Правила джихада

В современном постмодернистском, т.е. активно взаимодействующем и неоднозначном мире очень важно правильно понимать как партнеров, так и оппонентов. А это в первую очередь зависит от единого языка, или как сейчас принято выражаться, дискурса (системы понятий).
В крайне непростых отношениях христианской и мусульманской цивилизаций одними из наиболее "проблемных понятий" были крестовые походы, с одной стороны, и джихад, с другой.
В Коране слово "джихад" означает "борьбу" мусульманина за свое духовное и физическое совершенствование. Это общее значение сохранилось до настоящего времени, как "большой джихад". В более узком смысле "малого джихада" это "священная война", т.е. вооруженное противоборство мусульман со своими противниками.
Богослов и правовед Абу-ль-Хусаин Ахмед аль-Кудури (970-1036), живший в Месопотамии, оставил детальную регламентацию порядка участия последователей Пророка в военных действиях в соответствии с Кораном и шариатом. Джихад причисляется к предопределенным публичным обязанностям (фарз кифайя) мусульман перед Аллахом. Если несколько мусульман участвуют в джихаде, они совершают благое дело, но если никто не участвует в нем, то все общество (умма) становится виновным перед Всевышним. Следует учесть, что это качается только наступательных войн. В тех случаях, когда враги вторгаются на земли мусульман, джихад превращается в личную обязанность (фарз айн), в котором обязаны принимать участие не только полноправные мусульмане-мужчины, но также их жены, дети и рабы.
Шариат предъявляет к мусульманам только посильные и разумные требования. Участвовать в боевых действиях обязаны совершеннолетние мужчины, обладающие здравым умом, способные обеспечить всем необходимым себя и свою семью, свободные, не слишком старые, не инвалиды, не имеющие долгов. Юноши могут участвовать в джихаде с согласия родителей, должники - кредиторов, а рабы с разрешения хозяев. В джихаде не должны участвовать поручители должников и знаменитые ученые, чья потеря станет большим ущербом для уммы.
Священная война начинается по воззванию и повелению имама, т.е. духовного лидера общины. В особых случаях он может лично призвать должников или рабов, игнорируя разрешение заимодавцев или владельцев. Но во время боевых действий они должны избегать чрезмерного риска, не выезжать для поединков и не становиться в первые ряды войск (аль-Кудури писал о сражениях в период средневековья). Лично призванные на войну имамом не могут послать вместо себя наемника.
Джихад ведется в следующих случаях:
1. против "неверных", не признающих власть мусульман, т.е. против "людей Писания" (иудеев и христиан), идолопоклонников и отступников от ислама;
2. против немусульман, живущих под мусульманской властью, но отказывающихся платить налог за покровительство (джизью);
3. против мусульман, восставших против заветов Пророка.
Перед началом джихада правитель уммы отправляет врагам требование (дават) отказаться от заблуждений и прекратить прегрешения. В случае согласия и принятия ислама новые члены уммы получают равные права.
В ходе джихада мусульмане могут:
1. использовать против вражеских крепостей осадные орудия, огонь и воду;
2. в случае крайней необходимости истреблять посевы, домашний скот, вырубать фруктовые сады;
3. стрелять в неприятеля, использующего в качестве прикрытия пленных мусульман;
4. отрезать и носить с собой головы убитых "неверных" для возбуждения энтузиазма и удовлетворения мести;
5. разрывать могилы врагов для извлечения спрятанных сокровищ;
6. убивать сыну отца, ставшего "неверным".
Мусульманам запрещается:
1. брать на поля сражений Коран и сборники хадисов (повествований о пророке);
2. сражаться после запрещения имама;
3. бежать с поля боя, если врагов будет не вдвое больше;
4. без необходимости отравлять водные источники;
5. изменять и нарушать данное слово;
6. нападать по ночам;
7. убивать мирных жителей в городах и селах с смешанным мусульманским и немусульманским населением;
8. убивать пленных после завершения битвы для возбуждения страха в неприятеле;
9. убивать женщин, несовершеннолетних, стариков, слепцов, калек, безумных, священников и монахов; эти запреты не распространяются на правителей, военачальников и богачей;
10. присваивать или утаивать военную добычу.
Право прекращения джихада имеет только имам. Он делит военную добычу следующим образом: пятая часть поступает вдовам и сиротам - детям погибших воинов, неимущим и бедным путешественникам. Четыре пятых делят между собой участники священной войны. Добыча, которую невозможно вывести с собой, уничтожается: скот вырезается, пленные мужчины, женщины и дети, за которых не был заплачен выкуп, оставляются в безлюдных местах, чтобы они умерли от голода и жажды. Сгораемые вещи сжигаются, а несгораемые зарываются в труднодоступных местах.
Приобретенная по мирному договору земля оставляется земледельцам, а завоеванная силой оружия поступает воинам или возвращается владельцам при условии уплаты особого поземельного налога, т.е. дани (хараджа).
Немусульмане под властью мусульман (дзимми) ограничиваются в правах. В первую очередь это касается их религиозной жизни. Христианам запрещается строить новые церкви и монастыри, а иудеям синагоги. Они также не имеют права устраивать новые кладбища и устраивать публичные мероприятия.
Арабы в захваченных византийских областях запрещали христианам звонить в колокола, проводить крестные ходы. Дзимми не имели право сидеть в присутствии мусульман, носить оружие, ездить на лошадях или верблюдах (на ослах разрешалось), носить одежду из дорогих ярких тканей. "Гяуры" должны быть максимально незаметными, одеваться и красить свои дома в траурные темные цвета. Немусульмане не могли покупать и читать Коран. Даже в XIX веке в Египте и других османских провинциях европейские путешественники не могли покупать священную книгу мусульман даже за очень привлекательную цену. Выводы исламоведов Нового времени были неутешительными: погрязшая в надменном высокомерии исламская цивилизация все более отставала от своих соперников. Идеологи исламского Просвещения (Нахды) ответили переходом от "малого" к "большому джихаду".