Пентагон пытается спасти интересы США на Ближнем Востоке, но может быть слишком поздно

Турне министра обороны по региону показывает нежелание Вашингтона развиваться
В преддверии ожидаемой в ближайшие месяцы региональной эскалации министр обороны США Ллойд Остин в воскресенье приземлился в Королевстве Иордания, начав очередной громкий визит на Ближний Восток в этом году. Несмотря на усилия Вашингтона навязать свою повестку дня, его нынешний подход может оказаться слишком далеким от реальности, чтобы добиться ощутимых изменений.
Шеф Пентагона прибыл в столицу Иордании в рамках турне, целью которого является заверение региональных союзников в приверженности политике США, несмотря на то, что администрация Байдена сосредоточилась на борьбе с Россией и Китаем. Изначально визит Остина был рассчитан на посещение Тель-Авива, Каира и Аммана, но в него также был включен неожиданный визит в Багдад.
Этот визит - второе громкое турне США по Ближнему Востоку в этом году: в конце января государственный секретарь Энтони Блинкен также возглавил делегацию на Святую землю. К сожалению для Блинкена, визит его делегации, который частично был направлен на снижение напряженности на оккупированных палестинских территориях, пока что оказался неудачным, поскольку на Западном берегу продолжается эскалация насилия.
Предотвращение эскалации конфликта между Израилем и Палестиной
Перед Остином стоит сложная задача в преддверии месяца эскалации насилия на оккупированных территориях между израильскими военными и палестинцами во время священного для мусульман месяца Рамадан, который начнется в конце марта. Некоторые из остановок в туре Остина, похоже, специально направлены на предотвращение этого насилия. Проблема уже наметилась - отсутствие целенаправленного фокуса на какой-либо ключевой цели в сочетании с отрывом от реальности на местах.
Предотвращение эскалации конфликта между Израилем и Палестиной
Перед Остином стоит сложная задача в преддверии месяца эскалации насилия на оккупированных территориях между израильскими военными и палестинцами во время священного для мусульман месяца Рамадан, который начнется в конце марта. Некоторые из остановок в туре Остина, похоже, специально направлены на предотвращение этого насилия. Проблема уже наметилась - отсутствие целенаправленного фокуса на какой-либо ключевой цели в сочетании с отрывом от реальности на местах.
Хашимитский правитель Иордании, король Абдалла II, по закону владеет мечетью Аль-Акса и прилегающими мусульманскими и христианскими святынями в Старом городе Иерусалима. В начале этого года провокации по поводу одобрения министром безопасности Израиля Итамаром Бен Гиром вторжения в мечеть Аль-Акса вызвали словесную перепалку на заседании Совета Безопасности ООН, созванном для осуждения любого нарушения статус-кво. Несмотря на мирный договор и тесные связи Иордании с Израилем в сфере безопасности, во время правления бывшего президента США Дональда Трампа между иорданским правителем и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху возникла вражда из-за Аль-Аксы. Если ситуация продолжит ухудшаться, это может поставить под вопрос отношения между Израилем и Иорданией.
Иордания также является близким союзником Палестинской автономии (ПА) и играет важную роль в поддержании координации в сфере безопасности между ПА и израильскими силами безопасности на Западном берегу. В конце февраля в Акабе (Иордания) состоялся саммит по вопросам безопасности, в котором приняли участие делегации из ПА, Израиля, Египта и США. Встреча была посвящена плану США по оказанию помощи силам безопасности ПА в восстановлении контроля над северной частью Западного берега и борьбе с недавно сформированными вооруженными палестинскими группировками в этом районе. Предложение, выдвинутое координатором США по вопросам безопасности Майклом Фенцелем, направлено на обучение сил ПА в Иордании противодействию вооруженным группировкам. Однако этот план не учитывает факты на местах, в частности, недовольство населения ПА, и может оказаться контрпродуктивным, спровоцировав вооруженный конфликт между группировками и силами безопасности ПА.
Визит Остина в Египет может сыграть важную роль в успокоении вооруженных движений в секторе Газа, поскольку Каир играет ключевую посредническую роль между Израилем и правительством ХАМАС. Более того, важно отметить, что Мохаммед аль-Эмади, представитель Катара, отвечающий за координацию грантов на помощь Газе, посетил осажденный прибрежный анклав в понедельник специально для обсуждения нового гранта. Исторически сложилось так, что катарская помощь, а также способность Египта ослабить блокаду, открыв КПП Рафах, использовалась в качестве разменной монеты в переговорах с ХАМАС для предотвращения или прекращения эскалации конфликта с Израилем.
Однако, несмотря на попытки соседних арабских стран предотвратить эскалацию, ситуация почти полностью зависит от подхода Израиля к палестинцам. Если будут приняты агрессивные меры против мусульманских верующих в Старом городе Иерусалима, как это предлагают видные министры израильского правительства, это может вызвать не только реакцию палестинцев, но и напряженность в отношениях с Иорданией. В зависимости от того, как далеко пойдут события, это может даже изолировать Египет от Израиля. Именно поэтому США должны отказаться от политики безоговорочной поддержки Израиля. Исторически сложилось так, что Тель-Авив воспринимает отсутствие последствий своих действий как зеленый свет для агрессии.
Если посмотреть на заявление Госдепартамента США по поводу визита Энтони Блинкена, а также на деятельность влиятельных вашингтонских аналитических центров, становится ясно, что администрация Байдена нацелена на достижение израильско-саудовской нормализации. Такая сделка может быть в пределах досягаемости. Однако неспособность предотвратить эскалацию в ближайшие месяцы, особенно вокруг вопроса о мечети Аль-Акса, может поставить под серьезную угрозу желаемый Белым домом результат.
Старые стратегии в меняющемся регионе
Неожиданный визит главы Пентагона в Багдад во вторник был направлен на расширение американо-иракского сотрудничества в борьбе с террористами "Исламского государства". Этот визит вновь демонстрирует отчаянное стремление Вашингтона придерживаться того же политического подхода, которого он придерживался в прошлом, а именно углубления зависимости стран региона от США в вопросах безопасности. Аналогичным образом, политика США по привлечению Саудовской Аравии под свое крыло на протяжении многих лет вращалась вокруг военной поддержки Королевства. Проблема в данном случае заключается в том, что война в Йемене представляет собой неспособность США реально защитить Саудовскую Аравию. Неспособность администрации Байдена прекратить войну привела к возобновлению вооруженного конфликта вдоль саудовско-йеменской границы.
В прошлом месяце Багдад подписал новые нефтегазовые сделки с двумя китайскими компаниями, а также с компанией Crescent Petroleum из ОАЭ. За последний месяц Саудовская Аравия и Иран также подали официальные заявки на вступление в экономический альянс БРИКС. Попытки изолировать и защитить арабских союзников Вашингтона от Тегерана не увенчались успехом, и иранское правительство только расширяет свои экономические и военные связи. Также становится все более очевидным, что военные технологии США и Израиля - не лучший способ справиться с Тегераном. Вместо этого диалог и сотрудничество, чем в настоящее время занимается Абу-Даби, приносят лучшие результаты.
Вывод войск США из Афганистана в 2021 году ознаменовал начало новой эры на Ближнем Востоке с точки зрения способа выражения американской силы. Способность Вашингтона напрямую атаковать тех, кому он противостоит в регионе, была сильно ограничена, в результате чего он стал полагаться на войны по доверенности и попытки разжечь хаос внутри гражданских обществ стран-мишеней. Времена полного доминирования США с помощью силы закончились, и сила региональных сил, противостоящих США, в результате военной изобретательности Ирана, создала новый баланс сил.
Чтобы США сохранили свою роль доминирующей державы в регионе, они должны эволюционировать в своем подходе, отказавшись от позиции несостоявшегося агрессора. Они также должны изменить свой подход к Израилю, так как нынешняя политика непривлечения своего союзника к ответственности может поставить под угрозу дальнейшие сделки по нормализации отношений и еще больше дестабилизировать весь регион. Позволяя Израилю неоднократно нарушать собственные "красные линии" в таких вопросах, как мечеть Аль-Акса, расширение поселений и снос домов, Вашингтон превратился в не заслуживающего доверия посредника между Израилем и палестинцами. Это создало ситуацию, когда ряд вооруженных групп теперь играют роль представителей палестинского стремления к государственности.