Роскомнадзор и сбор пользовательских данных
Представители крупных радиочастотных центров (входящих в структуру РКН) заявили, что онлайн-сервисы собирают чрезмерные объемы персональных данных (ПД).
В связи с этим Роскомнадзор разрабатывает законопроект о внесении изменений в закон о персональных данных с целью унификации сбора ПД онлайн-сервисами и правил заключения пользовательских соглашений с онлайн-сервисами. Формулировка заключается в унификации пользовательских контрактов.
По мнению РКН, унификация правил заключения пользовательских соглашений на обработку ПД позволит сократить ненадлежащий сбор и обработку данных и значительно снизить риск утечки персональных данных. РКН также призывает запретить внесение в контракты положений, касающихся автоматического согласия на обработку персональных данных с момента перехода на веб-сайт сервиса, как это в настоящее время делают многие компании.
Эксперты объясняют, что только 10-20% российских сайтов имеют форму согласия пользователя. По сути, у них есть публично предлагаемый контракт, в котором оговаривается предмет соглашения, обязанности и права сторон. В то же время закон позволяет каждой компании использовать свою собственную форму согласия. В этом случае организация сама решает, какой объем персональных данных ей необходимо собрать, часто собирая избыточные данные и перепродавая их третьим лицам в рамках соглашения о рекламном партнерстве.
Например, курьерской службе необходимо знать адрес пользователя, но не обязательно знать отчество пользователя или дату рождения компании, поскольку это ненужная информация. Интернет-сервис отметил, что чрезмерный сбор персональных данных происходит из-за неправильного понимания цели перестрахования и обработки данных, а не из-за намерения злоупотребить информацией.
Профильные эксперты скептически относятся к унификации пользовательских контрактов. Это связано с тем, что идея унификации противоречит принципу свободы договора, который гласит, что стороны имеют право смешивать условия различных типов договоров в одном документе. Согласно закону, пользователи имеют право запросить объяснения у поставщиков персональных данных и при необходимости отозвать свое согласие, но они также могут отказаться от предоставления услуг, если у них недостаточно данных.
Эксперты также отмечают, что запрет на чрезмерный сбор персональных данных затрудняет взаиморасчеты между различными службами. По их мнению, запрет не препятствует таргетированной рекламе, поскольку пользователи получают рекламу по другим каналам, и этот рынок быстро адаптируется к новым ограничениям.