Стоит ли бояться западных танков НАТО Абрамс и Леопард? Характеристики ABRAMS и LEOPARD 2, сравнение с Советско-российскими танками

Сколько ни хорони танки как устаревшее оружие, на поле боя их всё ещё некому заменить. Танк неуязвим практически для всего, при этом у них мощное орудие, которое точным огнем способно поражать любые типы иной техники или укрепления. Какой танк сегодня лучший? Сразу же скажу, на этот вопрос у меня нет ответа. Дело в том, что как и простой автомобиль, танк это сложная машина, в которой есть масса аспектов, в том числе и взаимоисключающих друг друга. Комфортный большой внедорожник, пусть даже с мотором на 10 тысяч лошадей, не сможет проходить повороты также быстро, как маленькая юркая спорт-купе всего с двумя сотнями лошадок. Так и в танках классная бронезащита подразумевает большую массу, что вредит динамическим показателям. Да и вообще, есть такое понятие, как школа танкостроения. Западные танки производятся плюс-минус по схожим лекалам: это большой внутренний объем, толстая многослойная броня и, как следствие, огромный вес. Например, масса лучшего Леопарда в модификации 2A7V вплотную приблизилась к 70-тоннам, в то время как начинала немецкая "двойка" свой путь с 55. Абрамс и вовсе уже давно перешагнул за 7 десятков. Для сравнения, масса Т-90 М лишь приблизилась к 50. Т-72 Б 3 М весит 46,5, а новый "Армата" всего 55 тонн. Но это, как говорится, совсем другая история.
В этой же статье я предлагаю поближе познакомиться со школой, именно западного, танкостроения, попутно сравнивая её с Советско-российской. Мы выясним плюсы и минусы каждой и наложим эти знания на актуальную картину происходящего. Сегодня сделаем акцент на немецком Леопарде и американском Абрамсе.
LEOPARD-2, начало производства 1979 г, всего выпущено 3500 шт.

Леопарду-2 в этом году исполняется 44 года. Модификация 2.0 была выпущена в 1979 году, а ее фактический прототип 2vi вообще в 76-м. Т-72, на секундочку, увидел свет в 74-м. Оба танка в целом были схожими по боевым качествам машинами, но чего не отобрать у кошки, так это задел на будущее, которое в него заложили немцы. Потенциал к модификациям поистине огромен, он позволял менять пакеты бронирования как перчатки. А телега и ходовая часть достойно выдерживали постоянно растущую массу и, без преувеличения, были лучшими в мире.
Если говорить о новых модификациях леопардов, вроде 2A4, 2A5 или 2A6, то можно отметить их не очень хорошую защиту с курсовых углов.

То есть, когда танк стоит к другому танку или гранатометчику не лбом, а немного боком. Дело в том, что борта у тех же тешек имеют примерно 80-миллиметровую толщину, в то время как у Леопарда всего 40-60. Хоть у него и наблюдается некое разнесение броне-листовок к верхней части корпуса, когда один перекрываются другим, между ними расположены топливные баки, разного рода инструмент и так далее. Плохую защиту бортов подтвердил пожалуй единственный случай боевого применения этих танков в Сирии, когда турецкие 2A4 были разгромлены из ПТРК типов “АГОД” и “КАРНЕТ”. Поэтому, начиная с модификации 2A6, немцы начали оснащать боковые проекции Леопардов дополнительными плитами брони "Nero". Это такой НАТОвский броневой слоёный пирог толщиной около 120 мм, который призван принимать на себя энергию удара.
Однако, стоимость модернизации Леопардов версии 2A6 достигает 7 миллионов евро. На этом фоне ценник T-90 М с ценой в 4,5 миллиона выглядит просто смешно. В то же время с тех же бортов он защищен, как минимум, не хуже 2A6 с плитами "Nero", толщина стенок плюс 16 мм бронеплиты динамической защиты, которая дает эквивалент гомогенного бронирования в 200 мм. В итоге, 280 мм против 160-180 у Леопарда. Из этого можно сделать один очень важный вывод: немец это больше танк для обороны, так как его основная броне-масса располагается в лобовой проекции. В то же время, большая защищенность курсовых углов у Т 90, плюс его низкий силуэт, который банально сложнее попасть, наделяют Русские танки лучшими наступательными возможностями.
Однако, как уже отмечалось, леопард является чемпионом в броне лба и башни. У ранних пятнистых стойкость к пробитию корпуса оценивалась где-то в 400-550 мм от бронебойных и до 700 мм от кумулятивных снарядов. Но немцы не сидели сложа руки и постоянно обновляли пакеты защиты. Они добавляли в них стальные, вольфрамовые прослойки, керамику, резину, экспериментировали с расположением слоев. Все это привело Леопард к каким-то несмысленным цифрам защищенности. Так, в шестой версии башня покрылась огромными клиновидными наплывами с разнесенными листами из композитной брони, что увеличило длину самого бронирования с 800 мм до не менее чем полутора метров. Собственно, это и довело защиту башни до порядка 700 мм на пробитие бронебойными. А в некоторых местах и все 900. До полутора тысяч миллиметров защиты от кумулятивных снарядов. Стойкость же верхней лобовой детали корпуса к тем же бронебойным примерно 600-650 мм, от кумулятивов 700-750. Поэтому этот танк могут поражать лишь самые современные снаряды, у тешек из существующих это может сделать разве что 3bm60. Кстати, отмечу, суммарная стойкость верхней лобовой детали Т-90 М составляет 550 мм. Но вместе с динамической защитой, вроде "реликт", метающей бронепластину навстречу поражающему снаряду, чтобы поломать его, сбить или просто отобрать энергию, становится уже 750 мм от бронебойных. У башни, к слову, те же значения, но помним, что бронепластина на конкретном участке лишь одна и на второй удар она не рассчитана.
Но иногда бывает и такое, что бронепластина попросту не срабатывает. Как бы то ни было, возросшая защищенность кошки заставила версию 2A4 поправиться на 8 тонн. Вес только одной башни подрос с 16 до 21. Всего же масса 2A6 составляет немалых 63 тонны, но с ней все равно достаточно неплохо справляется мотор фирмы MTU - на полторы тысячи лошадиных сил и 4700 ньютон-метров крутящего момента. Это старый, добрый, неприхотливый дизель. Помимо этого он оснащен хорошей трансмиссией и имеет реверсивную скорость, благодаря которой задний ход Леопарда может достигать хоть 30 км/ч. Чем не может похвастаться тот же Т-90, у которого этот показатель всего 5-10 километров в час. А по прямой кошка может переть за все 70 км/ч. В то же время, как и в автомобилях, немецкий мотор требует хорошего качества топлива и квалифицированного обслуживания. Иначе есть риск, что леопард станет бронированной декорацией на полях сражений. Но если с ним все ок, кошка летает. Она очень приемистая и легко набирает скорость. Особого внимания заслуживает и пушка леопарда. Можно сказать, на данный момент она самая грозная в мире, если не учитывать, опять же, 152-мм орудие Арматы. Тут же имеем 120-мм концерна "Грейн-метал". Основная фишка в том, что начиная с 2A6, её длину увеличили на 11 калибров с 44 до 55. Проще говоря, удлинили на 1,3 метра. Это позволило увеличить дульную энергию и скорость, с которой вылетает снаряд, а следовательно, возросло и бронепробитие. Из боеприпасов, самыми опасными для неё, являются оперенные подкалиберные бобсы с маркировкой dm53 и dm63. Они пробивают от 650 до 800 мм гомогенной брони. Со стандартных в танковом бою до 2 км, это очень опасное значение, чтобы вы понимали.
Снаряды современных тешек для пушки 2A46 ограничены нормативной длиной, чтобы они тупо влазили в автомат заряжания. Поэтому конструкторы не имеют возможности удлинять сам ломик снаряда, что отрицательно сказывается на бронепробитие. Так, старый 3bm42 с длиной вольфрамового сердечника 440 мм пробивает только 450 мм брони. Более новые 3bm44 уже 540, а самый совершенный из серийных 3bm60 в нормотив прошивает 600 мм, что на деле выливается в 650-700. Только он в теории может прошить леопард в верхнюю лобовую деталь, но уже не в башню. В то время как леопард без труда прошивает Т-90 куда хочешь. А еще в леопарде предусмотрен и очень опасный фугасный заряд, что вообще не характерно для западных танков. С тысячами вольфрамовых шариков внутри, они разлетаются в стороны для уничтожения живой силы над теми же окопами. Притом, его подрыв управляемый и производится с помощью лазерного дальномера танка, который дает команду, указывая тому на каком расстоянии находится противник.
Кстати, отмечу, суммарная стойкость верхней лобовой детали Т-90 М составляет 550 мм. Но вместе с динамической защитой, вроде "реликт", метающей бронепластину навстречу поражающему снаряду, чтобы поломать его, сбить или просто отобрать энергию, становится уже 750 мм от бронебойных. У башни, к слову, те же значения, но помним, что бронепластина на конкретном участке лишь одна и на второй удар она не рассчитана. Но иногда бывает и такое, что бронепластина попросту не срабатывает. Как бы то ни было, возросшая защищенность кошки заставила версию 2A4 поправиться на 8 тонн. Вес только одной башни подрос с 16 до 21. Всего же масса 2A6 составляет немалых 63 тонны, но с ней все равно достаточно неплохо справляется мотор фирмы MTU - на полторы тысячи лошадиных сил и 4700 ньютон-метров крутящего момента. Это старый, добрый, неприхотливый дизель. Помимо этого он оснащен хорошей трансмиссией и имеет реверсивную скорость, благодаря которой задний ход леопарда может достигать хоть 30 км/ч. Чем не может похвастаться тот же Т-90, у которого этот показатель всего 5-10 километров в час. А по прямой кошка может переть за все 70 км/ч. В то же время, как и в автомобилях, немецкий мотор требует хорошего качества топлива и квалифицированного обслуживания. Иначе есть риск, что леопард станет бронированной декорацией на полях сражений.
Но если с ним все ок, кошка летает. Она очень приемистая и легко набирает скорость. Особого внимания заслуживает и пушка леопарда. Можно сказать, на данный момент она самая грозная в мире, если не учитывать, опять же, 152-мм орудие Арматы. Тут же имеем 120-мм концерна "Грейн-метал". Основная фишка в том, что начиная с 2A6, её длину увеличили на 11 калибров с 44 до 55. Проще говоря, удлинили на 1,3 метра. Это позволило увеличить дульную энергию и скорость, с которой вылетает снаряд, а следовательно, возросло и бронепробитие. Из боеприпасов, самыми опасными для неё, являются оперенные подкалиберные бобсы с маркировкой dm53 и dm63. Они пробивают от 650 до 800 мм гомогенной брони. Со стандартных в танковом бою до 2 км, это очень опасное значение, чтобы вы понимали. Снаряды современных тешек для пушки 2A46 ограничены нормативной длиной, чтобы они тупо влазили в автомат заряжания. Поэтому конструкторы не имеют возможности удлинять сам ломик снаряда, что отрицательно сказывается на бронепробитие. Так, старый 3 бм 42 с длиной вольфрамового сердечника 440 мм пробивает только 450 мм брони. Более новые 3bm44 уже 540, а самый совершенный из серийных 3bm60 в норматив прошивает 600 мм, что на деле выливается в 650-700. Только он в теории может прошить леопард в верхнюю лобовую деталь, но уже не в башню. В то время как леопард без труда прошивает Т-90 куда хочешь. А еще в леопарде предусмотрен и очень опасный фугасный заряд, что вообще не характерно для западных танков. С тысячами вольфрамовых шариков внутри, они разлетаются в стороны для уничтожения живой силы над теми же окопами. Притом, его подрыв управляемый и производится с помощью лазерного дальномера танка, который дает команду, указывая тому на каком расстоянии находится противник. Если говорить о прицельном комплексе танков, то можно заявить о неком паритете такового двадцатилетнем леопард 2A6 и современным танком Т-90 М. Если вкратце, последние имеют все необходимое для работы, но если сравнивать его с модернизированной немецкой начинкой, то делать с ним это не так приятно, как с немецким.
Какие Леопарды дадут Украине?
Думаю, что не далее, чем 2A6, но и тот без тех же дополнительных плит "Nero". Велик риск, что они попадут в руки врага. Поэтому и A2 A7 с новейшими панорамными приборами и израильской системой активной защиты Трофи. И речи быть не может. К тому же таких машин по всей Европе едва наберется до двух сотен, и как минимум половина из которых у самой Германии. Но что имеем в итоге? Леопард - это мощнейшая пушка, отличная защита и высокая подвижность, что в сумме делает этот танк действительно, пожалуй, самым опасным танком НАТО.
ABRAMS M1A2, начало производства 1981 г., всего выпущено более 10000 шт.

А теперь американец - эта машина с заслуженной репутацией. Кто бы что ни говорил, она надежная и живучая, высокая защитой, которая обеспечивается, в том числе, навесной динамической защитой "АРАТ", предусмотренной в пакете модернизации "Туск". Чего замечу, не встречалось на леопардах. Такому обновлению сопутствовал не вполне удачный дебют в Ираке. Там было еще много чего в плане усовершенствования танка в формате городских боев, вроде усиления днища, дистанционно управляемых пулемётных установок, а также кормовой решетчатый экран для защиты моторно-трансмиссионного отделения от реактивных гранат РПГ. Двигатель у Абрамса газо-турбинный, жрёт все, что попало, но есть и один неприятный недостаток - воздушный фильтр и щетки турбины очень быстро забиваются песком, что буквально через 15 километров пути делает эксплуатацию Абрамса в условиях пустыни настоящим испытанием. И потребляет этот танк не кисло — только на один запуск нужно 30 литров горючего.
Тем не менее, такой аппетит компенсируется со всеядностью. Заливай хоть топливом для реактивных двигателей: бензином, соляркой или даже судовым дизелем, но расход тогда будет еще больше. Тут также полторы тысячи коней, но не забываем, что Абрамс тяжел. Так что удельная мощность у него не доходит и до 21 лошадиной силы на тонну, против примерно 24 у Леопардов и Т-90 М. Однако газотурбинные двигатели, которые среди современных танков есть только у американцев и на Т-80 БВМ, обладают еще и неоспоримыми преимуществами. В первую очередь, это высокие КПД: турбина позволяет гораздо быстрее срываться с места и набирать скорость в движении, компактность и ресурс в 3-4 раза выше, чем у поршневого мотора. Если вести речь о российской машине, то мощи ее газо-турбинников – 1250 лошадиных сил при массе 46,5 тонн – оборачивается в удельное более чем 27 лошадей на тонну. Что делает Т-80 настоящим болидом среди танков. А еще он может вскарабкиваться зимой в горку, чего не сказать о его американском коллеге.
В целом же, можно сказать, что американцам, как и немцам, удалось создать танк с большим запасом для модификации. Объемы и запас прочности ходовой части позволяют. Но, как и леопард м 1 а 2, дорогой танк. Стоимость его современной модернизированной версии SEP, известной также как SEP V3, оценивается примерно в 7-8 миллионов долларов. Но, в случае Украины, опять же стоит рассчитывать, если стоит только на упрощенной модификации без урановой брони и передовой электроники. Зато машина комфортная, с кондиционером и большим объемом внутри.
А вообще все Абрамсы, даже самые совершенные, это простые модернизации стандартных моделей m1a1 или m1a2. Просто берется старый танк, на башню навариваются дополнительные пакеты бронирования, меняется или добавляется наполнитель в нижней лобовой детали. Таким нехитрым способом стойкость основного боевого абрамса на сегодняшний день показателям не ниже 600-700 мм лобовой проекции и не ниже 800-900 по башне от бронебойных. То есть, есть некий паритет с немцем, но у меня сложилось впечатление, что в Леопарде пакеты бронирования грамотнее спроектированы. В то время как Абрамс берет тупо толщиной своей живой стали. Отчасти это подтверждает вес при примерно таких же габаритах, а также менее хорошая стойкость к кумулятивам - 1100 мм во лбу и 1600 по башне. Хотя стоит признать, сложные составы брони у американцев уже давно ни для кого не секрет.
В Абрамсе активно начали применять урано-керамику, показатель твердости которой превышает обычную броневую сталь. Условно говоря, 50 мм урановой брони будут эквивалентны 70 мм стальной гомогенной. Но опять же, урано-керамика - очень тяжелое удовольствие, благодаря которой, в частности, вес Абрамса уже приближается к 75 тоннам. Кстати, борта его еще тоньше - всего 30 мм. Так что динамическая защита, начиная с Ирака, тут появилась неспроста. На M1A2C также предусмотрен израильский комплекс активной защиты "Трофи", способный избивать кумулятивные бронебойные снаряды. По заявлениям производителя, принцип действия - запуск осколочно-фугасных болванок навстречу, но способны ли осколки причинить вред летящему на скорости 1700 метров в секунду бобсу (бронебойному) — даже не знаю. Есть сомнения, что банально успеет сработать радар.
Пушка Абрамса М 256 — это все та же Рэйнметалл Rh-120, что и на Леопарде 2, но модернизированная. Хоть и сохранила длину в 44 калибра, а не 55. Все изменения связаны лишь с отличиями в компоновке башни американца, но по энергетике и объему порохового заряда орудия идентичное, а меньшая длина компенсируется более длинным и опасным снарядом, чем немецкие. Потому что основной боеприпас Абрамса - это БОБС с индексом M829A3, способный пробивать внимание 700 мм. Но уже спроектирован и, вроде как, даже производятся M829 А 4 - самый мощный серийный БОБС в мире с пробитием не менее 850 мм. С 2 км, на практике, это будет выливаться в целый метр пробития. Но есть еще один не менее важный момент - боеприпасы с Леопардом у Абрамса взаимозаменяемые. Также у американца лучшая в мире система управления огнем третьего поколения. Она имеет большое разрешение и позволяет более точно идентифицировать цель, понять, что это такое. Но, акцентируя ваше внимание, обнаружить врага быстрее, чем та же "Сосна-У", она вряд ли поможет. Основное отличие этих систем не в скорости, а именно в способности качественно определять цель. Выражаясь простым языком, то, что перед тобой стоит какая-то бронированная каланча, быстро увидят и танкисты русского танка. Но у них точно будет больше сомнений, какой тип боеприпаса для поражения этого "не пойми чего" использовать.
Какие Абрамсы дадут Украине?
Касательно войны в Украине, ВСУ вряд ли потянут содержание настолько сложной, прожорливой и капризной в обслуживании ремонте машины. Ведь потребуется организация тыла уровня американской армии, плюс на полноценные современные Абрамсы, как я уже сказал, рассчитывать не приходится. Хотя, с другой стороны, их наштамповали более 10 тысяч, в то время как Леопардов 2 только три с половиной.
Выводы по танкам
Делая промежуточный вывод, можно сказать, что американские и немецкие танки очень защищенные и довольно динамичные, особенно для своих габаритов машины. Кроме того, у них опаснейшие пушки, а точнее снаряды к ним, что может сделать встречу на поле боя с ними последней. Но, как и у любой техники, есть и свои минусы, такие как менее хорошая проходимость, большие габариты и вес, что ощутимо при транспортировке, маскировке, проезду по мостам. А также, крупные танки являются более лёгкой мишенью. Тем не менее, после прочтения этой статьи, я не думаю, что кто-то будет питать иллюзии, что танки НАТО не более чем бестолковые, дорогие игрушки. Это не так. Они реально опасные, и их действительно стоит остерегаться.
На этой ноте я благодарю всех за внимание. Будьте здоровы, всем мирного неба над головой. Я искренне желаю, чтобы все мы смотрели на танки лишь по ту сторону экрана.
Источник