На каком поезде путешествовал президент США Байден?
Это был «Rail Force One» — ночной поезд, на котором президент США Байден совершил дипломатическую одиссею из Главного Перемышля в Польше в Киев во время его исторического визита на Украину незадолго до первой годовщины российского вторжения в страну.
10-часовая ночная поездка была совершенно секретной задачей с высоким уровнем безопасности для Укрзализныци или Украинских железных дорог — государственного оператора железнодорожной сети Украины. Но вряд ли это было их первое.
Из-за того, что коммерческое воздушное сообщение с Украиной отменено, а небо слишком опасно для въезда и выезда политиков, железнодорожная сеть Украины стала дипломатической магистралью страны. На сегодняшний день поездами в страну прибыло более 200 иностранных дипмиссий.
Мировые лидеры, в том числе Джастин Трюдо из Канады, Риши Сунак из Великобритании, Эммануэль Макрон из Франции и Джорджия Мелони из Италии, сели на поезд в Киев. Фактически, премьер-министр Японии Фумио Кисида — единственный лидер G7, который еще не посетил страну на поезде.
Президент Украины Владимир Зеленский регулярно пользуется сетью железных дорог во время своих дипломатических миссий за границей.
Но у железных дорог есть нечто большее, чем «Rail Force One», как окрестили поезд Байдена.
Громкое путешествие президента США пролило свет на обширную железнодорожную сеть Украины, протяженностью почти 15 000 миль, которая является 12-й по величине в мире.
Укрзализныця является шестым по величине железнодорожным пассажирским перевозчиком в мире и седьмым по грузовым перевозкам.
Впервые построенная в досоветские времена, ее сеть представляет собой преимущественно железную дорогу широкой колеи, отличную от стандартной колеи, которую использует большая часть Европы.
И хотя украинские войска разрушили трансграничное сообщение с Россией, железнодорожная сеть по-прежнему связана с другими странами, хотя из-за разной колеи поезда обычно не могут пересекать границу. Чтобы справиться с этим, за последний год они реконструировали участки ранее не существовавших линий в соседние страны, включая Молдову, Польшу и Румынию. Инфраструктура отремонтирована на 11 погранпереходах.
Речь идет не только об облегчении пассажирских перевозок. Это имеет решающее значение для грузоперевозок и для большей части мира, который зависит от украинской продукции, включая зерно. В 2022 году по железной дороге было перевезено 28,9 млн тонн зерна, большая часть которого была отправлена на экспорт. Всего из Украины вывезено чуть менее 60 млн тонн товаров, по данным Укрзализныци.
А всего за 2022 год компания перевезла поездами дальнего следования 17,1 млн пассажиров. Преимущественно это спальные вагоны.
«До войны у нас были самолеты, автомобили, автобусы и поезда, — сказал CNN Travel генеральный директор «Укрзализныци» Александр Камышин. «Теперь у нас есть поезда и автомобили, а не самолеты. И мы большая страна. Таким образом, чтобы добраться из Киева на запад, юг или восток Украины, спальные поезда — лучший способ сделать это. Ты идешь на поезд поздним вечером, едешь всю ночь, а утром ты в нужном тебе городе. Таким образом, вы не теряете время.
«До войны было удобно, а сейчас удобно и безопасно. Поезда очень важны».
Конечно, большинство фотографий, которые мы видели за последний год Укрзализныця, — это беженцы. Укрзализныця говорит, что в 2022 году она помогла спасти четыре миллиона человек, четверть из которых были детьми.
Некоторые поезда также были переоборудованы под медицинские учреждения. Около 2500 мирных жителей были эвакуированы для лечения по железной дороге в прошлом году. По сети также перевезено почти 336 000 тонн гуманитарной помощи.
Это огромная ответственность для Камышина, который начал работать в компании всего за шесть месяцев до вторжения России. «Я присоединился к проблеме развития компании, одобрения новых проектов, обновления флота, и все это было связано со строительством и закупкой новых материалов. Но год назад нам пришлось перейти на военное время и военные рельсы», — говорит он.
Поезда, которые ходят вовремя.

Александр Камышин присоединился к Украинской железной дороге всего за полгода до вторжения.
Возможно, самой необычной частью поездки Байдена в Украину было то, что он пролил свет на то, насколько гладко работает «Укрзализныця».
Камышин извинился в Твиттере, что из-за сложного путешествия Байдена «только 90% наших поездов вчера отправились вовремя».
Это вызвало глухой смех в байденовской Америке, где компания Amtrak печально известна своими опаздывающими пассажирскими поездами.
Последние данные о своевременности движения Amtrak за июнь 2022 года показывают, что в среднем по США чуть более 22% поездов ходят вовремя. В некоторых областях статистика Украины оказалась обратной: более 90% поездов опаздывают.
Согласно последним данным, в Великобритании, которая отправила поездом двух премьер-министров в Украину, только 67,7% поездов ходят вовремя.
Это неудивительно для украинцев. Поезда всегда были на высоте, — говорит киевлянка Алла Пенальба.
«Я всегда езжу на поезде, когда путешествую по Украине, — говорит она. Она особый поклонник спальных услуг. «Это удобно — вечером садишься, а утром уже на противоположной стороне страны. Еще до 2014 года [когда Россия вторглась в Крым] добираться до Крыма из Киева было удобнее на поезде. Это заняло 20 часов, но ты сел, потом заснул — было довольно удобно».
Пенальба говорит, что из-за того, что лоукостеры прибыли в Украину позже, чем в остальную Европу, в стране сохранилась сеть ночных поездов с ограниченным количеством внутренних рейсов.
Даже когда появились бюджетные авиалинии — она считает, что с 2016 года появились более жизнеспособные варианты перелетов по пересеченной местности — она не кусалась.
«Я мог бы прилететь в Одессу из Киева, но все же я бы подумал, ладно, мне нужно ехать в аэропорт за два часа, если ты живешь на противоположной стороне Киева, то можно за час доехать — так что это три. часов плюс перелет. В конечном итоге удобнее сесть на поезд в 23:00, выспаться и прибыть в 7:00».