Землетрясение в Турции нанесло ущерб в размере 34 миллиардов долларов. Это может стоить Эрдогану выборов

Разрушительное землетрясение , которое произошло в Турции 6 февраля, унесло жизни по меньшей мере 45 000 человек, оставило без крова миллионы людей почти в дюжине городов и нанесло немедленный ущерб, оцениваемый в 34 миллиарда долларов , или примерно 4% годового экономического производства страны, по данным Всемирного банка.
Но косвенная стоимость землетрясения может быть намного выше, а восстановление не будет ни легким, ни быстрым .
Турецкая конфедерация предприятий и бизнеса оценивает общую стоимость землетрясения в 84,1 миллиарда долларов , львиная доля которой придется на жилье в 70,8 миллиарда долларов, при этом потерянный национальный доход оценивается в 10,4 миллиарда долларов, а потерянные рабочие дни - в 2,91 миллиарда долларов.
«Я не припомню… какой-либо экономической катастрофы такого уровня в истории Турецкой Республики», — сказал Арда Тунджа, стамбульский экономист PolitikYol.
Экономика Турции замедлялась еще до землетрясения. Неортодоксальная денежно-кредитная политика правительства вызвала стремительный рост инфляции, что привело к дальнейшему неравенству доходов и валютному кризису, в результате которого в прошлом году лира потеряла 30% своей стоимости по отношению к доллару. Экономика Турции в прошлом году выросла на 5,6%, сообщает Reuters со ссылкой на официальные данные.
Экономисты говорят, что эти структурные недостатки в экономике только усугубятся из-за землетрясения и могут определить ход президентских и парламентских выборов, ожидаемых в середине мая .
Тем не менее, Тунка говорит, что, хотя физический ущерб от землетрясения колоссален, ущерб для ВВП страны не будет таким значительным по сравнению с землетрясением 1999 года в Измите, которое поразило промышленный центр страны и унесло жизни более 17 000 человек. По данным ОЭСР, на территории, пострадавшие от этого землетрясения, приходится треть ВВП страны .
В провинциях, наиболее пострадавших от землетрясения 6 февраля, проживает около 15% населения Турции. По данным Турецкой конфедерации предприятий и бизнеса, они обеспечивают 9% ВВП страны, 11% подоходного налога и 14% доходов от сельского хозяйства и рыболовства.
«Поначалу экономический рост замедлится, но я не ожидаю угрозы рецессии из-за землетрясения», — сказал Сельва Демиралп, профессор экономики Университета Коч в Стамбуле. «Я не ожидаю, что влияние на (экономический) рост превысит 1–2 (процентных) пункта».
Растет критика готовности страны к землетрясению, будь то политика по смягчению экономических последствий или предотвращению масштабов ущерба, нанесенного стихией.
Как Турция будет восстанавливать свою экономику и обеспечивать своих новых бездомных, пока неизвестно. Но это может оказаться решающим фактором в определении политической судьбы президента Реджепа Тайипа Эрдогана , говорят аналитики и экономисты, поскольку он баллотируется на новый срок.
В правительственном бюджете на 2023 год, опубликованном до землетрясения, планировалось увеличить расходы в год выборов, предвидя дефицит в размере 660 миллиардов лир (34,9 миллиарда долларов).
Правительство уже объявило о некоторых мерах, которые, по словам аналитиков, были призваны укрепить популярность Эрдогана, включая повышение минимальной заработной платы почти на 55%, досрочный выход на пенсию и более дешевые жилищные кредиты.
Экономисты говорят, что финансовая позиция Турции сильна. Его бюджетный дефицит по сравнению с объемом производства меньше, чем у других развивающихся рынков, таких как Индия, Китай и Бразилия. Это дает правительству пространство для расходов.
«Турция начинает с позиции относительной финансовой устойчивости», — сказал Сельва Бахар Базики из Bloomberg Economics. «Необходимые расходы на землетрясение, вероятно, приведут к тому, что правительство нарушит свои бюджетные цели. Учитывая высокие гуманитарные потери, это будет год, чтобы сделать это».
Государственные расходы, связанные с землетрясением, оцениваются в 2,6% ВВП в краткосрочной перспективе, сказала она CNN, но в конечном итоге могут достичь 5,5%.
Правительства обычно восполняют дефицит бюджета, увеличивая долги или повышая налоги. Экономисты говорят, что оба варианта вероятны. Но налогообложение после землетрясения уже является щекотливой темой в стране и может оказаться рискованным в год выборов.
После землетрясения 1999 года Турция ввела «налог на землетрясение», который первоначально был введен как временная мера для смягчения экономического ущерба, но впоследствии стал постоянным налогом.
В стране высказывались опасения, что государство могло растратить эти налоговые поступления, а лидеры оппозиции призвали правительство быть более прозрачным в отношении того, что произошло с собранными деньгами. Отвечая на вопрос в 2020 году, Эрдоган сказал, что деньги « были потрачены не по назначению ». С тех пор правительство мало что говорило о том, как были потрачены деньги.
«Средства, созданные для обеспечения готовности к землетрясениям, были использованы для таких проектов, как строительство дорог, наращивание инфраструктуры и т. д., помимо обеспечения готовности к землетрясениям», — сказал Тунка. «Другими словами, не было создано никаких буферов или подушек, чтобы ограничить экономические последствия таких бедствий».
Аналитики говорят, что еще слишком рано говорить о том, какое влияние окажут экономические последствия на перспективы переизбрания Эрдогана.
Рейтинг президента был низким еще до землетрясения. В декабрьском опросе, проведенном турецкой исследовательской фирмой MetroPOLL, 52,1% респондентов не одобряют его поведение на посту президента. Опрос, проведенный месяцем ранее, показал, что незначительное большинство избирателей не проголосовало бы за Эрдогана, если бы выборы состоялись в этот день.
Однако два опроса на прошлой неделе показали, что турецкая оппозиция не получила новой поддержки , сообщило агентство Reuters, ссылаясь отчасти на то, что она не выдвинула кандидата, а отчасти на отсутствие реального плана восстановления районов, разрушенных землетрясением.
Большинство провинций, наиболее пострадавших от землетрясения, проголосовали за Эрдогана и его правящую партию ПСР на выборах 2018 года, но в некоторых из этих провинций Эрдоган и ПСР победили, набрав большинство голосов или незначительное большинство.
По данным Всемирного банка, эти провинции являются одними из самых бедных в стране .
Исследование, проведенное Демиралпом, а также учеными Эвреном Балтой из Университета Озьегина и Седой Демиралп из Университета Исика, показало, что, хотя высокая приверженность избирателей правящей партии ПСР является сильным препятствием для дезертирства избирателей, экономические и демократические неудачи могут склонить чашу весов.
«Наши данные показывают, что респонденты, которые сообщают, что могут сводить концы с концами, с большей вероятностью снова проголосуют за действующую ПСР», — заключает исследование. «Однако, как только ухудшение экономических показателей толкает больше людей за черту бедности, возрастает вероятность бегства».
Это может позволить оппозиционным партиям отобрать голоса у действующих правителей, «несмотря на разногласия по признаку идентичности, если они нацелены на экономически и демократически недовольных избирателей посредством четких сообщений».
Для Тунки экономические последствия землетрясения представляют реальную угрозу для перспектив Эрдогана.
«Масштаб социального землетрясения в Турции намного больше, чем тектонического», - сказал он. «Идет перетягивание каната между властью и оппозицией, и кажется, что победитель будет неизвестен до самого конца выборов».
Надин Эбрахим и Исиль Сариюс внесли свой вклад в этот отчет.
Источник- https://edition.cnn.com/2023/03/06/middleeast/turkey-earthquake-economic-cost-mime-intl