Сандлерман Михаил Наумович
Сандлерман М.Н. Подписчиков: 1418
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1.5М

Проект реформы среднего образования (часть 2, последняя)

19 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,60 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Содержание части 2.

4. Суть реформы.

5. Как внедрять.

(часть 1 https://www.9111.ru/questions/7777777772518906/ )

4. Суть реформы.

Есть в предлагаемой реформе одна принципиальная особенность, которая может показаться слишком революционной, не приемлемой. Имею в виду оплату труда учителя. Считаю, что платить надо за результат труда, а не за его процесс. Пока что действует почасовая система оплаты. То обстоятельство, что такая система действует во всём мире, не должна нас смущать. Всё принципиально новое всегда когда-то начиналось впервые. Сдельная система открывает для учителей безграничные возможности для достижения высокой производительности с высокой зарплатой.

В качестве некоторого прецедента можно рассмотреть Пушкинскую карту. Вопрос: должно ли государство оказывать финансовую поддержку развитию искусства? Конечно, должно! Но, если напрямую дать деньги киношникам и театралам, то они их, конечно, возьмут. А будет ли толк? Государство поступило мудро: деньги перевело на счет подростка (Пушкинская карта). Теперь деятели искусства превратились в добытчиков, они должны серьёзно поработать, чтобы заработать.

Как сейчас расходуется бюджет образования? Не трудно представить, что какая-то доля бюджета не дойдёт до учеников и в виде золотого унитаза у кого-то осядет. Поступим так.

Весь образовательный бюджет разбросаем по личным специальным счетам учащихся.

Стоимость каждого отрезка знаний определена заранее. Хочешь иметь много денег? Подготовь своих учеников так, чтобы они успешно сдали экзамены. За это в пользу школы будут сняты определённые суммы. В процентном отношении соответствующие суммы получат учитель, администрация школы, экзаменатор. Учитель теперь становится добытчиком денег, а не просто их получателем. Если ученик не сдаст экзамен, то ни 1 копейки ни для учителя, ни для директора не будет снято со счета ученика. И других способов получить хоть 1 копейку, у учителей и их директора нет. В таких условиях директор будет привлекать хороших учителей. Для сильного педагога характерна дерзость, правду-матку он режет в глаза. Это сейчас от таких стараются избавиться, а в новых условиях директор будет холить и лелеять их.

Рассмотрим такой условный пример. За основу берём существующие нормативы. Предположим, что надо усвоить некую дисциплину объёмом в 60 часов.. Но, коль нам важен результат учения, то даём учителю свободу. За 20 или 60, или за 120 часов он закончит преподавание этой дисциплины никого не должно волновать. Он может вести уроки для 10, 20, 120 человек, тоже не важно. Да хоть 1200 или 2000, да хоть 10000 учеников, если овладеет интернет технологией и иными прибамбасами. Так как зарплата будет зависеть только от количества сдавших экзамен, то можно себе представить уровень педагогического благополучия. Не торопитесь делать отрицательные выводы. По ходу дела Вы получите ответы на свои сомнения и возмущения, если таковые возникнут. Ваши предполагаемые вопросы я буду сам себе задавать и тут же отвечать. Вопросы будут набраны курсивом.

Где взять, если потребуется, большие залы и электронные прибамбасы? Педагогические коллективы создадут свои объединения - предположим, это будут корпорации, которые это и будут решать. Об их финансовой основе мы ещё поговорим.

Где взять, если потребуется, нужное количество учащихся? Это просто. На авторитетных учителей будет большой спрос.

Не получится ли так, что учителя будут расхватывать способных учеников, а отстающие останутся за бортом? В этой системе будет идти борьба за каждого ученика, в каком бы трудном состоянии тот ни находился, в каком бы глухом и отдалённом месте он ни был. О материальной заинтересованности мы ещё поговорим.

Остановимся подробнее на финансировании. Делаем так. Государство все деньги, выделенные на образование на год, перечисляет на индивидуальные счета всех учащихся. Снимать деньги с этих счетов не может ни один учитель, ни сам ученик, ни его родители.

Кто и как будет определять или выяснять количество учащихся, успешно изучивших ту или иную дисциплину? Принимать экзамены у учеников будет специальная комиссия, состоящая в основном из сотрудников вузов, НИИ и других учреждений. Не торопитесь осуждать увеличение штатов. Оно не так велико и накладно, как кажется, да к тому же компенсируется сокращением в других местах. В качестве условного примера ещё раз рассмотрим уже знакомую нам дисциплину. По нормативу на дисциплину выделено 60 учебных часов. Сколько на самом деле затрачено времени - это не важно. Важно количество сдавших экзамен. Сама сдача экзамена довольно простая операция. Как правило, проводится одним человеком. Сдавать могут сразу несколько человек. Беседа сразу со всеми. По одному говорят, остальные дополняют. Тут же на столе находится различная литература, включая учебники, в которые разрешается заглядывать даже во время ответа. Опытный преподаватель легко и в этом случае отличит знающего (точнее: понимающего) от не знающего. Знающий быстро листает книгу и сходу находит забытое случайно слово или число. У любого человека бывают моменты, когда вдруг вылетает из головы какое-нибудь хорошо известное слово. Основные ведущие понятия при правильном изучении врезываются в память сами собой и зубрить их нет необходимости.

Только после сдачи экзамена с лицевого счета ученика снимается определённая сумма по этому предмету. Вся эта сумма распределяется в процентном соотношении между учителем, экзаменатором, директором и школой. Уточним смысл такого распределения для каждого из перечисленных получателей.

Учитель. Получает свою долю после успешной сдачи экзамена учениками. Понятно, что оценка экзамена может быть одной из трёх: 3, 4 или 5. На счёте ученика учительская доля рассчитана на оценку 5. Если ниже, то часть суммы останется на счете. Можно разрешить пересдачу в течение определённого срока. Но нужно иметь в виду, что платить экзаменатору надо столько же, как и раньше, но для пересдачи денег на счете ученика просто нет. Можно за счет школы, но это уже пойдёт в убыток. Если это отдельный мелкий случай, то сойдёт. В противном случае от такого педагога школа будет избавляться. Учитель должен предвидеть такие ситуации и допуск на экзамен оформлять только тогда, когда есть уверенность в успехе.

Экзаменатор. Возможно будет пойти на создание специальной экзаменационной корпорации (ЭК). По ходу реформы будут серьёзные структурные перестройки и ЭК без особых напряжений и накладок впишется в систему. ЭК будет списывать со счета каждого ученика всю ту часть суммы, которая заранее зафиксирована для приёма экзамена. Причём, такое списание произойдёт в обязательном порядке и тогда, когда экзамен будет провален. Присутствие учителя на экзамене будет запрещено, но он может получить съёмку всего экзаменационного процесса.

Директор. Его зарплата должна составлять твёрдый процент от зарплаты всех подчинённых ему учителей. И только. И никаких доплат ни за какие заслуги, звания, стаж не должно быть! В таком случае директор будет вынужден создавать боевой коллектив, способный на достижения высоких целей.

Как быть с учениками, требующих особого психологического подхода? Бывают разные ученики с различными особенностями и отклонениями. У учителя полная свобода. Он может задержаться на отдельных учениках, запросить поддержку коллег, не выставлять на экзамен до полного усвоения предмета. Можно через полгода или год сдать. Главное - конечный результат.

В каком-то классе (в 5-м или 6-м) вдруг 10, а то и 20 человек, оказались отстающими по математике. Одному с этим не справиться. Как быть? В современной школе никто и пальцем не пошевельнёт, дескать, спасением утопающих не занимаемся (да пошли они в...!). В нашей системе другой подход. Например, так. Учитель математики заходит в 9-й класс и говорит. Ребята, вы отлично понимаете математику 6-го класса, а там 20 отстающих. Идите туда, разберите мальцов по одному и с недельку примерно позанимайтесь с ними. Это очень полезное для вас самих занятие. Во-1-ых, возможно у вас проявится интерес к профессии преподавателя, во-2-ых, на любой работе пригодятся навыки преподавателя, чтобы при случае кого-то подтянуть по своей профессии и в-3-их, блеснёте благородством, оказав помощь своему младшему коллеге. Можно не сомневаться, что в зоне 6-классников высадится 9-классный десант и ликвидирует неприятность. А если учитель не захочет помогать? Ха! А директор на что? Тут же ворвётся в кабинет учителя, точнее тихо, культурно, не спеша войдёт с подносом, на котором кофейник и чашечка, нальёт кофе и нежно запоёт: Дорогая Марьиванна! Вся надежда на вас. Вы великая и умная учительница и у вас лучшие математические умы среди учеников! Сердечно прошу вас высадить десант в район отстающего класса для ликвидации финансовой дыры нашей школы. Можно не сомневаться в том, что учительница даст согласие. Скажите, уважаемый читатель, Вы когда-нибудь слышали, чтобы где-нибудь хоть в какой-нибудь школе было нечто подобное? То-то. Вот внедрите данную реформу, и такие явления станут обычными и привычными.

Будут ли отражаться на величине зарплаты учителя его стаж, звания, победы в конкурсах и прочие прелести? Нет! Только один критерий - сданные учениками экзамены. За свою довольно долгую производственную и педагогическую жизнь насмотрелся всякого. Понимаете, есть учители, и есть учители. Надеюсь, Вы понимаете, о чём это я. Отдельно хочу обратиться к педагогам с большим стажем и званиями. Дорогие мои коллеги! Не переживайте, в новых условиях Вы затратите, скажем, 20 часов, а начинающий все 60 на одно и тоже задание. Да и усилий затратите меньше. И заработаете больше за одно и тоже время. Ваш высокий заработок будет соответствовать вашему высокому статусу.

Насколько будет устойчив педколлектив от распрей, скандалов, соперничества и прочих неприятностей? Пока не удаётся обнаружить признаки раздора. Бороться так просто за увеличение нагрузки нет смысла. Это в нынешних условиях можно приписать дополнительные часы с липовым отчетом об их реализации. А здесь нет оплаты часов просто только за факт их проведения. Прочитай хоть 1000 часов, но, если не будет сданных экзаменов, не получишь ни одной копейки! Более того, напрашивается дружба и профессиональное единение. Все учителя заинтересованы в том, чтобы ученики хорошо владели русским языком, грамотной речью. Понятно с кем надо дружить. Естественное требование к здоровью. От хилых учеников мало толку. Тут не только дружба с преподавателем физкультуры, но и поощрение спорта. Понятно, что педколлектив будет поощрять развитие кружков и художественную самодеятельность. В технических кружках они будут что-то делать своими пальчиками, а это уже само собой развивает мышление. Участие в художественной самодеятельности не только закрепляет знания по русскому языку, но и вырабатывает смелость самого факта выступления, вырабатывает умение правильно держать себя в обществе и, в частности, на любых экзаменах. Таким образом, всестороннее развитие учащихся уже само собой гарантируется материальной заинтересованностью преподавателей.

С какого класса надо представлять детей к экзаменам? С первого класса. Но экзаменаторами будут учители старших классов этой же школы. Будем условно считать младшими классами с 1 по 5 включительно. В форме непритязательной и добродушной беседы учитель старших классов примет экзамен за первое полугодие у первоклашек. Если их будет 20, то за всех 20 экзаменатор получит деньги, а учитель получит своё только с учетом успешно сдавших экзамен. Ничего страшного, опытный учитель не выставит на экзамен отстающих учеников, а в следующем полугодии все отстающие скорей всего успешно сдадут сразу 2 экзамена за 2 полугодия. Среди детишек будут и подготовленные дома на год другой вперёд. На нашем сайте упоминалась девочка вундеркинд, которая к 10 годам успела окончить школу и поступить в МГУ. Основой проявления ранних способностей у детей является блестящая память. Она на память знала десятки трудов, могла процитировать любую выдержку, могла объяснить смысл любой цитаты, если этот смысл объяснялся в учебнике. А если о смысле цитаты в учебнике ничего не сказано? Да и вопросы преподаватель может задать такие, дословный ответ на которые нигде не напечатан, но творчески мыслящий человек должен продемонстрировать полное владение материалом. Всезнающий вундеркинд оказался не способный мыслить.

В условиях реформы подобного не должно быть. Даже сверх образованный ребёнок должен сдать экзамен сначала за первое полугодие первого класса и далее все последующие по списку.

На каждом, даже самом маленьком и, казалось бы, не значительном предмете, будет тщательно проверяться не только и не столько широта изученного, сколько степень понимания и владения материалом.

Потому, что все работники системы материально в этом заинтересованы, а лентяи, халтурщики, авантюристы будут легко вычисляться и удаляться из педагогики.

5. Как внедрять.

Спокойно, постепенно, с 1 класса, можно в отдельных районах. Высказана только сама идея реформы. Предстоит решить тысячи конкретных административных и чисто технических проблем. Но надо. Жизнь требует.

Согласны ли Вы с главной идеей реформы: платить учителю за результат труда, а не за его процесс?

Проголосовали: 3

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Понравилась публикация?
7 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Не про зарплаты и дороги. Какой вопрос вы бы задали президенту нашему Владимиру Путину, чтобы понять главное? Мой личный опыт

Приветствую, дорогие читатели! Знаю, многие сейчас "жмутся" от одной мысли: «Ой, опять эти «прямые линии»… А смысл?» Понимаю это чувство полного скепсиса. Я и сама такой скептик, пока лично не столкнулась.

Бес попутал. Подросток, который пытался изнасиловать 10-летнюю девочку в Екатеринбурге может избежать наказания

Подросток, который в Екатеринбурге пытался изнасиловать 10-летнюю девочку скорее всего избежит наказания. Все произошло 2 декабря этого года в микрорайоне ЖБИ, когда девочка возвращалась домой.
00:55
Поделитесь этим видео