Примак Дмитрий Алексеевич
Примак Д.А. Подписчиков: 308
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 401

Уродливая герцогиня": как тревожный портрет эпохи Возрождения бросает вызов представлениям о стареющих женщинах и красоте

8 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,43 рублей за дочитывания
Зарабатывать
Национальная галерея, Лондон

Портрет "Старая женщина" фламандского художника Кинтена Массиса 1513 года, возможно, является одной из самых известных картин эпохи Возрождения. Он также является одним из самых нетипичных для этого периода.

С морщинистой кожей, увядшей грудью и глубоко посаженными глазами, объект Массиса, который, как считается, является либо вымышленным фольклорным персонажем, либо женщиной, страдающей исключительно редкой формой болезни Паджета, заметно постарел. Но она не просто стара, она гротескна. Ее лоб выпуклый, нос курносый и широкий, квадратный подбородок чрезмерно выдается вперед. Даже ее одежда далека от того, что можно было бы ожидать от дамы эпохи Возрождения ее возраста.Вместо скромной, трезвой одежды на ней откровенное платье с низким вырезом, демонстрирующее ее декольте (и груди с ямочками).

Она не обладает ни одним из идеализированных качеств, присущих другим женским фигурам той эпохи, таким как Венера Сандро Боттичелли или Мона Лиза Леонардо да Винчи.

Однако, несмотря на ее внешность, портрет, который чаще называют "Уродливой герцогиней", настолько завораживает, что сделал старуху одной из самых незабываемых фигур своего времени. Теперь новая выставка в Национальной галерее Лондона под названием "Уродливая герцогиня: красота и сатира в эпоху Возрождения" прольет новый свет на ее поразительную внешность.

На выставке картина Массис будет представлена вместе с ее собратом "Старик", переданным из частной коллекции, а также с другими работами Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и Яна Госсаэрта, изображающими столь же выразительных пожилых женщин, чтобы исследовать, как женское тело, возраст и определенные черты лица сатиризировались и демонизировались в эпоху Возрождения.

Картина Массиса "Старуха" выставлена вместе со "Стариком" в рамках экспозиции Национальной галереи в Лондоне.

"Уродливая герцогиня" - одно из самых любимых и вызывающих разногласия произведений в Национальной галерее", - сказала куратор выставки Эмма Капрон в телефонном интервью перед открытием выставки. "Некоторые люди любят ее, некоторые ненавидят, некоторые не могут на нее смотреть. Я хотела исследовать это, а также изучить, как это и подобные изображения "трансгрессирующих" женщин - стареющих женщин за пределами классических стандартов красоты - на самом деле служили для высмеивания общественных норм и нарушения социального порядка". Несмотря на то, что вы можете подумать на первый взгляд, это мощные, амбивалентные, даже радостные фигуры".

Подрыв условностей

Долгое время критики интерпретировали картину Массиса в основном как женоненавистническую сатиру на женское тщеславие и самообман. Аналогичным образом, ее скандальный вид рядом с мужчиной - возможно, ее мужем, - который явно одет более формально, чем она (даже немного скучно), долгое время рассматривался как пародия на брак (она предлагает ему бутон розы в знак любви, но он поднимает руку, как бы демонстрируя презрение).

Этот бюст старой женщины, выполненный в Италии неизвестным художником, иллюстрирует карнавальный характер, присущий женщинам определенного возраста.

Но, по словам Капрон, картина на самом деле гораздо более многослойная. "Это пожилая, уродливая женщина, ставящая под сомнение каноны нормативности красоты", - объяснила она. "Своими преувеличенными чертами она символизирует кого-то, кто не извиняется за себя и за то, что на ней надето, и кто не пытается спрятаться или стать невидимым".

"Напротив, она попирает правила приличия и то, как должны вести себя женщины определенного возраста. Ее вызов и непочтительность кажутся совершенно современными - и именно это сделало ее картину такой долговечной".

Ее положение по отношению к партнеру также показывает, что она не просто повод для шуток. На самом деле герцогиня стоит справа - слева от зрителя, что на двойных портретах того периода было наиболее возвышенной стороной, обычно предназначенной для мужчин. По сути, она занимает место своего коллеги-мужчины.

"Она словно переворачивает мир с ног на голову и несет перемены", - говорит Капрон.

Массис, добавила она, вероятно, прекрасно понимал, какую реакцию вызовет его чересчур эксцентричный персонаж. Хотя высмеивание старой женщины, безусловно, было частью его замысла, художник также использовал эту работу, чтобы высмеять классические принципы искусства, соединить высокую и низкую культуру - достойный жанр портрета с карнавальной фигурой - и продвинуть гротеск в мейнстрим.

Многие из его современников разделяли подобные устремления. Два связанных рисунка одного и того же запоминающегося лица, приписываемые Леонардо да Винчи и его ведущему ассистенту Франческо Мельци, которые также представлены на выставке, указывают на возможность того, что фламандский художник основывал свою картину на композициях итальянского мастера, который был так же увлечен подрывным потенциалом, который могли нести в себе такие темы, как пожилые женщины.

Бюст гротескной старухи. "Приписывается Франческо Мельци, ведущему помощнику Леонардо да Винчи, который, как полагают историки, создал копию с оригинальной работы Леорнардо. (1510-20).

В то же время, другие работы на выставке - от хмурого майоликового (вид итальянского фаянса с оловянной глазурью) "Бюста старухи" (около 1490-1510 гг.), предоставленного Музеем Фицуильяма, до угрожающе выглядящей "Ведьмы, скачущей сзади на козле" Альбрехта Дюрера (1498-1500 гг.) - также показывают, как для многих художников эпохи Возрождения "пожилые женщины давали простор для экспериментов и игры, чего просто не позволяло изображение обычной красоты и нормальных тел", - сказал Капрон.

Пожилые женщины в искусстве

Пожилые женщины служили не только сатирическому искусству. От древнеримских скульптур до современных произведений искусства, стареющие женские фигуры представали в самых разных обличьях у художников всего мира.

"Во всех визуальных традициях и жанрах пожилые женщины всегда были особенно привлекательными объектами", - сказала в телефонном интервью историк искусства Фрима Фокс Хофрихтер, которая стала соредактором целой антологии на эту тему под названием "Женщины, старение и искусство". "С их морщинами и обвисшей грудью, нахмуренными бровями и стройными телами, они приобрели целый ряд самых разнообразных, часто нюансированных значений, которые выходят далеко за рамки карикатуры".

Старые женщины использовались как напоминание о смерти и неудержимом движении времени, начиная с картины Ганса Бальдунга Гриена "Век женщины и смерти" 1541 года и заканчивая тревожной картиной Франсиско Гойи "Время и старухи", написанной в 1810 году.

"Время и старухи", Франсиско де Гойя.

Их изображали с сочувствием и состраданием, чтобы передать мудрость, мягкость и достоинство, как это видно на картинах Рембрандта, изображающих пожилых женщин начала и середины 1600-х годов, таких как "Старуха молится" (1629), где художник использовал свет и тень, чтобы создать ощущение глубины и эмоциональной интенсивности, которые подчеркивают духовную преданность женщины (вероятно, его матери) и его уважение к ее вере; или "Старуха читает" (1655), где на ожившем лице пожилой фигуры изображено нежное, мягкое выражение, излучающее тепло и заботу.

Часто - в соответствии с вековыми представлениями о гендере - они стали олицетворять грех и злобу, о чем свидетельствует множество европейских иконографий ведьм современной эпохи, от "Шабаша ведьм" Жака де Гейна, датируемого XVI - началом XVII века, до "Макбета", акт I, сцена 3, "Странные сестры" Генриха Фюзели, около 1783 года.

"Во всех своих разнообразных формах они были противоположностью невидимости", - говорит Фокс Хофрихтер. "Будь то стереотипное изображение или позитивные ассоциации, пожилые женщины в искусстве заставляют нас смотреть, думать и показывают нам что-то новое. В этом есть большая сила".

На протяжении 20-го и 21-го веков, по мере того как все больше женщин-художников выходили на сцену, репрезентация пожилых женщин менялась по-новому. Их тела, в частности, выходят на передний план в непоколебимой, даже конфронтационной манере и - что особенно важно - рассматриваются через женский объектив.

"Алиса Нил, автопортрет, 1980" художницы Алисы Нил, выставленная в Барбикане в Лондоне.

Крупномасштабные автопортреты обнаженной натуры американской художницы Джоан Земмель являются, пожалуй, лучшим примером этого, документируя ее собственное тело по мере его старения на протяжении десятилетий. Семмел, которой сейчас 90 лет, начала этот проект в 1980-х годах как способ изобразить себя так, чтобы это было правдой для нее, без идеализации или сокрытия естественных эффектов старения, от уменьшения груди до обвисания кожи. Получившиеся работы не могли быть дальше от традиционного представления о женском портрете, который ставит молодость и совершенство превыше всего. Вместо этого они демонстрируют зрителям женщину, примиряющуюся с собственным старением плоти.

Афроамериканская художница Дайана Эдисон также не уклоняется от изучения своей личной истории через бескомпромиссные автопортреты, которые освещают ее обветренное лицо и тело, балансируя между уязвимостью и непокорностью одновременно.

Переосмысление старости также осуществлялось с помощью фантазийных миров. В серии "Мои бабушки" (2000) японский фотограф Мива Янаги попросила группу молодых женщин (и некоторых мужчин) представить себя через 50 лет, чтобы бросить вызов представлениям о старости и своим представлениям о том, как может выглядеть "пожилой человек".

Акцентируя внимание на морщинах, линиях и других физических особенностях, которые приходят с возрастом, эти художники подчеркивают то, как старение может формировать и определять человека, бросая вызов представлению о том, что молодость - единственное время, которое стоит праздновать, а старость - то, чего нужно бояться или избегать.

"Когда пожилые женщины появляются на холсте, в кино или скульптуре, они расширяют наше понимание того, что значит стареть". говорит Фокс Хофрихтер. "В каком-то смысле это делает их более сложными для запечатления и, как следствие, более сложными для зрителей. В этом и заключается суть великого искусства".

Капрон согласна с этим. "Женщин так часто представляют либо молодыми и красивыми, либо старыми и незаметными. Но так много произведений искусства снова и снова доказывают, что между ними гораздо больше градиентов", - говорит она. И "Уродливая герцогиня" является доказательством того, что даже карикатура на пожилую даму может содержать в себе многогранность".

Выставка "Уродливая герцогиня: красота и сатира в эпоху Возрождения" проходит с 16 марта по 11 июня в Национальной галерее в Лондоне.

Понравилась публикация?
12 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

«Фекальные грёзы извращенцев»: в Москве прошла грандиозная выставка «ДанилА», порвавшая в клочья представления об искусстве. Они возвращаются?

Слава Богу, прошли те невыносимые времена, когда грандиозные работы великих художников давили бульдозерами, заливали краской и выкидывали на помойку. Сегодня любой Творец может вытворять всё,...
00:22
Поделитесь этим видео

Беседа с андроидом на разные темы

Пока нас отвлекают всевозможными проблемами, где-то там, на западе состряпали робота, который уже что-то осмысленно может говорить. Это ведь только верхушка айсберга и нам показывают то, что можно показывать.
00:59
Поделитесь этим видео

«Фекальные грёзы извращенцев»: в Москве прошла грандиозная выставка «ДанилА», порвавшая в клочья представления об искусстве. Они возвращаются?

Слава Богу, прошли те невыносимые времена, когда грандиозные работы великих художников давили бульдозерами, заливали краской и выкидывали на помойку. Сегодня любой Творец может вытворять всё,...
00:22
Поделитесь этим видео
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы