Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны.
Сеул, Южная Корея
Когда недавно над США был замечен китайский высотный аэростат, подозреваемый в шпионаже, ВВС США в ответ подняли в воздух свой собственный высоколетящий шпионский актив: разведывательный самолет U-2.
Именно этот самолет-шпион времен холодной войны сделал фотографии высокого разрешения - не говоря уже о селфи своего пилота - которые, как сообщается, убедили Вашингтон, что китайский шар собирает разведданные, а не, как продолжает настаивать Пекин, изучает погоду.
Тем самым самолет сыграл ключевую роль в событии, которое привело к резкому росту напряженности в отношениях между двумя крупнейшими экономиками мира и привлекло внимание международной общественности к методам, которые правительства двух стран используют для слежки друг за другом.
До сих пор основное внимание СМИ было сосредоточено на воздушном шаре - в частности, на том, как судно, которое многие считают реликтом ушедшей эпохи шпионажа, может оставаться актуальным в программе современного шпиона. Однако для многих военных историков гораздо более показательным является участие другого символа ушедшего времени - самолета U-2.
U-2 имеет долгую и богатую историю, когда речь идет о шпионских баталиях между США и Китаем. В 1960-х и 1970-х годах по меньшей мере пять таких самолетов были сбиты во время разведывательных полетов над Китаем.
Об этих потерях не сообщалось так широко, как можно было бы ожидать - и на то есть веские причины. Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое отвечало за все американские U-2 в то время, когда самолеты были сбиты, никогда официально не объясняло, что они там делали.
Дополнительную загадку добавляло то, что самолеты пилотировали не американские пилоты и не под флагом США, а пилоты из Тайваня, которые, что поразительно напоминает сегодняшнюю сагу о воздушных шарах, утверждали, что участвуют в инициативе по исследованию погоды.

Леди-дракон и китайские ядерные ракеты
То, что ЦРУ хранило молчание о том, чем занимались эти американские самолеты-шпионы, вряд ли удивительно.
Но молчание ведомства спустя более 50 лет - оно не ответило на просьбу CNN прокомментировать эту статью - говорит о том, насколько чувствительным был этот вопрос как в то время, так и сегодня.
Правительство США придерживается общего правила 25 лет для автоматического рассекречивания секретных материалов. Однако одной из часто упоминаемых причин игнорирования этого правила являются случаи, когда раскрытие информации "нанесет серьезный ущерб отношениям между США и иностранным правительством или текущей дипломатической деятельности США".
Современные рассказы о том, что делали самолеты, - в том числе тайваньских пилотов, которые были сбиты, отставных офицеров ВВС США и военных историков - не оставляют сомнений в том, почему это вызвало бы переполох.
Самолеты - согласно рассказам пилотов в документальном фильме тайваньского производства.
Недавно разработанный U-2, прозванный "Леди Дракон", казался идеальным судном. США уже использовали его для шпионажа за советской внутренней ядерной программой, а его высотные возможности - он был разработан в 1950-х годах для достижения "ошеломляющей и беспрецедентной высоты в 70 000 футов", по словам его разработчика Lockheed - выводили его из зоны действия зенитных ракет.
Так думали США. В 1960 году Советы сбили U-2, управляемый ЦРУ, и отдали под суд его пилота Гэри Пауэрса. Вашингтон был вынужден отказаться от своей легенды (что Пауэрс выполнял задание по разведке погоды и, потеряв сознание от кислородного голодания, дрейфовал в советском воздушном пространстве), признать программу самолетов-шпионов и обменять Пауэрса на заключенного.
"Поскольку Америка не хотела, чтобы ее собственные пилоты были сбиты на U-2 так же, как Гэри Пауэрс в 1960 году над Советским Союзом, что вызвало крупный дипломатический инцидент, они обратились к Тайваню, и Тайвань с большой готовностью разрешил обучить своих пилотов и провести длинную серию полетов над материковым Китаем", - объясняет Крис Покок, автор книги "50 лет U-2", в документальном фильме 2018 года "Потерянные черные коты 35-й эскадрильи".
а и историям, опубликованным на правительственных сайтах США - были переброшены на Тайвань в рамках сверхсекретной миссии по наблюдению за растущим военным потенциалом коммунистического Китая, включая его зарождающуюся ядерную программу, которая получала помощь от Советского Союза.

Черные коты" и отряд H
Как и U-2, Тайвань - также известный как Китайская Республика (КР) - казался идеальным выбором для миссии. Этот самоуправляемый остров к востоку от материкового Китая враждовал с коммунистическим руководством в Пекине - как и сегодня - и в тот период истории имел договор о взаимной обороне с Вашингтоном.
Этот договор уже давно утратил силу, но Тайвань остается одним из пунктов серьезной напряженности в отношениях между Китаем и США, при этом китайский лидер Си Цзиньпин поклялся поставить остров под контроль коммунистической партии, а Вашингтон по-прежнему обязан предоставить ему средства для самообороны.
Сегодня в рамках этого обязательства США продают Тайваню истребители F-16. В 1960-х годах Тайвань получил американские самолеты U-2.
Военные острова создали эскадрилью, которая официально называлась "Секция разведки и исследования погоды".
Но ее члены - пилоты из Тайваня, прошедшие в США обучение полетам на U-2, - знали ее под другим названием: "Черные коты".
Автор Покок и Гэри Пауэрс-младший, сын пилота, сбитого советскими войсками, и соучредитель Музея холодной войны в Вашингтоне, округ Колумбия, в документальном фильме 2018 года объяснили, что стояло за эскадрильей и ее миссией.
ДРУГОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЦРУ НА ТАЙВАНЕ
Эскадрилья "Черная кошка" была сформирована при сотрудничестве Центрального разведывательного управления и военно-воздушных сил Тайваня, как сообщается на сайте Министерства обороны Тайваня.
Если "Черные кошки" отвечали за высотные разведывательные миссии, то "Черные летучие мыши" с мая 1956 года проводили низколетящие разведывательные миссии и миссии по сбору электронной разведки над материковым Китаем. Во время Вьетнамской войны они также действовали во Вьетнаме в тандеме с США.
В период с 1952 по 1972 год "Черные кошки" потеряли 15 самолетов и 148 жизней, говорится на сайте.
Программа "Черные кошки" была реализована потому, что американскому правительству необходимо было получить информацию о материковом Китае - каковы его сильные и слабые стороны, где расположены его военные объекты, где находятся базы подводных лодок, какой тип самолетов он разрабатывает", - сказал Пауэрс-младший.
Ллойд Ливитт, генерал-лейтенант ВВС США в отставке, описал миссию как "совместную разведывательную операцию Соединенных Штатов и Китайской Республики".
"На американские U-2 были нанесены знаки отличия КРК, пилоты КРК находились под командованием полковника КРК (ВВС), пролетные миссии планировались Вашингтоном, и обе страны были получателями разведданных, собранных над материком", - написал Ливитт в личной истории холодной войны, опубликованной в 2010 году Исследовательским институтом ВВС в Алабаме.
Одним из первых, кто летал на U-2 на Тайвань, был Майк Хуа, который был там, когда первый из самолетов прибыл на авиабазу Таоюань на Тайване в начале 1961 года.
"Прикрытие заключалось в том, что ВВС КР приобрели самолет, который носил (тайваньскую) национальную эмблему. ... Чтобы не путаться с другими организациями ВВС, дислоцированными в Таоюане, часть стала 35-й эскадрильей со знаком отличия "Черный кот"", - написал Хуа в 2002 году в истории части для журнала Air Force Historical Foundation.
На авиабазе в Тайване американцы работали с тайваньскими пилотами, помогая обслуживать самолеты и обрабатывать информацию. По словам Хуа, они были известны как "Отряд Н".
"Весь американский персонал был якобы сотрудниками компании Lockheed Aircraft Company", - пишет Хуа.
Кодовое имя: Razor
ВВС КР и представители США заключили соглашение об операции, дав ей кодовое название "Бритва", - написал Хуа.
Он назвал разведданные, полученные в ходе полетов, "огромными" и сказал, что они были переданы Тайбэю и Вашингтону.
"Миссии охватывали обширные внутренние районы материкового Китая, где почти никогда не проводились аэрофотосъемки", - написал он. "Каждый полет приносил аэрофотокарту шириной примерно 100 миль и длиной 2 000 миль, которая показывала не только точное местоположение цели, но и деятельность на земле".
Другие датчики на самолетах-шпионах собирали информацию о возможностях китайских радаров и многое другое, сказал он.
С января 1962 года по май 1974 года, согласно истории на сайте Министерства обороны Тайваня, "Черные кошки" совершили 220 разведывательных полетов, охватив "более 10 миллионов квадратных километров над 30 провинциями материкового Китая".
На просьбу дать дополнительные комментарии о "Черных котах", министерство отослало CNN к опубликованным материалам.
"Идея заключалась в том, что черные кошки выходят ночью, а U-2 обычно запускаются в темноте. Их камеры были глазами, и это было очень скрытно, тихо и труднодоступно. И вот, объединив эти две истории, они стали известны как "Черные кошки", - сказал в документальном фильме автор Покок.
У эскадрильи даже была своя эмблема, которую, по слухам, нарисовал один из ее членов, подполковник Чэнь Хуай-шэн, вдохновившись местным заведением, которое часто посещали пилоты.
У эскадрильи даже была своя эмблема, нарисованная, по слухам, одним из ее членов, подполковником Чэнь Хуай-шэном, и вдохновленная местным заведением, которое часто посещали пилоты.
Но "Черным котам", как и Пауэрсу-старшему двумя годами ранее, предстояло узнать, что их U-2 не защищены от зенитного огня.
9 сентября 1962 года Чен стал первым пилотом U-2, сбитым зенитной ракетой Народно-освободительной армии. Его самолет упал во время полета над Наньчангом, Китай.
Сбит над Китаем
В последующие годы еще три пилота Black Cat U-2 погибли во время полетов над Китаем, поскольку НОАК придумала, как противодействовать полетам U-2.
"Материковые китайцы узнали от своих радаров, где проходят эти полеты, каковы их цели, и они начали строить площадки для ракет, но перемещать их", - сказал Покок.
"Они строили площадку здесь, занимали ее на некоторое время, но если им казалось, что следующий полет будет проходить здесь, они перемещали ракеты. Это была игра в кошки-мышки, буквально черная игра в кошки-мышки между маршрутами полетов с Тайваня и войсками ПВО (китайского) материка, выясняющими, где пройдет следующий полет".
В июле 1964 года U-2 подполковника Ли Нан-пина был сбит ракетой SA-2 НОАК над Ченхаем, Китай. По данным Министерства обороны Тайваня, он совершал полет с военно-морской авиастанции США на Филиппинах и пытался получить информацию о китайских маршрутах снабжения Северного Вьетнама.
В сентябре 1967 года ракета НОАК сбила U-2, пилотируемый капитаном Хван Рун Пэем, над Цзясинем, Китай, а в мае 1969 года майор Чан Хсиех потерпел "отказ управления полетом" над Желтым морем во время разведки побережья провинции Хэбэй, Китай. По данным Министерства обороны Тайваня, следы его U-2 так и не были найдены.

В плену у коммунистов
Два других тайваньских пилота U-2 были сбиты, но выжили, только для того, чтобы провести годы в коммунистическом плену.
Майор Робин Йех был сбит в ноябре 1963 года над Цзюцзяном, провинция Цзянси.
"Самолет потерял управление, когда взрыв ракеты вывел из строя часть левого крыла. Самолет по спирали полетел вниз. Множество осколков влетело в самолет и попало в обе мои ноги", - вспоминал Йе, умерший в 2016 году, в книге "The Brave in the Upper Air: Устная история эскадрильи "Черная кошка"", опубликованной Министерством обороны Тайваня.
Он рассказал, что после его пленения китайские врачи извлекли из его ног 59 осколков, но не смогли извлечь их все.
"Это не очень влияло на мою повседневную жизнь, но зимой у меня болели ноги, что влияло на мою подвижность. Думаю, это останется в моей памяти на всю жизнь", - сказал Йех.
Порт-Блэр на Андаманских и Никобарских островах, на фото в 2022 году.
Неконтактные племена и индийская военная база. Подглядывал ли "шпионский" воздушный шар за Андаманскими и Никобарскими островами?
U-2 майора Джека Чанга был сбит ракетой над Внутренней Монголией в 1965 году. Он тоже получил десятки осколочных ранений и спасся, приземлившись на заснеженный ландшафт.
"В то время было темно, что не позволяло мне искать помощи, поэтому мне пришлось плотно укутаться парашютом, чтобы согреться... Через десять часов, когда рассвело, я увидел вдали деревню юрт, поэтому я потащился туда и попросил помощи. Я упал в обморок, как только добрался до кровати", - вспоминал он в устной истории.
Ни Йех, ни Чанг, которых посчитали погибшими в бою, не увидят Тайвань в течение десятилетий. В конце концов, в 1982 году летчики были отпущены в Гонконг, который в то время все еще оставался британской колонией.
Однако мир, в который они попали, сильно изменился за прошедшие годы. США больше не имели договора о взаимной обороне с Тайванем и формально поменяли дипломатическое признание с Тайбэя на Пекин.
Хотя американо-тайваньский альянс времен холодной войны прекратил свое существование, ЦРУ привезло двух пилотов в США для проживания, пока в 1990 году им, наконец, не разрешили вернуться на Тайвань.

Никаких сожалений
Действительно, к моменту их выпуска контроль ЦРУ над программой U-2 уже давно прекратился. Согласно истории ВВС США, оно передало самолеты ВВС США в 1974 году.
Два года спустя 99-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС и ее U-2 перебазировались на авиабазу Осан в Южной Корее. Командир подполковник Дэвид Янг дал этому месту прозвище "Черная кошка".
Сегодня это подразделение известно как 5-я разведывательная эскадрилья.
Однако американские U-2 продолжают участвовать в деятельности, которую можно охарактеризовать как "кошки-мышки", и их деятельность время от времени поднимает шум в Китае. В 2020 году Пекин обвинил США в том, что они направили U-2 в бесполетную зону, чтобы "вторгнуться" на учения с боевой стрельбой, проводимые Китаем внизу.
В то время Тихоокеанские военно-воздушные силы США подтвердили CNN, что полет имел место, но заявили, что он не нарушал никаких правил.
Между тем, те, кто участвовал в первоначальном полете "Черных котов", мало о чем жалеют - даже те, кто попал в плен.
Йех рассказал создателям документального фильма, что у него остались приятные воспоминания о жизни на высоте 70 000 футов.
"Мы были буквально в воздухе. Вид у нас тоже был другой: мы смотрели с высоты птичьего полета. Все, что мы видели, было огромным", - сказал он.
Чанг тоже не чувствует горечи.
"Я люблю летать", - сказал он. "Я не погиб, поэтому я ни о чем не жалею".