которые в совокупности хорошо оптимизированы для нейтрализации малозаметных целей. Он также может похвастаться новейшей авионикой и вооружением, в том числе ракетой класса "воздух-воздух" Р-37 М, радиус действия которой примерно вдвое превышает радиус действия ее ведущих западных аналогов. Эти возможности вызвали ожидания того, что Су-35 будут развернуты для охраны и патрулирования ключевых объектов, связанных с иранской ядерной программой, которые Соединенные Штаты и их региональный союзник Израиль неоднократно готовили к нанесению ударов. Такие атаки, если они будут начаты, будут возглавляться передовыми самолетами-невидимками.

Россия произвела более 150 Су-35 со скоростью примерно 14 в год, при этом этот класс остается самым боеспособным в российских ВВС на уровне эскадрильи с точки зрения летно-технических характеристик. У истребителя есть потенциал революционизировать ситуационную осведомленность иранских военных, разместив в воздухе большие современные датчики, чего не делает ни один другой самолет на вооружении страны. Покупка Ираном примерно 24 самолетов приближает программу Су-35 к намеченной цели - 100 экспортируемых самолетов, при этом неоднократно поднималась вероятность гораздо более крупных иранских заказов на самолеты этого класса, которые составят основу его парка, один из которых потенциально включает лицензионное соглашение о производстве. Иранские вооруженные силы, в частности, имеют опыт работы вместе с Су-35, когда они были развернуты в рамках совместной сети с российскими силами и силами "Хезболлы" для совместных операций по борьбе с повстанцами в Сирии с 2015 года, что, вероятно, повлияло на решение о приобретении истребителя.
Подробнее ➤