Этот американский самолет-шпион пролетел над китайским воздушным шаром. Его история говорит
Когда Китай сбил пять самолетов-разведчиков U-2 в разгар холодной войны
Когда недавно над Соединенными Штатами был замечен китайский высотный воздушный шар, подозреваемый в шпионаже, ВВС США отреагировали, отправив свой собственный шпионский самолет высокого полета: разведывательный самолет U-2.
Именно самолет-разведчик времен холодной войны сделал фотографии с высоким разрешением – не говоря уже о селфи его пилота, – которые, как сообщается, убедили Вашингтон, что китайский воздушный шар собирал разведданные, а не, как продолжает настаивать Пекин, изучал погоду.
При этом самолет сыграл ключевую роль в событии, которое привело к росту напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира и привлек внимание международного сообщества к методам, которые используют два правительства, чтобы следить друг за другом.
Until now, most of the media’s focus has been on the balloon – specifically, how a vessel popularly seen as a relic of a bygone era of espionage could possibly remain relevant in the modern spy’s playbook. Yet to many military historians, it is the involvement of that other symbol of a bygone time, the U-2, that is far more telling.
U-2 имеет долгую и легендарную историю, когда дело доходит до шпионских баталий между США и Китаем. В 1960-х и 1970-х годах по меньшей мере пять из них были сбиты во время миссий по наблюдению над Китаем.
Об этих потерях сообщалось не так широко, как можно было бы ожидать, и на то были веские причины. Центральное разведывательное управление (ЦРУ), которое отвечало за все американские самолеты U-2 на момент, когда были сбиты самолеты, никогда официально не объясняло, что они там делали.
Загадочности добавляло то, что самолетами управляли не американские пилоты и не под флагом США, а пилоты с Тайваня, которые, в поразительной параллели с сегодняшней сагой о воздушных шарах, утверждали, что участвуют в инициативе по исследованию погоды.
Леди-дракон и китайское ядерное оружие
То, что ЦРУ будет молчать о том, что делали эти самолеты-разведчики американского производства, вряд ли удивительно.
Но продолжающееся молчание агентства более 50 лет спустя – оно не ответило на запрос CNN о комментариях к этой статье – красноречиво говорит о том, насколько чувствительным был вопрос как в то время, так и остается сегодня.
Правительство США имеет общее правило 25 лет для автоматического рассекречивания секретных материалов. Однако одна из часто приводимых причин игнорирования этого правила заключается в тех случаях, когда раскрытие информации “нанесло бы серьезный ущерб отношениям между США и иностранным правительством или текущей дипломатической деятельности США”.
Современные отчеты о том, что делали самолеты – от сбитых тайваньских пилотов, отставных офицеров ВВС США и военных историков среди них - оставляют мало сомнений относительно того, почему это вызвало бы переполох.
Самолеты, согласно рассказам пилотов в документальном фильме тайваньского производства и историям, опубликованным на сайтах правительства США, были переброшены на Тайвань в рамках сверхсекретной миссии по слежке за растущим военным потенциалом коммунистического Китая, включая его зарождающуюся ядерную программу, которая получала помощь от советского Союза. Союз.
Недавно разработанный U-2, получивший прозвище "Леди-дракон", оказался идеальным кораблем. США уже использовали его для слежки за внутренней ядерной программой СССР, поскольку его высотные возможности – он был разработан в 1950–х годах для достижения “ошеломляющей и беспрецедентной высоты в 70 000 футов”, по словам его разработчика Lockheed, - вывели его из радиуса действия зенитных ракет.
По крайней мере, так думали США. В 1960 году Советы сбили управляемый ЦРУ U-2 и отдали его пилота Гэри Пауэрса под суд. Вашингтон был вынужден отказаться от своей легенды (о том, что Пауэрс выполнял миссию по разведке погоды и попал в воздушное пространство СССР после потери сознания из-за нехватки кислорода), признать программу самолетов-разведчиков и обменять Пауэрса на возвращение в обмен на пленных.
“Поскольку Америка не хотела, чтобы ее собственные пилоты были сбиты на U-2, как это сделал Гэри Пауэрс над Советским Союзом в 1960 году, что вызвало крупный дипломатический инцидент, они обратились к Тайваню, и Тайвань был слишком готов позволить своим пилотам пройти обучение и выполнить миссию".длинная серия пролетов над материковым Китаем ”, - объяснил Крис Покок, автор книги “50 лет U-2 ”, в документальном фильме 2018 года “Потерянная 35-я эскадрилья черных кошек”.
Мобильная машина преследования преследует U-2 Dragon Lady, когда он готовится приземлиться на базе ВВС Бил в Калифорнии в июне 2015 года.
Как и U–2, Тайвань, также известный как Китайская Республика (ROC), казался идеальным выбором для миссии. Самоуправляющийся остров к востоку от материковой части Китая был не в ладах с коммунистическим руководством в Пекине – как и сегодня – и в то время в истории имел договор о взаимной обороне с Вашингтоном.
Этот договор давно истек, но Тайвань остается предметом серьезной напряженности в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами, поскольку китайский лидер Си Цзиньпин пообещал передать его под контроль Коммунистической партии, а Вашингтон по-прежнему обязан предоставить ему средства для самообороны.
Сегодня США продают Тайваню истребители F-16 в рамках этого обязательства. В 1960-х годах Тайвань получил самолеты U-2 американского производства.
Военные острова создали эскадрилью, которая официально будет известна как “Секция метеорологической разведки и исследований”.
Но его члены - пилоты с Тайваня, прошедшие подготовку в США для полетов на U-2, – знали его под другим названием: “Черные кошки”.
Автор Покок и Гэри Пауэрс-младший, сын пилота, сбитого советами, и соучредитель Музея холодной войны в Вашингтоне, округ Колумбия, объяснили мышление эскадрильи и ее миссию в документальном фильме 2018 года.
Черные кошки и отряд H
“Программа "Черные кошки” была реализована, потому что американскому правительству нужно было получить информацию о материковом Китае – каковы их сильные и слабые стороны, где расположены их военные объекты, где находятся их базы подводных лодок, какие типы самолетов они разрабатывают", - сказал Пауэрс-младший.
Генерал-лейтенант ВВС США в отставке Ллойд Ливитт описал миссию как “совместную разведывательную операцию Соединенных Штатов и Китайской Республики”.
“Американские U-2 были окрашены эмблемой ROC, пилоты ROC находились под командованием полковника ВВС ROC, полеты планировались Вашингтоном, и обе страны были получателями разведданных, собранных над материком”, - написал Ливитт в 2010 году в личной истории холодной войны, опубликованнойНаучно-исследовательский институт ВВС в Алабаме.
Одним из первых, кто летал на U-2 для Тайваня, был Майк Хуа, который был там, когда первый из самолетов прибыл на авиабазу Таоюань на Тайване в начале 1961 года.
“Легендой прикрытия было то, что ВВС США (ROC) купили самолет, на котором были (тайваньские) национальные знаки отличия. ... Чтобы их не путали с другими подразделениями ВВС, дислоцированными в Таоюане, подразделение стало 35-й эскадрильей с эмблемой ”Черная кошка " в качестве эмблемы ", - написал Хуа в 2002 году в истории подразделения для журнала Air Force Historical Foundation.
На тайваньской авиабазе американцы работали с тайваньскими пилотами, помогая обслуживать самолеты и обрабатывать информацию. По словам Хуа, они были известны как отряд H.
“Весь американский персонал якобы был сотрудниками авиастроительной компании Lockheed”, - написала Хуа.