Проект реформы среднего образования (часть 1)
Содержание. Части 1.
1. Расчеты, а не пожелания.
2. Этот пункт статьи внедрить нужно прямо сейчас, немедленно, сию минуту! Это тест.
3. Порядок внедрения.
1. Расчеты, а не пожелания.
Такое положение в системе образования нельзя дальше терпеть.. ситуации. Классическое - поборы. В группе оказывается драчун, который лупит всех. Может оказаться и такой ученик, над которым издевается весь коллектив. Дерзость и хамство учеников перед учителем. Есть и обратные случаи. Особую обеспокоенность вызывает влияние внешней среды и, прежде всего, интернета и мобильной связи. Школа и родители порой оказываются бессильными перед сетями и разного рода сообществами. Шестиклассник вдруг заявляет матери, что он обожает фашизм. Мать орёт в истерике: как так, твой дед погиб на войне и т.д. Орать, конечно, поздно. Как так получилось, что прервалась связь времён и поколений? Или странные сообщества. Даже увлечение самоубийством с каким-нибудь ореолом типа мученика, правдолюбца, святого и пр. Добавьте курение, наркотики. Организация питания изрядно хромает. Не собираюсь чернить всю систему образования, есть, безусловно, много положительного и прекрасного. Но и с недостатками дальше никак нельзя. Это очевидно. Что делать?
Сначала перечислим те меры, которые напрашиваются сами собой, но от которых мало толку. Прежде всего, надо избавиться от пустых благих пожеланий типа: ликвидировать взяточничество, усилить контроль, повысить дисциплину и качество учёбы и т.д. Говорят, что надо повысить зарплату учителям. Но, если ограничиться одним только повышением, толку будет мало. В предлагаемой реформе зарплата учителя будет зависеть от результата его работы и для способных может быть весьма солидной.
Вкратце перечислю возможности предлагаемой реформы.
Решается проблема малокомплектных школ. Будет втянут в образовательный процесс каждый школьник, где бы он ни находился.
Размер зарплаты учителя будет зависеть от результата его работы - качества усвоенного материала учащимися. Как будет проходить этот учёт, мы ещё поговорим. Пока только замечу, что это не так уж сложно и накладно, как, на первый взгляд, кажется.
Размер зарплаты директора школы и остальных сотрудников, не являющимися преподавателями, будет зависеть от успехов последних (т.е. от учителей).
Что касается финансирования системы образования, то специально я пока не поднимаю вопрос об её увеличении. Возможно, уложимся в существующие финансы. Мне кажется, что существующее финансирование используется не эффективно.
Короче говоря, старался так, чтобы был реализован лозунг в духе замечательной песни Александра Розенбаумана: Учить - так учить! Лечить - так лечить! Любить - так любить! Гулять - так гулять! Стрелять - так стрелять!
Сделаю весьма важное замечание. Данной статьёй я не претендую на роль автора реформы, поскольку её положения не только просты и очевидны, но и были высказаны многими людьми в разные времена. По существу, эта реформа образования выстрадана народом.
Читатель может спросить: есть ли гарантия, что предлагаемая реформа будет внедрена? Если, к тому же, учесть многочисленные провалы многочисленных хороших начинаний. Да, такая опасность есть. На самом себе испытал. Маленькую заметочку опубликовал я на нашем (!) сайте с предложением для немедленного внедрения. И что? Да, ничего. Всем всё до лампочки. Не даю ссылку на ту статью, а в следующем пункте изложу суть заново.
2. Этот пункт статьи внедрить нужно прямо сейчас, немедленно, сию минуту! Это тест. Если хотите - это своеобразная проверка на вшивость.
Предлагается следующее. Каждому выпускнику полной или не полной средней школы или СПО (техникумы, колледжи) кроме документа о полученном образовании выдавать ещё и такую справку. В этой справке приводится перечень изученных дисциплин с объёмом часов и преподавателей. Кроме этого указывается директор учебного заведения и губернатор. Все данные для этого уже есть. Никаких дополнительных штатов и финансирования не нужно. Естественный вопрос: а зачем нужна эта бюрократия? Какая от этого польза? Объясняю на конкретных примерах.
Несколько лет назад в СМИ появилось сообщение о том, что одна студентка МГУ была завербована каким-то игиловцем*. Она сбежала, её перехватили на границе. Сам факт учебы в престижном вузе говорит о том, что девочка умная. Не сомневаюсь, что в школе по истории и русской литературе у неё были одни пятёрки. Кто преподавал эти предметы и как они усваивались? Наверно так. Прочитала девочка о положительном герое, потом образ отрицательного героя, потом при ответе учительнице всё чётко и полно оттарабанила. Безупречно и правильно доложила. Без единой ошибки. Получила 5. По истории перечень вызубренных на 5 дат, событий. Всё верно. Формально всё вроде правильно. Но что-то ускользает. Есть ведь ещё такие понятия, как чувство Родины, чести, приличия, достоинства... Если бы предлагаемая справка была внедрена раньше сейчас мы бы знали, кто воспитал нашу предательницу. Знали бы учителей, директора той школы и, заодно, губернатора.
Героям СВО вручают награды. Интересно бы было провести статистику: узнать в каких школах они учились. Сама школа их знает, помнит?
Расскажу ещё более вопиющий случай.
Это было при Советской власти. Американская ассоциация образования обнаружила вдруг в Рязани двух учительниц математики, питомцы которых успешно сдавали экзамены в столичные вузы. Понимаете, это было настолько заметно, что их заметили даже американцы! А наше бюрократическое руководство не знало! Но, коль это произошло, то за дело взялось КГБ. Учительниц вызвали, допросили, в общем, ничего такого не произошло, но сам факт показателен. Эти учительницы работали в обыкновенной школе, получали такую же низкую зарплату, а отдача другая.
Мы должны знать имена тех учителей, директоров, губернаторов, которые вырастили и воспитали плеяду ученых, инженеров, рабочих высшей квалификации и далее по списку. Между прочим, президент Путин на свою самую первую инаугурацию пригласил свою первую учительницу младших классов.
Исключительно полезной была бы и такая статистика. В тюрьмах документацию ведут так же хорошо, как и в школах. Следовательно, если бы предложенная справка была внедрена раньше, то сейчас мы бы располагали такой примерно информацией. Скажем, из школ одного губернатора выходит 1 преступник на каждые 10000 населения его области, а у другого губернатора этот же показатель равен 50. Мы так же могли бы знать какая школа самая криминогенная. Был бы список таких школ, то это здорово бы облегчило поиск корня зла. То есть, такие данные помогли бы нам лучше узнать, кто есть кто. Само по себе СВО тоже расставило многое на свои места и тоже узнали кто есть кто. Поговорку "кто есть кто" первыми пустили в оборот англичане. Поэтому на английском языке она звучит немного изящнее с добавлением буквы "й" в самом конце: who is who.
Хорошо запомним простую, но горькую, истину: все те, кто сейчас сидят в тюрьмах, или недавно отсидели, или не сидят, но осуждены условно, ВСЕ они учились в российских школах. Между прочим, проходимцы всякого рода, мошенники, тунеядцы, алиментщики, пьяницы, взяточники и прочие - тоже учились в наших школах. Страна должна знать имена всех тех, кто создавал эту шелупонь.
Вопрос: как так нужно обучать детишек, чтоб потом они на скамью подсудимых угодили?
Ответ. Вот так:
-на усвоение знаний наплевать ("3" пишем - "2" в уме);
-на воспитание начхать;
-контакт с родителями на уровне поборов;
-питание школьников - до лампочки;
-внешкольный досуг (интернет, кружки) - на самотёк.
Только не говорите, что я сгущаю краски, что ситуация не так катастрофична. Скажу более: если вдруг окажется, что все школы России вместе взятые выпустят всего 1 (одного) подлеца (1 на 140 млн!), то и тогда мой гнев будет оправдан. Настал торжественный момент - формулирую своё правило № 1.
Подлость является нетерпимой ни в каком сколь угодно малом количестве.
Не знаю, произнёс ли кто из известных людей эту фразу. Если окажется, что никто из классиков точно так не сказал, то я могу себе присвоить её авторство. Когда Вы благополучно выйдете на пенсию, то своему потомку расскажете такую байку. Что в молодости своей Вы были активным посетителем юридического сайта, на котором иногда появлялся старый дед дядя Миша. Он был математик по профессии, знал нанотехнологию. Это наука такая, которая работает не только с малыми, но даже со сверхмалыми количествами. Так этот дядя Миша завещал нам, чтобы мы не допускали у себя никаких подлостей даже на нанотехнологическом уровне.
Что конкретно нужно делать прямо сейчас?
Две вещи.
1) Выдавать выпускникам справки, о которых сказано выше.
2) Цифровая копия справки в неизменном и неизменяемом виде передается архиву данных министерства образования, откуда она может быть востребована различными организациями и структурами.
3. Порядок внедрения.
Во второй части статьи, которая будет опубликована позже, излагается суть реформы, но, не зависимо от того, будет ли она вообще когда-либо реализована, тем не менее, статистическую справку, описанную выше, надо внедрить до начала нового учебного года, то есть до 1 сентября 2023 г. В новых условиях она тоже будет нужна.
Несмотря на исключительную простоту и последующую важность внедрения, можно предположить, что этому будет оказано жесточайшее сопротивление. Главным врагом внедрения выступит замшелый директорский корпус с многочисленными учителями-ретроградами. Привыкли бездельничать, а тут открывается вся, что ни есть, подноготная. И вообще, стоит ли говорить о средней школе, если даже с высшей школой у нас солидные неприятности? Правительство знает об этом. Некоторые липовые вузы были просто закрыты. У некоторых отобрали лицензию. На нашем сайте были статьи, в которых специалисты, вспоминая студенческие годы, говорили о низком качестве лекций некоторых преподавателей. Поэтому идущую сейчас реформу высшей школы надо непременно поддержать соответствующей реформой среднего образования. Выражаю надежду, что читатели поддержат внедрение статсправки до 1 сентября 2023 г. Просьба к комментаторам: пожалуйста, не отвлекайтесь ни на какие другие темы кроме справки. Если у Вас возникли свои соображения по реформе образования, то выскажите их во второй части данной статьи, которая скоро появится. Отдельная благодарность юристам за советы такого рода. К кому конкретно нужно обратиться с данным предложением и его реализацией в заданный срок?
Поддерживаете ли Вы внедрение статистической справки для всех выпускников с обязательным полным перечнем изученных дисциплин и их преподавателей до 1 сентября 2023г.?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты