Шмели учатся решать головоломки, наблюдая за сверстниками
Британские ученые обнаружили, что шмели учатся решать головоломки, наблюдая за своими более опытными сверстниками.

Эксперты из Лондонского университета королевы Марии обучили группу пчел открывать коробку-головоломку с наградой из сахара.
Эти пчелы затем передавали знания другим в своих колониях, как показало исследование.
Исследователи обнаружили, что «социальное обучение» могло иметь большее влияние на поведение шмелей, чем предполагалось ранее.
Для проведения исследования ученые создали коробку-головоломку, которую можно было открыть, повернув крышку, чтобы получить доступ к сахарному раствору.
Крышку можно было повернуть по часовой стрелке, нажав на красный язычок, а нажав на синий язычок, можно было повернуть ее против часовой стрелки.
Ученые обучили пчел-демонстраторов использовать один из этих методов, чтобы открывать крышку, пока пчелы-наблюдатели наблюдали.
Когда пчелы-наблюдатели решили головоломку, исследователи обнаружили, что они выбрали тот же метод, который они видели в 98% случаев, даже после обнаружения альтернативного подхода.
Исследование также показало, что пчелы с демонстратором открывали больше ящиков с головоломками, чем контрольные пчелы.
Это говорит о том, что пчелы изучали поведение в обществе, а не сами находили решение, говорят исследователи.
- Исчезновение шмелей вызвано «климатическим хаосом»
- В Корнуолле обнаружены новые популяции редких пчел
Доктор Элис Бриджес, руководившая исследованием, сказала, что шмели, как известно, не проявляют «культуроподобных феноменов» в дикой природе.
«Однако в наших экспериментах мы наблюдали распространение и сохранение поведенческого «тренда» в группах шмелей — аналогично тому, что наблюдалось у приматов и птиц», — сказала она.
Она сказала, что поведение общественных насекомых, таких как эти шмели, было «одним из самых сложных на планете».
В других экспериментах, когда и «синие», и «красные» пчелы-демонстраторы были выпущены в одни и те же группы пчел, пчелы-наблюдатели сначала научились использовать оба метода, но в конечном итоге они отдали предпочтение одному решению, которое затем преобладало в этой колонии.
Согласно исследованию, это показывает, как может возникнуть поведенческая тенденция в популяции пчел.
В этом случае исследователи заявили, что любые изменения в поведении при поиске пищи могут быть связаны с тем, что опытные пчелы отказываются от поиска пищи и появляются новые ученики, а не с изменением пчелами своих предпочтений.