Город 15 минут. Превратился в территорию заговора
Как «15-минутные города» превратились в международную теорию заговора
Пешеходная зона в рамках плана «суперквартала», продвигающего зоны, свободные от автомобилей и велосипедистов, в Барселоне, Испания.
Пешеходная зона в рамках плана «суперквартала», продвигающего зоны, свободные от автомобилей и велосипедистов, в Барселоне, Испания.
—
Дункан Энрайт и представить себе не мог, что ему будут угрожать смертью из-за плана по сокращению городского движения .
Но это именно то, что произошло с местным политиком в Великобритании, который оказался завален оскорбительными сообщениями в социальных сетях и по электронной почте в связи с его участием в предполагаемом пробном запуске фильтрации трафика в городе Оксфорд.
План, призванный сократить использование запутанных городских дорог в часы пик, потребует от жителей получения разрешений на проезд через фильтры, контролируемые камерами, на шести ключевых дорогах.
По его словам, обвинения в адрес Энрайта были дикими и разнообразными, и в основном они исходили от людей, не имеющих никакого отношения к Оксфорду. Многие были из-за пределов Великобритании.
Мужчина идет по Раджпату среди смога в Нью-Дели, 28 января 2021 года.
Загрязнение воздуха сокращает жизнь людей на большее количество лет, чем курение, война или ВИЧ/СПИД
Они утверждали, что он хотел ограничить людей их районами, и обвинили его в том, что он является частью злонамеренного международного заговора с целью контролировать передвижение людей во имя борьбы с изменением климата.
«Это было довольно тревожно, — сказал Энрайт , — у меня действительно не было ничего подобного за многие годы моей работы в местных органах власти».
Энрайт был вовлечен в теорию заговора, быстро набирающую обороты по всему миру, которая переименовала планы по сокращению дорожного движения, уменьшению загрязнения воздуха и увеличению количества пеших и велосипедных прогулок в городах в «климатические блокировки».
Оксфорд стал горячей точкой отчасти потому, что его план фильтрации трафика был объединен с отдельным предложением в городе по созданию «15-минутных городов», что вызвало гнев сторонников теории заговора.
Что такое 15-минутные города?
Наберите в соцсетях «15-минутные города» и будьте готовы к шквалу заявлений, что идея приведет к антиутопии , люди будут оштрафованы за выезд из своего «района» или это « городская тюрьма ».
Концепция, однако, довольно проста: все, что вам нужно, должно быть примерно в 15 минутах ходьбы или езды на велосипеде от вашего дома, от здравоохранения и образования до продуктовых магазинов и зеленых насаждений.
Представлены планы высокотехнологичного «10-минутного города» в Сеуле
Цель состоит в том, чтобы сделать города более удобными для жизни и связанными, с меньшим использованием личных автомобилей, что означает более чистый воздух, более зеленые улицы и более низкий уровень загрязнения, нагревающего планету. Около пятой части антропогенного загрязнения в мире, вызывающего потепление планеты, приходится на транспорт , и более 40% этого загрязнения приходится на легковые автомобили .
Карлос Морено, профессор Сорбоннского университета во Франции, считается первым, кто ввел термин «15-минутные города», но эта широкая концепция не нова.
«Эта идея черпает вдохновение у многих урбанистов, начиная с Джейн Джейкобс, которая в последние десятилетия выступала за компактную, живую и, следовательно, более удобную для ходьбы городскую среду», — Алессия Калафиоре, преподаватель по городским данным и устойчивому развитию в Эдинбургском университете. .
Он получил международное признание. В Париже мэр Анн Идальго основала свою предвыборную кампанию 2020 года частично на плане создания 15-минутных городов. Город запретил движение автомобилей по Сене, добавил сотни миль велосипедных маршрутов и создал мини-парки.
Оттава предложила 15-минутные районы , Мельбурн в Австралии планирует принять 20-минутные районы , а Барселона в Испании реализует стратегию «суперкварталов» без автомобилей.
Люди гуляют по Елисейским полям в день без автомобилей в центре Парижа.
Люди гуляют по Елисейским полям в день без автомобилей в центре Парижа.
Филипп Воджазер/Reuters
Эту идею подхватили даже некоторые города США. Портленд представил 20-минутные районы более десяти лет назад, в то время как О'Фаллон, штат Иллинойс, недавно опубликовал стратегию «превратиться из типичного пригородного сообщества в сообщество со всем, что вам нужно, в течение 15 минут».
Пандемические блокировки помогли повысить популярность этой концепции, поскольку люди, ограниченные своим районом, были вынуждены переоценить свой район.
«Мы стали лучше понимать, насколько важно жить в хорошо обслуживаемых районах», — сказал Калафиоре.
Тем не менее, теперь простое упоминание 15-минутных городов онлайн вызовет массу гневных комментаторов.
«Кто бы мог подумать, что это планирование стало теорией заговора 2023 года?» — спросил Алекс Нерс, преподаватель географии и планирования Ливерпульского университета, который был завален сообщениями после своей недавней статьи о 15-минутных городах в Conversation.
«Мой почтовый ящик умер», — сказал он CNN.
Рождение теории заговора
Итак, как эта довольно обыденная стратегия стала точкой воспламенения для теории заговора, связанной с климатом?
В течение многих лет некоторые участники индустрии ископаемого топлива пытались разжечь гнев по поводу действий по борьбе с изменением климата, переименовав их в «климатическую тиранию», — сказала Дженни Кинг, глава отдела климатических исследований и политики в Институте стратегического диалога, аналитического центра, специализирующегося на о дезинформации и экстремизме.
Однако до 2020 года они изо всех сил пытались набрать обороты, сказала она CNN.
Это изменилось с пандемией.
Подкаст Джо Рогана Джордана Петерсона СКРИНШОТ
Ученые назвали эпизод подкаста Джо Рогана с Джорданом Петерсоном «абсурдным» и «опасным».
Серия статей в СМИ, в которых утверждалось, что мы должны восстановить пост-ковидный мир, который мог бы поддерживать снижение уровня загрязнения, вызывающего потепление планеты, была использована для усиления повествования о том, что правительства хотят ограничить свободы во имя действий по борьбе с изменением климата.
Инициатива Всемирного экономического форума «Великая перезагрузка», заявленная как попытка решить проблему неравенства и климатического кризиса после пандемии, подлила масла в огонь .
Термин «климатическая изоляция» начал циркулировать вокруг, продвигаемый правыми аналитическими центрами и скептически настроенными по отношению к климату деятелями СМИ. По словам Кинга, оттуда он просачивался в более радикальные конспирологические сообщества, включая группы, не связанные с QA, и группы противников вакцинации.
Fox News подхватили его вместе с известными отрицателями климата .
Подтянулись и простые люди. По словам Кинга, пандемия оставила миллионы людей с настоящей травмой и реальными опасениями по поводу злоупотреблений со стороны правительства. «И это было превращено в оружие обширной экосистемой плохих актеров».
Дезинформация носит конъюнктурный характер
Идея 15-минутных городов идеально вписывается в теорию заговора о «климатической изоляции», отчасти потому, что так легко крутиться.
«Теоретики заговора правы в том, что нельзя сделать настоящий город из автономных анклавов — это будут просто деревни», — Карло Ратти, архитектор, инженер и профессор Массачусетского технологического института, где он руководит Об этом сообщает CNN в MIT Senseable City Lab.
Но это неверно истолковывает идею, сказал он. Он «дает людям свободу жить на месте, но не принуждает их к этому».
Тем не менее, по словам Кинга, «дезинформация носит оппортунистический характер», особенно когда речь идет о климате. Что угодно может стать громоотводом для сфабрикованных споров, и когда проблема начинает привлекать внимание, множество различных участников «захлестывает пространство», добавила она.
В декабре канадский клинический психолог и скептик по климату Джордан Петерсон опубликовал твит с нападками на 15-минутные города: «Идея о том, что районы должны быть пешеходными, прекрасна. Идея о том, что идиоты-тиранические бюрократы могут распоряжаться, где вам «разрешено» водить машину, — возможно, худшее из вообразимого извращения этой идеи».
В начале февраля британский политик Ник Флетчер поднял вопрос о заговоре в парламенте , назвав 15-минутные города «международной социалистической концепцией» и заявив, что они «стоят нам личной свободы».
А в прошлые выходные онлайн-теории вылились в протесты в реальной жизни, когда тысячи людей , многие из которых находятся за пределами этого района, вышли на улицы Оксфорда, чтобы протестовать против фильтрации трафика и 15-минутных городских предложений.
Женщина держит плакат на акции протеста против 15-минутных городов в Оксфорде, Англия, 18 февраля 2023 года.
Женщина держит плакат на акции протеста против 15-минутных городов в Оксфорде, Англия, 18 февраля 2023 года.
Мартин Поуп / Getty Images
Конечно, существует множество критических замечаний по поводу 15-минутных городов, включая их способность разрушать города, усиливая существующее неравенство между более богатыми и более бедными районами.
А Энрайт из Оксфордшира признал, что местные жители обоснованно обеспокоены планом фильтрации трафика. По его словам, они продолжат консультации.
Но это успешное создание огромной теории заговора путем искажения намерений 15-минутных городов имеет тревожные долгосрочные последствия для действий по борьбе с изменением климата, сказал Кинг.
Она предупредила, что правительствам, как местным, так и национальным, может быть очень трудно проводить политику, даже касающуюся климатического кризиса. «В настоящий момент они наиболее уязвимы для этого огромного всплеска враждебности и общественной мобилизации»
Ученые говорят, что почти 30 опасных петель обратной связи могут навсегда изменить климат Земли.

