Таинственный флот помогает России перевозить нефть по всему миру.
Российская нефть продолжает находить покупателей по всему миру, но даже тем, кто отслеживает ее перемещение через океаны, трудно точно определить, кто ее транспортирует. В связи с ужесточением западных санкций против России к существующему флоту теневых танкеров присоединилось еще больше судов, готовых содействовать экспорту российской нефти. По данным отраслевых инсайдеров, размер этого "теневого" флота оценивается примерно в 600 судов, или около 10% от основного мирового танкерного флота, и их число продолжает расти
Кто владеет и управляет многими из этих кораблей, остается загадкой. Поскольку за последний год торговля российской нефтью стала более сложной, многие западные грузоотправители отказались от их услуг. Появились новые, малоизвестные игроки, и в некоторых случаях были задействованы фиктивные компании в Дубае или Гонконге. Некоторые покупали корабли у европейцев, в то время как другие использовали старые, скрипучие корабли, которые в противном случае могли бы оказаться на свалке металлолома.
Стоимость теневого флота возросла, поскольку Москва пытается избежать сотрудничества с западными грузоотправителями, а клиенты в Китае и Индии вытесняют европейцев, которым теперь запрещено покупать российскую нефть и продукты ее переработки, такие как дизельное топливо. Для доставки более отдаленным покупателям требуются дополнительные суда, и судовладельцы готовы иметь дело с дополнительными сложностями и юридическими рисками, особенно после того, как страны G7 ввели максимальные цены на российскую нефть.
Из-за того, что Европа отказалась от российских энергоносителей, Азия стала основным потребителем российской нефти. Китай в 2022 году увеличил импорт российской нефти на 19% до 1,9 млн баррелей в день, а Индия увеличила свои закупки на 800% до среднего уровня в 900 000 баррелей в день. Экспорт российской нефти в Китай, Индию и Турцию достиг рекордных уровней, но для выполнения заказов необходимо иметь достаточное количество судов, а национальному флоту России не хватает их.
Россия также стремится прекратить сотрудничество с западными грузоотправителями, что приводит к появлению новой когорты покупателей, связанных с неизвестными покупателями и "теневым флотом". По данным Global Witness, четверть продаж нефтяных танкеров была связана с неизвестными покупателями за период с конца февраля 2022 года по январь этого года, что вдвое больше, чем в предыдущем году.
Спрос на российскую нефть может продолжать расти в ближайшие месяцы, особенно если Китаю потребуется больше топлива для восстановления экономики.