Землетрясение в Сирии: ООН не спешили помочь, почему?
Задержка ООН в доставке жизненно важной помощи сирийцам, пострадавшим от разрушительного землетрясения в прошлом месяце, была излишней, заявили эксперты в области права.
По их словам, ООН не нужно было ждать разрешения на въезд от сирийского правительства или Совета Безопасности и можно было применить более широкое толкование международного права.
Прошла неделя, прежде чем ООН получила разрешение от президента Сирии открыть дополнительные пограничные переходы, чтобы обеспечить доступ на северо-запад, контролируемый оппозицией.
Сама ООН заявила, что крайне важно попытаться спасти жертв землетрясения в течение 72 часов. Она оспаривает выводы о том, что могла бы действовать иначе.
"Главное в реагировании на землетрясение - это немедленное реагирование. А ООН просто стояла там, полностью парализованная", - сказала Би-би-си международный адвокат по правам человека Сара Кайяли.
По данным ООН, в результате землетрясения на северо-западе Сирии погибли более 4 500 человек и более 8 700 получили ранения.
В результате подземных толчков магнитудой 7,8 от 6 февраля и последующих землетрясений и афтершоков, произошедших вблизи города Газиантеп в Турции, по данным официальных лиц, погибли по меньшей мере 45 968 человек в Турции и около 6 000 в Сирии в целом.
Эндрю Гилмур был высокопоставленным сотрудником ООН, когда в 2014 году обсуждалась первая резолюция о доставке помощи на контролируемые повстанцами территории Сирии.
По его мнению, трансграничная помощь разрешена законом.
Би-би-си поговорила в общей сложности с более чем десятком экспертов, включая юристов, профессоров, судей Международного суда в отставке и бывших сотрудников ООН по правовым вопросам. Все они заявили, что гибель людей можно было бы предотвратить, если бы ООН использовала другую интерпретацию международного права, позволяющую ей реагировать на ситуацию на северо-западе Сирии.
Пресс-секретарь ООН Стефан Дюжаррик сказал Би-би-си следующее: "Чтобы доставить гуманитарную помощь через международную границу, нам нужно либо согласие правительства, либо, как в случае с Сирией, обязательная резолюция Совета Безопасности... Мы можем неделями, месяцами и годами вести академические дискуссии о международном праве. Наша позиция заключается в том, что международное право не задерживает нашу работу".
Помимо оказания помощи, ООН также играет жизненно важную роль в координации международных усилий по оказанию помощи, предлагаемых другими странами после стихийных бедствий. Она организует поисково-спасательные работы через Организацию Объединенных Наций по оценке и координации последствий стихийных бедствий (Undac). Команды Undac могут быть направлены в любую точку мира в течение 12-48 часов после получения запроса, что и произошло в Турции.
Но ООН не делала официального запроса на въезд бригад скорой медицинской помощи на северо-запад Сирии и не смогла сообщить нам о каком-либо официальном запросе на размещение там поисково-спасательных групп. Международные гуманитарные специалисты, работающие над ликвидацией последствий сообщили, что без этого обращения ООН не было четкого пути для развертывания бригад скорой помощи.
Представитель ООН Стефан Дюжаррик говорит, что отсутствие групп экстренной помощи связано с решениями национальных правительств. "Существуют проблемы безопасности. Есть всевозможные политические соображения", которые могли повлиять на это, говорит он.
Марко Сассоли, специальный советник прокурора Международного уголовного суда, заявил, что Женевские конвенции - основа международного гуманитарного права - обеспечивают ООН рамки для доставки помощи без необходимости получения разрешения Сирии.
"В Женевских конвенциях, участником которых является Сирия, есть положение о том, что беспристрастный гуманитарный орган... может предлагать свои услуги всем сторонам конфликта".
Жертвы землетрясения жаловались на реакцию ООН.