Почему русский либерал не есть русский либерал, а есть не русский либерал. Про свободу — вступление
В прошлой части работы мы подошли к понятию свободы, рассмотрению ее отдельно самой по себе и в контексте либерализма. Предлагаю читателю присмотреться вначале к свободе взятой отдельно от каких-либо общественно-политических концепций (вне либерально учения). "Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить." Э.Ремарк.
Интересно сказано, а не художественный ли прием?
Под свободой в самом перводоступном понимании видится возможность поступать так или иначе. Я полностью свободен... могу делать это, могу делать то, а могу ничего не делать. Такое рождается представление о свободе в нашем сознании на первый умозрительный взгляд. Но даже не выходя из своего сознания в практику жизнедеятельности, давайте попробуем ничего не делать: не думать ни о том, ни об этом, вообще не думать. ... Получилось?... Попробуйте как еще разок... Если долга этим заниматься, к чему и готовит опыт медитации, можно стать йогом, и, наверно, он во многом свободен, но полностью ли? Да, может долго не кушать, долго не пить, но навсегда освободиться от зависимости потребностей своего физического тела, может? Сомневаюсь. Что и говорить о том когда человек физически вступает со своей деятельностью в окружающий мир. Он бы хотел лететь, да сила тяжести, ему бы смеяться, да дела такие, что хоть плачь. Становится вполне ясно, что о полной и абсолютной свободе нет смысла говорить даже гипотетически. Тогда нужно вести речь о ее мере, то есть об ограниченной свободе. Теперь еще раз вернемся к высказыванию знаменитого писателя, и видится так: тот, кто утратил все, ради чего стоит жить... — утратил смысл, но приобрел ли свободу? В физическом мире, свобода всегда ограничена, а если же она ограничена то какая же она тогда свобода?
Как на свободу смотрит право
Говоря про право мы уже начинаем говорить про либерализм, потому что государство у нас формально-либеральное (опять же отдельная тема внутренней борьбы государства с самим собой), соответственно и право такое же. А как оно может смотреть, когда людей много и всем свободу подавай. А сколько ему свободы, да как всем. Нельзя же одному больше другого, раз сказали, что все равны. Хорошо, а каждому то по сколько? Ну так тогда: каждый свободен (имеет право) делать все, что не ограничивает свободы других. Звучит супер! А теперь разберем. Людей много и у каждого по свободе, здесь пока представим, что свободы эти все как одна равные, дальше значит, делать со своей свободой я свободен все, что не мешает другим (свободам других). А что моего не мешает свободам других? Ничего. Все мое мешает свободе другого, свободе этого, свободе того и любой из этих других освободил бы от меня с моей свободой место для расширения своей. И это первый закон либеральной свободы: каждый против каждого (все против всех).
— Возвращайтесь, пойдем дальше
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за такой интересный материал.
Очень хороший материал, автору респект!
Отличная статья!
Я не могу нарадоваться этой статье!
Есть над чем задуматься!