![](https://u.9111s.ru/uploads/202312/25/60x60/4151a809b805bb0460da20abc2c3b34d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202110/18/60x60/daac885e7aeb2f3285379448d82771a5.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/Н.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202403/14/60x60/e7f1f80615d67205d56fd0957e9afada.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/D.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202306/30/60x60/9141f82ff295629ac3ea5ae73be65309.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202405/01/60x60/639fb26ec7b937f040b5bb709281580c.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202403/28/60x60/97589dc966589de4168dca60ab145f7d.jpg)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/D.png)
![](https://u.9111s.ru/img/avatars/60x60/D.png)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u2.9111s.ru/uploads/202302/25/60x60/50d2fd4d7261f8a4309906af66c83abe.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/201612/18/60x60/268571.jpg)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202206/03/60x60/4fb007c9ee88f8f85f371166694d5ef2.png)
![](https://u.9111s.ru/uploads/202311/08/60x60/e679541545ed3895d50ebbb724ab5587.jpg)
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – список неблагонадёжных компаний в сфере госзакупок. В него попадают поставщики и подрядчики, которые нарушили порядок подписания или исполнения контрактов. Включение организации в РНП влечёт для неё ряд негативных последствий и может стать серьезным препятствием к дальнейшему участию в госзакупках.
Реестр представляет собой электронную базу данных, которая размещена на сайте ЕИС-закупки. По закону в него включаются участники закупок, если они:
Уклонившимся может быть признан победитель закупки, а также участник, с которым договор должен быть заключён при уклонении победителя, если он не заключил контракт в установленный срок.
В качестве уклонения будет расценено следующее поведение участника закупки:
После того как миновали сроки, предусмотренные законом для перечисленных процедур, заказчик может фиксировать факт уклонения хозяйствующего субъекта от заключения контракта. На нём в такой ситуации лежит обязанность составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта, разместить его в ЕИС и на электронной площадке и направить в подразделение ФАС обращение о внесении информации о нем в РНП.
Подтверждением неисполнения обязательства может быть инициированное заказчиком судебное решение о расторжении договора в связи с существенным нарушением его условий второй стороной либо решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, когда это предусмотрено. Если от исполнения отказался подрядчик, это также будет основанием для направления заказчиком сведений в РНП.
Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков принимает уполномоченный антимонопольный орган после рассмотрения обращения заказчика и приложенных документов. Процедура подробно регламентирована постановлением Правительства РФ № 1078.
По общему правилу обращение направляется в орган ФАС по месту нахождения заказчика. Однако постановлением предусмотрены исключения из этого правила, когда рассмотрение документов отнесено к компетенции центрального аппарата ФАС или координирующих органов в федеральных округах.
Орган контроля за 5 рабочих дней рассматривает обращение и проверяет изложенные факты. В процессе рассмотрения он может запрашивать дополнительные документы и информацию.
Рассмотрение обращения осуществляется коллегиально. В заседании соответствующей комиссии вправе участвовать стороны контракта, участник закупки, но их отсутствие не является препятствием к рассмотрению.
Исполнитель контракта или участник закупки (если договор не был заключён) вправе доказывать свою добросовестность при заключении контракта или исполнении принятых обязательств. Для этого он может представлять дополнительные сведения и документы, давать письменные и устные объяснения.
Заказчик, в свою очередь, вправе представлять дополнительные доказательства и обоснование своей позиции о необходимости включения хозяйствующего субъекта в РНП.
По результатам изучения представленных материалов и рассмотрения обращения орган контроля принимает одно из следующих решений:
При наличии оснований он может выдать предписание об устранении нарушений закона № 44-ФЗ.
Копия решения направляется участникам не позднее чем через 3 рабочих дня. Факт включения организации в реестр и содержание внесённой в него информации могут быть обжалованы поставщиком в арбитражном суде.
Главное последствие включения в РНП для поставщиков – невозможность в ближайшие 2 года участвовать в госзакупках, в условиях которых содержится требование к участникам об отсутствии информации в реестре (а такое требование включается в конкурсную документацию почти всегда).
Вместе с тем это обстоятельство не влияет на исполнение уже заключённых контрактов, права и обязанности участников и не служит основанием для их расторжения заказчиками в одностороннем порядке.
Заказчику внесение информации о контрагенте в реестр даёт возможность:
Информация из реестра по общему правилу исключается через 2 года, но при определённых обстоятельствах это может произойти и раньше. Например, основанием для удаления записи может быть судебное решение о признании незаконным внесения информации в РНП или одностороннего отказа заказчика от выполнения контракта. В таком случае контролирующий орган вынесет соответствующее решение и в 3-дневный срок исключит информацию из реестра недобросовестных поставщиков.
Чтобы избежать длительных судебных тяжб и испорченной репутации, участникам госзакупок стоит реально оценивать свои возможности по исполнению обязательства ещё на этапе подачи заявки, а в случае победы внимательно отнестись к процедуре заключения контракта, не допуская нарушений закона.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Спасибо за такую полезную информацию.