Таинственная улица Джорджо де Кирико и её обитатели

Картина итальянского художника Джорджо де Кирико «Меланхолия и тайна улицы» – загадочное произведение, полное контрастов и символов. Перед нами залитая солнцем узкая улица, по обеим сторонам которой тянутся две стены со сводчатыми арками. У правой стены стоит фургон с открытыми задними дверцами. В левом нижнем углу бегущая девушка катит обруч. Она изображена вполоборота, но разглядеть её черты невозможно, мы видим только её стройный силуэт. В движениях девушки, в приподнятой от земли ноге, в развевающихся волосах чувствуется лёгкость. Кажется, ещё миг – и она взлетит в царство простора над улицей, способной вызвать клаустрофобию. Впрочем, для девушки, кажется, не существует никаких рамок и преград даже в таком замкнутом пространстве. Она сама символизирует открытость миру даже здесь. Но в конце улицы можно увидеть другое существо, вернее, даже не существо, а тень человеческой фигуры. Мы видим эту тень только по пояс: ноги скрыты стеной. Правая рука тоже не видна, зато вместо неё параллельно правому боку человека по земле тянется длинная тонкая линия – тоже тень, почти продолжение другой горизонтальной линии, венчающей ряд арок. Сама фигура тоже удивительно напоминает одну из этих арок. Не говорит ли это о том, что перед зрителем возник призрак, явившийся из глубин арок, в которых он сливается с тьмой, а здесь благодаря яркому свету обретает очертания? И почему этот старец – о его старости говорят чуть сгорбленные плечи, – про которого даже сложно определить, мужчина это или женщина, решил прогуляться именно сейчас? Видит ли он незнакомку с обручем? И видит ли она его? Кажется, эта лёгкая и невесомая девушка занята своими мыслями и не замечает того, кто несёт в себе тайну и меланхолию улицы. Голова девушки повёрнута чуть вбок, в сторону фургона. Ей как будто хочется уехать далеко, раз уж она не может улететь, да и обруч у неё похож на колёса фургона, на котором, по всей видимости, уже давно никто не путешествует. Его колёса замерли, как и вся эта уединённая и безлюдная улица. Здесь больше нет людей. Почему же девушка оказалась здесь, как бабочка, перелетающая с цветка на цветок, случайно запорхнувшая в старый чулан? Случайность ли это или она как раз оказалась там, где должна была оказаться? И не позвал ли её сам тот, кто стоит там, на другом конце улицы, как на другом краю мира? Можно подумать, что он заранее предчувствовал их свидание. Или не просто предчувствовал, а знал, что они встретятся. Или даже сам назначил место и время. Но о чём он хочет сказать своей молодой гостье? Может быть, о том, что весь мир – это сплошные тёмные и белые стены, контраст цветов, перекрёстки линий, теней и судеб и что в конечном итоге участь любого фургона – завершить свою миссию движения и остаться неподвижным на века, лишь открытыми дверцами впуская в себя солнечный свет? Может быть, этот призрак хочет поделиться с девушкой знанием о том, что даже она, каким бы странным и невероятным это ни казалось ей сейчас, когда-то сама замрёт, как фургон, или сама станет ещё одной владычицей этой улицы, сама превратится в тень и будет встречать кого-то, кто так же, как она сейчас, забредёт в этот тихий уголок? Может быть, он хочет сказать ей, что сам когда-то был похож на неё и скучает по тем временам, когда в его распоряжении был весь мир, а не только часть мира, ставшая теперь его личной крохотной вселенной? А может быть, эти два загадочных антипода не просто похожи, а вовсе являются одним целым? На это намекает то, что мы не видим левой руки девушки – она скрыта. А под её ногами так же тянется длинная тень, хоть и не такая прямая, как та, что скользит бок-о-бок с человеком-призраком. Картина «Меланхолия и тайна улицы» – это метафизическое сочетание не только цветов, но и линий, прямых и изломанных, параллельных, перпендикулярных и закруглённых. Эти сочетания одновременно сложны и просты, как сама жизнь, в которой не бывает солнца без тьмы, молодости без старости и неподвижности без движения. Недаром любой фургон, даже когда катится по бесконечным дорогам, движется лишь снаружи, а внутри остаётся застывшим, как дом, для человека, тронувшегося в путь.
Репродукция из интернета
Джорджо Де Кирико фактически стал предвестником сюрреализма. Он в 1916 году создал своё объедение «Pittura metafisica” или метафизическая живопись, которым вдохновлялись в будущем все сюрреалисты. ⠀
Де Кирико считал что живопись должна отражать внутренние ощущения, а внутреннее — всегда непонятное и таинственное. Поэтому его картины наполнены тревогой, тайной, они абсолютно безмолвны, но все равно способны рассказать нам многое.
Действие в его картинах будто происходит в измерении снов. Все в них — дома, улицы, статуи, люди кажутся обычными, но есть в них что-то пугающее и странное одновременнно, они будто не из нашего мира. ⠀
Картина «Меланхолия и тайна улицы» — одна из моих любимых. Она очень интересная и вместе с тем страшная. Пустынная улица, ровные аркады строений, уходящие вдаль, тень статуи (а может быть человека?), фургон с призывно открытой дверью, готовый поглотить девочку с обручем. Особую тревожность сюжету придают длинные резкие тени, и то, что объекты в картине нарисованы в разных проекциях (здания в перспективной, фургон в геометрической), что усиливает эффект странности картины. ⠀
Необычное решение для художника — движущаяся человеческая фигура. Сюжет картины до невозможности странен — девочка катит обруч навстречу открытым дверям фургона, а за углом здания ее готова встретить непонятная тень. Почему она так стремится навстречу опасности? Кто приготовил для неё эту участь? ⠀
Картины Де Кирико не отвечают на вопросы, они рассказывают нам странные и потусторонние истории, на которые никогда не устаёшь смотреть. ⠀
Спасибо за познавательный комментарий!
интересно
Спасибо!
Спасибо!
Интересная и познавательная статья. Спасибо
И вам спасибо!
Необычная картина, которая визуально делится на две части – освещенная солнцем площадь с аркадой и скрытый тенью, передний план с той же аркадой.
Спасибо за комментарий.