Шавкат Ахмедов
Шавкат Ахмедов Подписчиков: 373
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 192

Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны Брэд Лендон и Уэйн Чанг, CNN

1 дочитывание
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,05 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны Брэд Лендон и Уэйн Чанг, CNN

U-2 "Dragon Lady" в ангаре на авиабазе Осан, Южная Корея, 22 октября 2020 года. Сеул, Южная Корея

CNN

-

Когда недавно над США был замечен китайский высотный аэростат, подозреваемый в шпионаже, ВВС США в ответ подняли в воздух свой собственный высоколетящий шпионский актив: разведывательный самолет U-2.

Именно самолет-шпион времен холодной войны сделал фотографии высокого разрешения - не говоря уже о селфи своего пилота - которые, как сообщается, убедили Вашингтон в том, что китайский шар собирал разведданные, а не, как, как продолжает настаивать Пекин, изучал погоду.

Тем самым самолет сыграл ключевую роль в событии, которое привело к резкому росту напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира и привлекло внимание международной общественности к методам, которые правительства двух стран используют для слежки друг за другом. До сих пор основное внимание СМИ было сосредоточено на воздушном шаре - в частности, на том, как судно, которое многие считают реликтом ушедшей эпохи шпионажа, может оставаться актуальным в книге действий современного шпиона. Однако для многих военных историков гораздо более показательным является участие другого символа ушедшего времени - самолета U-2.

U-2 имеет долгую и богатую историю, когда речь идет о шпионских баталиях между США и Китаем. В 1960-х и 1970-х годах по меньшей мере пять таких самолетов были сбиты во время разведывательных полетов над Китаем.

Об этих потерях не сообщалось так широко, как можно было бы ожидать - и на то есть веские причины. Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое отвечало за все американские U-2 в то время, когда эти самолеты были сбиты, никогда официально не объясняло, что они там делали. Дополнительную загадку добавляло то, что самолеты пилотировали не американские пилоты и не под флагом США, а пилоты из Тайваня, которые, в поразительной параллели с сегодняшней сагой о воздушных шарах, утверждали, что участвуют в инициативе по исследованию погоды.

Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны Брэд Лендон и Уэйн Чанг, CNN

Пилот ВВС США смотрит вниз на предполагаемый китайский аэростат наблюдения из кабины своего самолета-шпиона U-2 3 февраля 2023 года. Леди-дракон и китайские ядерные ракеты. То, что ЦРУ хранило молчание о том, чем занимались эти американские самолеты-шпионы, вряд ли удивительно. Однако молчание агентства спустя более 50 лет - оно не ответило на просьбу CNN прокомментировать эту статью - говорит о том, насколько чувствительным был этот вопрос как в то время, так и сегодня.

Правительство США придерживается общего правила 25 лет для автоматического рассекречивания секретных материалов. Однако одной из часто упоминаемых причин для игнорирования этого правила являются случаи, когда раскрытие информации "нанесет серьезный ущерб отношениям между США и иностранным правительством или текущей дипломатической деятельности США

и иностранным правительством или текущей дипломатической деятельности США".

Современные рассказы о том, что делали самолеты, - в том числе тайваньских пилотов, которые были сбиты, отставных офицеров ВВС США и военных историков - не оставляют сомнений в том, что это вызвало бы переполох. Самолеты - согласно рассказам пилотов в документальном фильме, снятом на Тайване, и историям, опубликованным на правительственных сайтах США - были переброшены на Тайвань в рамках сверхсекретной миссии по наблюдению за растущим военным потенциалом коммунистического Китая, включая его зарождающуюся ядерную программу, которая получала помощь от Советского Союза.

Недавно разработанный U-2, прозванный "Леди Дракон", казался идеальным судном. США уже использовали его для шпионажа за советской внутренней ядерной программой, а его высотные возможности - он был разработан в 1950-х годах для достижения "ошеломляющей и беспрецедентной высоты в 70 000 футов", по словам его разработчика Lockheed - выводили его из зоны действия зенитных ракет.

Так думали США. В 1960 году Советы сбили U-2, управляемый ЦРУ, и отдали под суд его пилота Гэри Пауэрса. Вашингтон был вынужден отказаться от своей легенды (что Пауэрс выполнял задание по разведке погоды и, потеряв сознание от кислородного голодания, дрейфовал в советском воздушном пространстве), признать программу самолетов-шпионов и обменять Пауэрса на заключенного. "Поскольку Америка не хотела, чтобы ее собственные пилоты были сбиты на U-2, как это произошло с Гэри Пауэрсом над Советским Союзом в 1960 году, что вызвало крупный дипломатический инцидент, они обратились к Тайваню, и Тайвань с готовностью разрешил обучить своих пилотов и провести длинную серию полетов над материковым Китаем", - объяснил Крис Покок, автор книги "50 лет U-2", в документальном фильме 2018 года "Lost Black Cats 35th Squadron".

Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны Брэд Лендон и Уэйн Чанг, CNN

Мобильный автомобиль преследования преследует самолет U-2 Dragon Lady, который готовится к посадке на базе ВВС Бил в Калифорнии в июне 2015 года. Черные коты" и отряд H

Как и U-2, Тайвань - также известный как Китайская Республика (КР) - казался идеальным выбором для миссии. Этот самоуправляемый остров к востоку от материкового Китая враждовал с коммунистическим руководством в Пекине - как и сегодня - и на тот момент имел договор о взаимной обороне с Вашингтоном. Этот договор уже давно утратил силу, но Тайвань остается одним из пунктов серьезной напряженности в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами: китайский лидер Си Цзиньпин поклялся поставить остров под контроль Коммунистической партии, а Вашингтон по-прежнему обязан предоставить ему средства для самообороны. Сегодня в рамках этого обязательства США продают Тайваню истребители F-16. В 1960-х годах Тайвань получил американские самолеты U-2.

Военные острова создали эскадрилью, которая официально называлась "Секция разведки и исследования погоды".

Но ее члены - пилоты из Тайваня, прошедшие в США подготовку для полетов на U-2, - знали ее под другим названием: "Черные коты". Автор Покок и Гэри Пауэрс-младший, сын пилота, сбитого Советами, и соучредитель Музея холодной войны в Вашингтоне, округ Колумбия, объяснили, что стояло за эскадрильей и ее миссией в документальном фильме 2018 года.

ДРУГОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЦРУ НА ТАЙВАНЕ

Эскадрилья "Черная кошка" была сформирована при сотрудничестве Центрального разведывательного управления и военно-воздушных сил Тайваня, как сообщается на сайте Министерства обороны Тайваня. Если "Черные кошки" отвечали за высотные разведывательные миссии, то "Черные летучие мыши" с мая 1956 года проводили низколетящие разведывательные миссии и миссии по сбору электронной разведки над материковым Китаем. Во время Вьетнамской войны они также действовали во Вьетнаме в тандеме с США.

В период с 1952 по 1972 год "Черные летучие мыши" потеряли 15 самолетов и 148 жизней, согласно сайту. Программа "Черные кошки" была реализована потому, что американскому правительству необходимо было получить информацию о материковом Китае - каковы его сильные и слабые стороны, где расположены его военные объекты, где находятся базы подводных лодок, какой тип самолетов он разрабатывает", - сказал Пауэрс-младший.

Ллойд Ливитт, генерал-лейтенант ВВС США в отставке, описал миссию как "совместную разведывательную операцию Соединенных Штатов и Китайской Республики".

"Американские U-2 были раскрашены знаками отличия КРК, пилоты КРК находились под командованием полковника КРК (ВВС), пролетные миссии планировались Вашингтоном, и обе страны были получателями разведывательных данных, собранных над материком", - написал Ливитт в личной истории холодной войны, опубликованной в 2010 году Исследовательским институтом ВВС в Алабаме. Одним из первых, кто летал на U-2 на Тайвань, был Майк Хуа, который был там, когда первый из самолетов прибыл на авиабазу Таоюань на Тайване в начале 1961 года.

"Прикрытие заключалось в том, что ВВС КР (ROC) приобрели самолет, который носил (тайваньскую) национальную эмблему. ... Чтобы не путаться с другими организациями ВВС, дислоцированными в Таоюане, часть стала 35-й эскадрильей со знаком отличия "Черный кот"", - написал Хуа в 2002 году в истории части для журнала Air Force Historical Foundation.

На авиабазе в Тайване американцы работали с тайваньскими пилотами, помогая обслуживать самолеты и обрабатывать информацию. По словам Хуа, они были известны как "Отряд Н".

"Весь американский персонал был якобы сотрудниками компании Lockheed Aircraft Company", - пишет Хуа. Кодовое имя: Бритва

ВВС РК и представители США заключили соглашение об операции, дав ей кодовое название "Бритва", пишет Хуа.

Он назвал разведданные, полученные в ходе полетов, "огромными" и сказал, что они были переданы Тайбэю и Вашингтону.

"Миссии охватывали обширные внутренние районы материкового Китая, где почти никогда не проводились аэрофотосъемки", - написал он. "Каждый полет приносил аэрофотокарту шириной примерно 100 миль на 2 000 миль в длину, которая показывала не только точное местоположение цели, но и деятельность на земле". Другие датчики на самолетах-шпионах собирали информацию о возможностях китайских радаров и многое другое, сказал он.

С января 1962 года по май 1974 года, согласно истории на сайте Министерства обороны Тайваня, "Черные кошки" совершили 220 разведывательных полетов, охватив "более 10 миллионов квадратных километров над 30 провинциями материкового Китая".

В ответ на просьбу дать дополнительные комментарии о "Черных котах" министерство отослало CNN к опубликованным материалам. "Идея заключалась в том, что черные кошки выходят ночью, а U-2 обычно запускаются в темноте. Их камеры были глазами, и это было очень скрытно, тихо и труднодоступно. И вот, объединив эти две истории, они стали известны как "Черные кошки", - сказал в документальном фильме автор Покок. У эскадрильи даже была своя эмблема, которую, по слухам, нарисовал один из ее членов, подполковник Чэнь Хуай-шэн, а вдохновением послужило местное заведение, которое часто посещали пилоты.

Но "Черным котам", как и Пауэрсу-старшему за два года до этого, предстояло узнать, что их U-2 не защищены от зенитного огня.

9 сентября 1962 года Чен стал первым пилотом U-2, сбитым зенитной ракетой Народно-освободительной армии. Его самолет упал во время полета над Наньчангом, Китай. Сбит над Китаем

В последующие годы еще три пилота Black Cat U-2 погибли во время полетов над Китаем, поскольку НОАК придумала, как противодействовать полетам U-2.

"Материковые китайцы узнали от своих радаров, где проходят эти полеты, каковы их цели, и они начали строить площадки для ракет, но перемещать их", - сказал Покок.

"Они строили площадку здесь, занимали ее на некоторое время, но если им казалось, что следующий полет будет проходить здесь, они перемещали ракеты. Это была игра в кошки-мышки, буквально черная игра в кошки-мышки между маршрутами полетов с Тайваня и войсками ПВО (китайского) материка, выясняющими, куда направится следующий полет". В июле 1964 года самолет U-2 подполковника Ли Нан-пина был сбит ракетой SA-2 НОАК над Ченхаем, Китай. По данным Министерства обороны Тайваня, он совершал полет с военно-морской авиастанции США на Филиппинах и пытался получить информацию о китайских маршрутах снабжения Северного Вьетнама.

В сентябре 1967 года ракета НОАК сбила U-2, пилотируемый капитаном Хван Рун Пэем, над Цзясинем, Китай, а в мае 1969 года майор Чан Хсиех потерпел "отказ управления полетом" над Желтым морем во время разведки побережья провинции Хэбэй, Китай. По данным Министерства обороны Тайваня, следы его U-2 так и не были найдены.

Когда Китай сбил пять самолетов-шпионов U-2 в разгар холодной войны Брэд Лендон и Уэйн Чанг, CNN

Самолет U-2 Dragon Lady с авиабазы Бил приземляется на объединенной базе Перл-Харбор-Хикам, Гавайи, в 2017 году.

В плену у коммунистов.

Два других тайваньских пилота U-2 были сбиты, но выжили, только для того, чтобы провести годы в коммунистическом плену.

Майор Робин Йех был сбит в ноябре 1963 года над Цзюцзяном, провинция Цзянси.

"Самолет потерял управление, когда взрыв ракеты вывел из строя часть левого крыла. Самолет по спирали полетел вниз. Множество осколков влетело в самолет и попало в обе мои ноги", - вспоминал Йе, умерший в 2016 году, в книге "The Brave in the Upper Air: Устная история эскадрильи "Черная кошка"".опубликованной Министерством обороны Тайваня.

Он рассказал, что после его пленения китайские врачи извлекли из его ног 59 осколков, но не смогли извлечь их все.

"Это не очень влияло на мою повседневную жизнь, но зимой у меня болели ноги, что влияло на мою подвижность. Думаю, это останется в моей памяти на всю жизнь", - сказал Йех.

Бесконтактные племена и индейская военная база. Подглядывал ли "шпионский" воздушный шар за Андаманскими и Никобарскими островами?

U-2 майора Джека Чанга был сбит ракетой над Внутренней Монголией в 1965 году. Он тоже получил десятки осколочных ранений и спасся, приземлившись на заснеженный ландшафт. "В то время было темно, что не позволяло мне искать помощи, поэтому мне пришлось плотно укутаться парашютом, чтобы согреться... Через десять часов, когда рассвело, я увидел вдали деревню юрт, поэтому я потащился туда и попросил помощи. Я упал в обморок, как только добрался до кровати", - вспоминал он в устной истории.

Понравилась публикация?
9 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,

В Госдуме обсуждают пенсии в 50000₽. Депутаты за «достойные пенсии» или Предвыборный пиар?

Вчера все топовые СМИ оповестили об обещании нацлидера исполнить мечты трёх ребятишек. Так, выбрав три открытки на «Ёлке желаний», Путин заявил, что просьбы детей о посещении Музея мирового океана,...