Почему Азия не создала свой собственный Facebook****?
Как и во многих других отраслях - медицинском туризме, электромобилях, планшетах - Азия, по общему мнению, является будущим Интернета. Однако есть одно очень большое “если”: если только правительства континента смогут преодолеть свои тенденции к чрезмерному регулированию и цензуре.
Почти половина пользователей Интернета в мире живут в регионе. Азия может похвастаться одними из самых высоких скоростей широкополосного доступа в мире, а также самыми быстрыми темпами роста мобильной широкополосной связи. Его доля на мировом рынке электронной коммерции составляет одну треть и растет.
Так почему же азиатские правительства так усердно работают, чтобы саботировать этот славный подъем? В своем отчете о свободе в сети. Freedom House оценил 12 азиатских стран как “несвободные” или “частично свободные”. Только два - Япония и Филиппины - квалифицируются как “бесплатные”. Половина этих стран опустилась в рейтинге по сравнению с прошлым годом, а демократическая Индия опустилась дальше всех стран мира. Теперь он связан с автократической Камбоджей.
Это печальные цифры. Естественно, что большая часть внимания всего мира сосредоточена на открыто репрессивных режимах, таких как в Китае и Вьетнаме. Китайцы используют больше онлайн-цензоров, чем солдат, а новые драконовские законы, регулирующие ведение микроблогов, задушили его некогда динамичные социальные сети. Новый указ Оруэлла № 72 во Вьетнаме запрещает любой контент, который может “идти против государства Социалистической республики Вьетнам”.
Однако не менее разрушительными являются меры, принимаемые демократически избранными правительствами Азии для ограничения того, что их граждане могут видеть, говорить и делиться в Интернете. Эти правила часто имеют благие намерения - например, попытки ограничить разжигание ненависти или заблокировать порнографические материалы. Тем не менее, расплывчатые, плохо написанные законы и неясный или несуществующий надзор легко поддаются злоупотреблениям.
Чиновники, пишущие эти правила, часто выходят из старых министерств пропаганды, и их приоритетами остаются безопасность и социальная стабильность. Это мышление разрушительно узкое. Азиатская нормативная трясина мешает интернет-бизнесу, которому приходится тратить много времени и денег на то, чтобы понять, как соблюдать требования.
Например, на индийском сайте онлайн-объявлений Quickr четверть из 400 сотрудников занимается только мониторингом сообщений. Компании, которые разрабатывают для местных рынков с очень специфическими правилами, такие как Южная Корея, которая уже давно требует, чтобы веб-сайты использовали устаревшие технологии безопасности, такие как ActiveX, находятся в невыгодном положении на мировом рынке. Считается, что растущие ограничения в Интернете являются одной из причин того, что в Азии практически не появилось глобальных интернет-брендов, таких как Google или Facebook****.
С ухудшением прогнозов роста эти страны не могут позволить себе задушить один из наиболее потенциально динамичных секторов своей экономики. Существуют модели четкого, хорошо написанного законодательства, такого как Директива Европейского союза об электронной торговле. Ограничение ответственности для онлайн-платформ позволит им экспериментировать и внедрять инновации. У правительств могут быть законные опасения по поводу безопасности, но им необходимо создать более надежные, прозрачные и независимые механизмы надзора. Законы, ограничивающие онлайн-речь, слишком широки.
Прежде всего, лидерам нужно изменить свое мышление. Особенно после того, как протесты "Арабской весны" свергли несколько режимов на Ближнем Востоке, правительства в Азии рассматривают рост Интернета как потенциальную угрозу. По мере того, как все больше граждан выходят в Интернет, а все больше местных компаний начинают выпускать контент и услуги на местных языках, уровень государственного контроля над тем, что люди думают и говорят, неизбежно будет снижаться.
Интернет также является потенциальным катализатором для стран, надеющихся, что инновации и предпринимательство однажды станут движущей силой их экономики. Если Азия упустит эту возможность, ее собственные лидеры понесут часть вины.