Почему русские жрецы участвовали в языческих обрядах

В русской деревне священник играл множество ролей – он был врачом, агрономом, учителем и глашатаем государства. Иногда ему приходилось выступать и в роли языческого жреца.
Отец и крестьяне
Сельский священник должен был искать способы жить в мире и согласии со своим приходом – соседями по селу. С конца 18 в. в священники набирали только из духовенства — рукоположение горожан и крестьян прекратилось в 1774 г. С 1760-х гг. духовенство освобождалось от всех податей и повинностей государству, кроме ведения метрических книг. Однако духовенство не могло покинуть церковные чины по своей воле.
Священники назначались в различные села и хутора не по их выбору, а Святейшим Синодом Российской империи. Деревенский священник обычно был человеком из других мест, и наладить отношения со своим приходом было для него самой важной целью.
Из всех жителей деревни больше всего боялись и уважали священника. Каждый крестьянин, встречавший его, снимал шапку и просил благословения. Но крестьянам от священника тоже многое было нужно. Как писал протоиерей Александр (Розанов) (1825-1895) в своих «Записках сельского попа», крестьянин «занят работой днем, особенно летом, и ему некогда приглашать священника к своим больным родственникам во время день; поэтому и ходит за ним большей частью ночью, не обращая внимания на погоду».

Деревенский дьякон за водой, 1900-е годы, Россия.
Отказать умирающему в причащении Святых Тайн – это не только страшный грех, но и грубое нарушение церковных правил. Но часто пожилым людям кажется, что они покидают этот мир заранее. Поэтому отец Александр поясняет: «Священник в любое время дня и ночи и в любую погоду должен быть готов к поборам (крещениям, исповеди и т. д.), несмотря на собственную болезнь. В каждом офисе есть определенный час работы и определенный час отдыха. У священника нет такого часа».
Священник часто был не богаче крестьян — его основным доходом часто было земледелие. Зарплата сельского духовенства, как подсчитала Елена Панфилова в своей статье «Материальное обеспечение приходского священника в конце 19 – начале 20 вв.», была весьма мизерной: — всего 100 рублей в год», — пишет Панфилова. Для сравнения, в 1913 году жалованье простого рабочего составляло 20 рублей в месяц. На сегодняшние деньги священник должен был получать 500-1000 евро в год, но и эти деньги не всегда выплачивались.
Священник, таким образом, собирал плату за услуги – молебны о здравии того или иного лица, панихиды и т. д. Размер отпеваний не был установлен и зависел от популярности священника в приходе. Конечно, священнику приходилось платить за свадьбы и похороны, и эти доходы были самыми значительными.

Василий Перов, "Чаепитие в Мытищах", 1862 г.
Богатый приход означал богатого священника. А в средних и бедных деревнях жрец и жрица могли пахать, заниматься поделками или содержать пасеку. Одни отдавали крестьянам свои небольшие наделы церковной земли для обработки и брали с них «налог» в виде продуктов питания. Также были распространены регулярные подарки от общины священнику на большие праздники. В Курской области, например, был распространен обычай «колядовать» на священника, когда священник ходил по избам и собирал рождественские съестные дары.
Но для такого бедного священника его деревня будет стоять рядом с ним. Отмечая положительные качества таких попов, крестьяне говорили, что к попу можно было ходить в любое время и в любую погоду и что у него самого был простой, крестьянский дом. Если вы не можете послать за ним лошадь, он пойдет принимать исповедь больного пешком. Он не просит денег у бедных, он служит в кредит. С ним всегда можно выпить рюмку водки, и он учит ваших детей закону божьему. Но государству и провинциальной знати, которым также служил сельский священник, нужно было от него другое.
Отец и государство

Начиная с царствования Николая I, на священников возлагались новые обязанности. Правительство видело в них агрономов, сельских учителей и врачей. Крестьяне, разочаровавшиеся в народных знахарях, тоже могли обратиться к священнику за советом или «исцеляющей» молитвой — сельских врачей не было до второй половины XIX века. Священники всегда были грамотны и читали газеты, поэтому они были и основным источником политических новостей для своего прихода.
Священник также должен был вести метрические книги и, с ростом государственной статистики, давать различные сведения — о числе рожденных, внебрачных, детей с уродствами, числе браков, числе холостых и овдовевших и т. д. священник также должен был наблюдать за погодой, иметь барометры и термометры и вести ежедневные записи. В случае эпидемий и эпизоотий контроль за противоэпидемическими мероприятиями возлагался на священника. Пожарные также ожидали, что он будет настаивать на том, чтобы в каждой деревенской хижине были кадка с водой и ведро с песком. А еще священник был единственным в деревне психологом, посредником в конфликтах между супругами и соседями. И все ждали, что священник найдет время и предложит помощь.

Аким Карнеев, "Крещение"
Отказ священника выполнять приказы государства мог повлечь за собой жалобу в консисторию, местный руководящий орган церкви, а оттуда приходила бумага с пометкой «к немедленному исполнению». Бороться с епархиальным начальством было бессмысленно — любой провинциальный местный архиерей имел над своим духовенством больше власти, чем сам царь над своими чиновниками, а епископ мог запросто уволить непослушного клирика.
Но что, если терпение священника истощилось из-за постоянных просьб и забот крестьян? Если неурожай, виноват священник – неправильно помолился. Если государство вводило новые налоги, то вся вина ложилась на священника — потому что он читал законы вслух с церковного амвона.
Отец и язычество

Катание попы по росе, архивный рисунок
В отличие от «хорошего» священника, шедшего вместе с крестьянами, особо образованные и соблюдающие церковные уставы священники не пользовались популярностью. Такие священники были против народного варения пива или совместных трапез, например, в церковные праздники. «Строгие» жрецы боролись с языческими обычаями вроде почитания священных камней, деревьев, ручьев и т.п. Они требовали от своей паствы знать свои молитвы и обряды и строго относились к богохульству.
Оскорблять и оскорблять священника считалось страшным грехом. Народные суеверия объединяли образ христианского пастыря с образом древнего колдуна – считалось, что священник, правильно рукоположенный, знающий тексты и обряды, обладающий особыми полномочиями, позволяющими ему влиять на саму жизнь. На это указывает, в частности, древняя примета: «Встреча с человеком духовного чина и особенно со священником отнимает удачу или сулит несчастье в пути».
Имейте в виду, что священник в деревне сопровождал и наблюдал за всеми рождениями и смертями. Он благословлял браки и крестил детей. Считалось, что он мог «исцелять» болезни молитвой. В общем, он обладал всеми атрибутами колдуна или жреца и поэтому крестьяне, обещая ему богатые дары, просили и уговаривали жреца участвовать во многих реликтовых языческих обрядах, таких как «кутание по росе».
«Обычай «кутать» священнослужителей по росе — это не только отголосок древнего «кутанья» жреца (волхва) как проявления аграрной магии, — пишет известный филолог Александр Бобров в статье «Катание по росе». как языческое таинство», — «но и факт современной религиозной полемики, насильственное приобщение представителя иной, христианской веры к бытовавшим еще в народе языческим обрядам».
Жрецу приписывалась способность «открывать» границы между мирами. Поэтому, если у кого-то в деревне были тяжелые роды, священника просили «открыть ворота» в храме, чтобы роды прошли лучше. Конечно, крестьяне могли пойти к священнику, если думали, что на них наложили заклятие. «Строгий» священник читал им лекции о суевериях и налагал епитимию, а «добрый» священник читал «очистительные» молитвы и отпускал их с Богом.

Крещение Иисуса – великий праздник в Русской Православной Церкви. Однако окунаться в ледяную воду в ночь этого праздника не является христианским обрядом.
Иногда люди даже обращались к жрецу, чтобы вызвать дождь – жреца нужно было окунуть в реку или окунуть в воду (типичная «симпатическая» магия). Лучше всего, если священник соглашался совершить водный ритуал в своем православном одеянии.
Если в деревне умирал знахарь, священника просили присутствовать при вбивании в труп осинового кола, чтобы он не поднялся из гроба. Священника также могут попросить присутствовать, когда тела самоубийц вытаскивают из земли и бросают в воду, что является популярным обрядом против засухи. Конечно, епархиальные власти могли сурово наказать тех, кто участвовал в подобных обрядах; но крестьяне, однако, не остались бы в долгу, конечно, если бы в конце концов пошел дождь и был бы хороший урожай. Но даже если бы и нет – «да будет воля Божия», как говорил священник, главной задачей которого было сохранение мира и согласия в деревне.
Для того, чтобы примирить между собой христианство и язычество, священникам приходилось быть искусными дипломатами.
Вы правы.
Благодарю за поддержку!
Полные веры в могущество своих богов, страха к их гневу и надежды на их благость, славяне старались выразить перед ними своё благоговение и покорность, отвратить от себя их негодование, заслужить их милосердие и помощь, и в часы богослужения сходились поклоняться богам. Богослужебные обряды совершались иногда и без пособия жрецов; но были и жрецы, как лица, посвященные в тайны религии и её обрядов
Спасибо за обширный и познавательный комментарий
Как и все, священники разные
Благодарю за поддержку
Спасибо за интересную и познавательную историческую публикацию
Пожалуйста.
Благодарю за поддержку
Читала с большим удовольствием.Ведь надо же и не слышала о многом ни разу.
О чем, например?
Вроде как статья о священниках в русской деревне ,а в названии -русские жрецы -жрецы -то как раз в обряды и проводили языческие,они их инициировали мне казалось