Марина Владимировна
Марина Владимировна Подписчиков: 24711
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг

России придется слезть с нефтегазовой иглы. А что же дальше?

2 304 дочитывания
237 комментариев
Эта публикация уже заработала 113,85 рублей за дочитывания
В конкурсе публикаций от 17.03.2023 эта публикация заработала 1 100,00 рублей
Зарабатывать

России придется слезть с нефтегазовой иглы. А что же дальше?

С конца прошлого года российская экономика столкнулась с резким снижением нефтегазовых доходов. Всему виной санкции и события прошлого года, которые серьезно повлияли на экспорт российской нефти и газа.

По прогнозам "Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования", в ближайшее десятилетие стоит ожидать сокращения сырьевой выручки не менее чем в два раза. Это может серьезно сказаться на доходах российской казны, которая всегда прямым образом зависела от нефтегазовых доходов.

Что же предпримет российское правительство для поддержания государственных финансов?

Россия к 2030 году потеряет половину нефтегазовых доходов

Недавно ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) опубликовали доклад, в котором сделали вывод, что из-за нефтяного эмбарго, ограничивающего поставки российской нефти и газа на прежние рынки сбыта, трудностей с перенаправлением ресурсов в другие страны, проблем с транспортом, логистикой, страхованием и оплатой, а также из-за постепенно снижающегося потолка цен в ближайшие десять лет Россия может потерять половину своих нефтегазовых доходов.

Если посмотреть на график экспорта нефти, газа и нефтепродуктов в % к ВВП, который составили ученые ЦМАКП, то можно увидеть, что значительное снижение объемов выручки произойдет уже в этом году.

России придется слезть с нефтегазовой иглы. А что же дальше?

А в 2030-м Россия будет получать уже не 15–16% доходов от экспорта ресурсов, как это было раньше, а всего 7%, то есть в 2 раза меньше.

Что же будет с казной?

Ученые не зря задумались о последствиях сокращения сырьевой ренты, так как проблема действительно очень серьёзная.

И российский бюджет эту проблему уже почувствовал на собственной шкуре. По подсчетам Минфина, нефтегазовые доходы за первые два месяца этого года снизились уже на 46% по сравнению с тем же периодом 2022 года, а дыра в казне за указанный период составила 2,581 триллионов рублей, приблизившись к годовому плану в 2,925 триллионов (Подробнее ➤).

И это только начало, уверяют ученые. Проблемы в бюджете будут нарастать. Ситуация с его дефицитом расценивается многими экономистами как очень серьезная. Россия не сталкивалась с таким ростом дефицита с того самого 1998 года. И надо что-то срочно предпринимать, чтобы экономика страны не закончила так же трагично, как это было в конце прошлого века.

Что же дальше?

У российских чиновников сейчас остается только одна надежда на улучшение сегодняшней патовой ситуации с бюджетом. Они уповают на то, что цены на энергоресурсы вырастут. Но вероятность такого счастливого исхода событий, к сожалению, не так уж высока.

Так же по традиции некоторыми деятелями предлагается серьезно потрясти крупный бизнес или повысить налоги на всех без исключения, например, через поднятие ставки НДС. Об этом, в частности, заявил директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев (Подробнее ➤).

Это, конечно, понятно. Народ России давно рассматривается представителями власти как вариант замены сырьевой ренты. «Люди – вторя нефть»! Такое выражение в ходу с 2009 года.

Но вот только денег у этого самого народа с каждым годом становится все меньше, о чем свидетельствуют данные по снижению реальных доходов населения, росту процента закредитованности и снижению потребительской активности. Так что сильно надеяться на народ в целях пополнения растущих потребностей казны, на мой взгляд, не стоит.

Еще одним традиционным вариантом справиться с дефицитом бюджета у нас является девальвация рубля, которая так же еще ни разу не приводила нашу страну ни к чему хорошему, но частенько использовалась чиновниками для латания дыр.

Поэтому ученые и эксперты предлагают рассмотреть и другие более действенные варианты улучшения ситуации. И, в частности, они предлагают создать дополнительные источники бюджетных доходов в результате реализации инвестиционных проектов и создания новых производств.

Так, ученые ЦМАКП призывают развивать «достаточно мощную обычную экономику с высокодоходными секторами» (Подробнее ➤). Для этого они предлагают отменить бюджетное правило, обеспечив таким образом возможность финансирования инвестиций. Так же они предлагают обязать отчислять на специальный инвестиционный счет в ВЭБ часть средств частных инвесторов

(10–15%), которые они раньше преимущественно выводили за рубеж, чтобы в дальнейшем эти средства шли на развитие российской экономики. Так же ученые ЦМАКП советуют чиновникам все-таки сдерживать рост текущих расходов, которые, как известно, сейчас растут усиленными темпами.

А вот главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев предлагает слезать с нефтяной иглы путем развития в России сельского хозяйства.

«Зерно, продовольствие с учетом спроса на мировых рынках вполне может стать новой нефтью», – уверен Николаев (Подробнее ➤).

Все эти идеи, конечно замечательные, но жаль, что они не приходили в "светлые головы России» раньше. Глядишь, сейчас бы мы уже давно не зависели от нефти и газа, а развивали бы собственные производства, а также сельское хозяйство. Глядишь, и бюджет бы так сильно не пострадал от санкций.

Но в сегодняшних экономических реалиях осуществить все эти идеи, на мой взгляд, будет гораздо сложнее, чем если бы этим вопросом занялись раньше, когда бюджет страны просто ломился от денег. Так как сейчас заставить кого-то инвестировать в падающую экономику довольно сложно. Да и все, кто хотел, давно уже вывели свои деньги подальше в более спокойные гавани.

А что думаете вы по этому поводу, мои дорогие читатели? Как вы думаете, как российское правительство будет выходить из сложившейся ситуации?

Как российское правительство будет выходить из ситуации?

Проголосовали: 642

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Комментировать
237 комментариев
Понравилась публикация?
239 / -15
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 237
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
16.03.2023, 13:44
Санкт-Петербург

На мой неискушенный взгляд, реальными при нынешней команде выглядят только пункты о "второй нефти" и девальвации.

К сожалению, вектор мышления нынешних ЛПР (лица, принимающие решения) направлен исключительно на поддержание и подъем собственного благополучия: продавать, продавать и еще раз продавать. Всё, что можно.

Если бы вектор был направлен в сторону развития экономики страны, то за последние двадцать лет из страны можно было бы сделать "конфетку", учитывая бешеные доходы от продажи сырья в некоторые "жирные" годы. Однако, дело ограничивалось только красивыми словами и лозунгами. А на поверку получилось то... что получилось.

Беда в том, что нынешние ЛПР просто не умеют мыслить по-другому. И пересаживание их из одного кресла в другое ситуацию не улучшит. Воз и ныне там.

"А вы, друзья, как ни садитесь..."

+91 / -3
картой
Ответить
DELETE

ОлегПишет 16.03.2023 в 13:44
"А вы, друзья, как ни садитесь..."

верно, если вся колода крапленая, то нет смысла надеяться вытащить оттуда "чистую" карту.

раскрыть ветку (0)

ОлегПишет 16.03.2023 в 13:44
нынешние ЛПР просто не умеют мыслить по-другому.

очень верное замечание. Фактически толку с таких "руководителей" нет. Они бывшие артисты, журналистки преподы спортсмены или тупые вояки, а также просто шлюхи.

Там в этих головах вообще никакого мышления нет!!!! Клоунствовать - да!!!! А мыслить - нет. Они же на производствах никогда не работали.

+62 / -1
Ответить

Вот именно так!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Не путайте правительство с думой. Хотя, тупари что там, что там.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

ОлегПишет 16.03.2023 в 13:44
вектор мышления нынешних ЛПР (лица, принимающие решения) направлен исключительно на поддержание и подъем собственного благополучия

Поэтому в войну живем, как при мире ? Да еще и с индексациями. Мозг ваш вообще где ?

+7 / -18
Ответить
20.03.2023, 16:47
Санкт-Петербург

Иринушка АнатольевнаПишет 20.03.2023 в 13:08
Мозг ваш вообще где ?

А как же Вы при полном отсутствии оного умудряетесь еще и вопросы задавать?

+11 / -1
Ответить

Озверел совсем, на людей кидаешься. Не зря на нике собака.....

+3 / -1
Ответить

олег это бот, которая иринушка, она сейчас будет ерунду писать чтобы с темы сбивать.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

А ты вообще засланец.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

У Вас, Иринушка - знамо где!

+4 / -1
Ответить

У меня хоть есть в отличие от некоторых. способных только хамить.

+3 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Это как по Хазанову: "Знаем-кто,знаем-где, знаем сколько, а сделать-ничего не можем!"

+18 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ОлегПишет 16.03.2023 в 13:44
К сожалению, вектор мышления

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)

Всё будет хорошо. Найдутся другие источники

+15 / -31
картой
Ответить

Не в этой жизни.

+14 / -2
Ответить
20.03.2023, 17:23
Санкт-Петербург

Для кого то даже и не последующих.....

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Для вас - наверное.

+6 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Поподробней,где найлутся и кем?

+6 / 0
Ответить
20.03.2023, 17:24
Санкт-Петербург

Тем кто воспитан , образован и ищет.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Боюсь, что этого уже не будет никогда! Может быть хорошо только лишь в телевизоре...и то, только у Киркорова!

+12 / 0
Ответить
21.03.2023, 10:07
Петропавловск

Ну, для вас, Андрей из "Калуги", а на самом деле из Украины, конечно хорошо уже не будет никогда, даже если вы и проживаете в Калуге, то иноагентов навряд ли ждет завидная участь: СВО когда-то все равно закончится и тогда наступит время для ответа за свои деяния таких как вы!

+3 / -1
Ответить

Елена, ну, если я из "Калуги", типо из Украины, то я могу сделать вывод, что вы, видимо, из "Петропадловска"!

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)

Вряд-ли чинвоники наши пойдут на такое,но я согласна с главным научным сотрудником Института экономики РАН Игорем Николаевым, который предлагает слезать с нефтяной иглы путем развития в России сельского хозяйства.Еще Петр Столыпин говорил о том что Россия аграрная страна.А у нас эту область загнали в жуткий "Загон" и знай торгуют ресурсами мимо народного кармана.Народу все тяжелее нести это ярмо,вот что обидно и скоро боюсь "Боливар не вынесет двоих"

+37 / -3
картой
Ответить

А ЕЩЕ Я БЫ НА МЕСТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЕРНУЛАСЬ БЫ К ЧАСТНОМУ ФЕРМЕРСТВУ, А НЕ ОТДАВАЛА БЫ ВСЕ УГОДЬЯ КРУПНЫМ АГРОФИРМАМ, КОТОРЫЕ ПИЧКАЮТ, СЕЛЬХОЗПРОДУКЦИЮ И ЖИВОТНОВОДСТВО, ЧЕРТЕ ЧЕМ!!!!!

+25 / -1
Ответить

Очень точно подмеченно.

Обычно крупные агрофирмы - это дети или родичи губернаторов этого же региона, то есть фактически губернатор организовывает свою фирму и сам ее крышует, а также уничтожает конкурентов и устанавливает цены.

+8 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

А еще и в сельском хозяйстве разбираешься ? Очень смешно.

И даже не смущает, что продукты в магазине почти все российские ?

+3 / -14
Ответить

Иринушка АнатольевнаПишет 20.03.2023 в 13:06
И даже не смущает, что продукты в магазине почти все российские ?

Российские только по этикетке, а сырьё не наше.

+8 / -1
Ответить

А какое в крупе сырье ? Или в курице, в молоке, в яблоках ? Ври да не завирайся.

+3 / -4
Ответить

В курице - антибиотики, в молоке тоже какая-то хрень, даже нормально не прокисает, в яблоках - пестициды с гербицидами и парафин до лоска....только и остаётся свой овёс, как выдохшимся лошадям, жрать! А Вам, Иринушка, наверное, нравится такая еда? Приятного аппетита!

+7 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

А может кому-то манию полечить ? Проще жить будет.....

+2 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

А КОРМИТЬ ТЫ КУРЕЙ КАКИХ ХРЕНОМ БУДЕШЬ???? А КОРОВУ КОТОРАЯ МОЛОКО ДАЕТ, А УДОБРЕНИЕ ПОД ЯБЛОНЬКУ, ТАК ВОТ ПОКА ВСЕ ЭТО ЗАКУПАЕТ ЧЕРТЕ ГДЕ БОЛЬШИЕ АГРОФИРМЫ, МЕЛКИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ВРОДЕ ЧАСТНОГО ФЕРМЕРСТВА, СДЕЛАЕТ ЭТО БЫСТРЕЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ, ПОТОМУ ЧТО БУДЕТ РАДЕТЬ ЗА СВОЙ ПРОДУКТ!!!

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

ВАМ

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Попроси о дежурной сестрички успокоительного....

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
раскрыть ветку (1)
20.03.2023, 14:08
Нижний Новгород

Да-да, у нас всё собственное. Процентов, пусть даже будет на 90-95, да хрен с ним, пусть на 99, 9....

Только вот самое главное: нет "маленькой мелочи", и всё, товара/товаров нет!!!!

Пример: йогурты. Вроде всё там в них наше, но вот беда, кисло-молочные бактерии из Европы.... И так почти со всём....

+9 / -1
Ответить

... и все остальное - технологии, оборудование, логистика, маркетинг и т.д. Как сказала Матвиенко - своих гвоздей не имеем! А что уж говорить про шурупы!?!?

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
20.03.2023, 17:33
Санкт-Петербург

Товарно денежные отношения , в Европе тоже дохера чего своего нет , и так все страны...

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Вот есть же любители постонать, все у них стакан наполовину пуст....

И никак не смущает, что нас санкциями душат пыжатся, а фиг выходит.

+3 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Есть и Российские продукты, например, молоко - которое, некоторых производителей, почему-то, даже мой кот не ест?

+7 / -2
Ответить

А кот точно не болен ? Или совсем зажрался.

+3 / 0
Ответить

Кот - умный в отличие от некоторых!

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Умнее вас ?

+2 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Наверное - Вас, если всякое "говно" не жрёт, которым вы довольны!

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Татьяна , а я с Вами полностью согласна, животные это как лакмусовая бумажка, если продукт дерьмо, не зависимо, молоко или колбаса, братья наши меньшие мордочку воротят)))

+3 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

То есть надо напомнить о разбалованности и зажратости ? Или вы такой "опытный" владелец домашних животных, что не знаете примеров, когда кот свежую семгу не кушает или собака только вырезку признает ?

А может братья наши меньшие с улицы уже не лакмусовая бумажка ?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (5)
Штабелеукладчик Алексей Иванович
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2196
24.03.2023, 01:07
Южно-Сахалинск

Кот - иноагент российское молоко западло. Кот какой породы?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

ЧТО ЗА САРКАЗМ???????

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
DELETE

Да уж давно пора показать что мы не кони!

А кто ?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

В любом обществе есть люди, которые могут созидать и созидают. Этим людям надо дать возможность работать. Только и всего. И разогнать ВШЭ. В принципе больше ничего не надо. Налогами и штрафами бюджет не наполнишь.

+36 / -2
картой
Ответить

Ага, так они и дали! Там сват,кум, брат...!

+14 / 0
Ответить

Сватам, кумовьям, братанам на что-то жить надо. На Западе у них деньги забрали. Потому как сами они производить ничего не могут. Жизнь заставит.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

У российских чиновников сейчас остается только одна надежда на улучшение сегодняшней патовой ситуации с бюджетом. Они уповают на то, что цены на энергоресурсы вырастут.)))Утопающий за соломку хватается. Давно надо слетать с нефтяной иглы. Но мы упорные, как бараны. Всё равно ищем лазейки, где продать нефть и газ. Будем гнать через южный поток.

Но события идут нам на пользу. Подорвав трубу американцы сделали нам благое дело, чтобы остудить головы наших начальников, и перестали гнать энергоресурсы за рубеж.

Первое: больше достанется газа и нефти нашим потомкам. И второе: надо перестраивать свою экономику. Страна зависима от импорта. Санкции бьют по нам больно. Страна стоит на коленях..Вводя санкции против нас запад творит нам благо., чтобы начали производить своё. Ведь, своего нет ничего. Микроэлектроника сдулась, станкостроения нет, технологии утратили. Товаров повседневного спроса нет и т.д. Рубль падает постоянно. А если начнём производить своё, рубль будет подкреплён вещью, товаром, цены будут падать на всёи вся, то люди будут хранить сбережения не в валюте, в долларах, евро, а в рублях. Зачем им дешевеющий доллар? И тогда поистине придёт крах доллару. Ведь их очень много напечатали. И пойдут они во свояси, в Америку. Будет обрушение доллара. Сами события идут нам на пользу, но наши чиновники слепы, не видят, что есть благо для России. А это развитие технологий, строительство высоэффективных заводов, предприятий и т.д.. Чтобы были качественные товары. Ценилось: "сделано в России". Люди будут брать российские товары. Вот что приведёт Россию к её процветанию.

+31 / -3
картой
Ответить

В общем, все написано правильно, но есть несколько вопросов. Вот мы все ругаем чиновников, а они, что не из народа? То есть их где то выращивали в волшебном саду вдалеке от нашей страны, а потом подпустили к кормушке, чтобы они все жрали, хватали, гадили и думали, а после нас хоть потоп. И те, кто тут ругает власть могли бы и сами попытаться, что-то изменить в стране. Идите во власть, в чиновники, в политики, а потом посмотрим, что из вас выйдет. Знаю на опыте несколько примеров такой странной и страшной трансформации, какая происходит с людьми, у которых появилась власть. Пришлось расстаться с несколькими бывшими друзьями из-за этой трансформации сознания. Становится человек чиновником, у него появляется много возможностей и новых ушлых друзей. Сначала он пытается бороться за каждого обиженного из народа, но постепенно понимает, что он овца в стае волков. Ему постоянно, что-то сладкое предлагают, поют в уши сладкие песни, а еще хуже когда в семье начинают становиться на сторону волков и подвывать, что мол вон у других коллег и дома и машины и денег куча. И вот наступает момент, когда он поднимает руку - резко опускает ее и говорит "а пошло все на ..., что я рыжий что ли" - все кончился борец, появляется хапуга. И понесся как на лыжах с горы, хватая на ходу и ртом и жопой.

Так что вместо того, чтобы здесь плакать и пускать слюни идите всей толпой в чиновники и делайте все правильно, как надо. Но ведь никто не пойдет и я не пойду - пенсия на носу. Так, что живите спокойно, не тратьте зря нервные клетки и думайте, что все будет хорошо когда-нибудь. С голоду у нас в стране помирают только пьяницы и лентяи, а пенсионеры, еще со своей пенсии внукам помогают. Радуйтесь, что живем в такой прекрасной стране - России, которую умом не понять. Я ее ни на что не променяю. Всем здоровья и удачи!

+9 / -4
Ответить

а они, что не из народа?))) Моя последняя статья отвечает на этот вопрос: www.9111.ru

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Пошли бы в честные чиновники, но для нас, простых и честных - туда дорога закрыта! А что-то там против большинства "гавкать" станешь - посадют за чего-нибудь, найдут за что - лишь бы под ногами не мешался! Как-то так, Игорь Николаевич!

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Как хорошо сказано..! Красиво.. А ежегодные послания Президента смотрели...!? Там в них 22 года на про это говорят...И где..? Результат -где?? С кого надо спросить? Где программа развития страны, где национальная идея??....

+13 / 0
Ответить

Пройдите по ссылке, будет понятно, что скажи кто твои друзья, и я скажу кто ты. А друзья его не представляют свой народ. www.9111.ru

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

ВалентинПишет 20.03.2023 в 13:45
А ежегодные послания Президента смотрели...!?

А президент может только просить да уговаривать, других полномочий у него нет. А чиновнички с бизнесмэнами могут прислушаться, а могут и нет- санкций за невыполнение не предусмотрено.

+3 / -1
Ответить

Верно сказано! Вот он ответ на вопрос ,почему всё так у нас..

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)

Глас вопиющего в интернете.Пишет 16.03.2023 в 14:24
Будет обрушение доллара.

Отрицательно рухнул и снова рухнул и опять рухнул и бесконечно рушится

+6 / 0
Ответить

Будет, если Россия возродится, и будет независимой, самодостаточной страной.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Не, так же сложно восстанавливать что давно попилено, наши чинуши привыкли к дормовым деньгам в больших размерах а вкладывать и ждать когда выстрелит прибыль это не по нашему!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (4)
Показать комментарии (237)

Дачи: наши родители выживали, мы там пашем, а наши дети отдыхают. А какого типа ваша дача?

Начну, пожалуй, из анекдота всех времен и народов о мужчинах и их возрасте: « Три мужика, лет так тридцати, сорока и пятидесяти, на берегу речки отдыхают с пивком и рыбкой. Вдруг на противоположном бе...

Налоговые итоги конца лета 2025 года

В августе наблюдалось налоговое затишье, что связано с отпускным периодом как Госдумы, так и в целом гос.органов. В крайний месяц лета хочется на солнышке успеть погреться, а не налогами заниматься.

Батька рассвирепел: «Нам самим жрать нечего будет»

Александр Лукашенко не на шутку рассвирепел. И публично, при журналистах, потребовал выявить и посадить виновных в падеже молодняка. Как нам это знакомо. Мне показалось, что свирепость Батьки вполне обоснована.
00:56
Поделитесь этим видео

Дачники виноваты! Или как агрохолдинги переложили ответственность за свою некомпетентность на бабушек с лопатами

Ещё одну жемчужину экономического анализа представил нам Алексей Красильников, исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей. Оказывается, картофель в России дорожает не потому,...