В римской гробнице "Мертвые гвозди" раскрывают оккультную практику.
Сорок один изогнутый железный гвоздь, найденный в императорском захоронении второго века, предназначался для удержания умершего на своем месте.
Когда дело доходило до лечения болезней, у древних римлян не было недостатка в магических средствах, некоторые из которых включали железные гвозди. Чтобы вылечить эпилепсию, историк первого века Плиний Старший советовал вбивать гвоздь в землю в том месте, где находилась голова больного человека в начале припадка. Римляне забивали гвозди в двери, чтобы предотвратить эпидемии, и вбивали гвозди в пороги гробов, чтобы не допустить ночных кошмаров. Гвозди из гробниц и распятий иногда даже носили на шее в качестве талисманов против лихорадки, малярии и злых чар.

Недавно археологи раскопали необычный набор гвоздей-талисманов в некрополе на вершине горы на окраине Сагалассоса на юго-западе Турции. В гробнице ранней римской империи был найден 41 сломанный гвоздь, разбросанный среди кремированных останков взрослого мужчины, который жил во втором веке нашей эры и был похоронен на месте. Двадцать пять гвоздей были без головок и намеренно согнуты под прямым углом; остальные были полными гвоздями с круглыми головками и хвостовиками, закрученными несколько раз. Необычная погребальная практика является предметом нового исследования, опубликованного в журнале Antiquity.
“Гвозди не использовались при сооружении погребального костра и не имели практического назначения”, - сказал Йохан Клэйс, археолог из Левенского католического университета и ведущий автор статьи. “Они были бы достаточно ценными, чтобы их можно было восстановить, если они все еще пригодны. Но это были мертвые гвозди, и то, как они были распределены по периметру гробницы, наводит на мысль, что размещение было целенаправленным ”. Под “мертвыми гвоздями” он имел в виду, что они, как считалось, обладали оккультной силой.
В то время пепел и несгоревшие остатки кремированных тел обычно складывали в урну и хоронили в могиле или помещали в мавзолей. В этом случае погребальный костер был тщательно запечатан под плотом из двух дюжин кирпичей, расположенных в четыре ряда. Нижняя сторона кирпичей была обесцвечена, что указывает на то, что они были установлены поверх все еще тлеющих углей. Затем кирпичи были покрыты гашеной известью.
“Это не был тонкий временный слой, обычно используемый для покрытия останков скелетов, прежде чем они были извлечены для захоронения”, - сказал доктор Клэйс. “Эта известь была густой и обеспечивала сохранность останков настолько, насколько это было бы возможно в прочном гробу”. Известь, по его словам, редко применялась во время погребений в римскую эпоху. Действительно, из примерно 180 могил, которые его команда исследовала на кладбище, эта была единственной, которая была покрыта известью.
Каждый из этих трех элементов — гвозди, кирпичи и известь — были найдены в других могилах в древнем Средиземноморье, но это был первый раз, когда их видели вместе, сказал доктор Клэйс. Это явно подразумевало использование защитных чар, чтобы “беспокойные мертвецы” не мешали живым, сказал он.
“Независимо от того, была ли причина смерти человека травматической, таинственной или результатом заразной болезни или наказания, это, похоже, заставило скорбящих бояться его возвращения”, - сказал он. “Мы являемся свидетелями здесь по крайней мере трех отклоняющихся вмешательств, каждое из которых само по себе может быть понято как средство пригвоздить покойного к месту его последнего упокоения. Комбинация решительно качает маятник в сторону защиты живых от мертвых ”.
Новое исследование предоставило существенные доказательства того, что “защитная магия” использовалась в некрополях Императорского Рима, сказала Сильвия Альфайе, профессор древней истории в Университете Сарагосы, Испания, которая не участвовала в проекте. “Кремация в Сагалассосе рассказывает нам личную, но также и социальную историю заботы, надежды, презрения, уважения, горя и страха перед потерей”, - сказала она. “Это показывает выбор магии как наиболее подходящей ритуальной технологии для управления страхом смерти и призрачными угрозами”.
Эй, Адриан
Сагалассос был построен на склонах горного хребта Таурус, примерно на высоте 5000 футов над уровнем моря, в конце пятого века до нашей эры, когда регион был частью империи Ахеменидов. Захваченный в 333 году до н.э. Александром Македонским во время его похода через прибрежную Анатолию, Сагалассос управлялся издалека, если вообще управлялся, членами его правящей клики и их потомками: Антигоном Одноглазым, возможно, Лисимахом Фракийским и Селевкидами Сирии, которым приписывают урбанизацию региона.
Во втором веке до нашей эры Сагалассос стал городом-государством эллинистического царства Атталидов. Со смертью короля Аттала III в 133 году до н.э. поселение было передано Римской республике, а столетие спустя включено в состав империи. Позже шумный мегаполис был благосклонен императором Адрианом (с 117 по 138 год н. э.), который назвал его региональным центром имперского культа.
В поздней античности Сагалассос, хотя и оставался динамичным и устойчивым, утратил свое значение. Начиная с шестого века нашей эры, он пережил землетрясение, экономический спад, эпидемии и вторжение, пока не был заброшен в 13 веке. В значительной степени защищенный от грабежей и вандализма благодаря своей крайней изоляции, Сагалассос сегодня остается удивительно хорошо сохранившимся, с библиотекой, одеоном и театром под открытым небом, двумя большими банными комплексами, особняком на 60 комнат, монументальным фонтаном и колоссальными статуями Адриана, императора Септимия Севера и императрицы Фаустины Старшей.
Археологи из Католического университета систематически ведут раскопки в окрестностях Сагалассоса с 1990 года. В 2011 году они начали новое исследование северо-восточной окраины города, своего рода преждевременного разрастания пригородов, первоначально предназначенных для сельскохозяйственных террас, которые были переоборудованы для погребальных и кустарных целей. В ходе раскопок были обнаружены реликвии, нетронутые захоронения и следы кремационных костров, насчитывающих шесть столетий.
“Поскольку Сагалассо принадлежали к грекоязычным частям Римской империи, многие из их погребальных практик больше греческие по своей природе, чем римские”, - сказал Сэм Клейманс, антрополог из Галло-Римского музея в Бельгии, который также работал над новой статьей.

Так называемые мертвые гвозди были обнаружены в 2012 году. Доктор Клейманс, тогда студент, проводивший полевые работы на месте раскопок, вспомнил, что читал краткое описание гвоздей, которые были разбросаны вокруг захоронений в римском некрополе Бликви в Бельгии. “В отчете упоминалось, что некоторые из них были согнуты и, похоже, не использовались в качестве гвоздей для гроба”, - сказал он. “Автор интерпретировал эти гвозди как способ привязать души умерших к могиле, чтобы они не бродили вокруг”.
По словам доктора Алфайе, идея изогнутых и сломанных гвоздей заключалась в том, чтобы воздвигнуть двусторонний барьер, который защитил бы как мертвых, так и живых.
“Эти ритуалы были направлены на герметичное запирание могилы и защиту ее от инвазивных угроз, таких как грабеж, вандализм и колдовство, а также блокирование возможного побега сбежавшего призрака”, - написала она в электронном письме. “В древнеримском мышлении гвозди, будь то согнутые, скрученные или обезглавленные, были наделены магической силой. Те, что были с кладбищ, считались лучшими для нейтрализации сверхъестественного вреда, передавая свое мертвое происхождение злу и убивая его ”.
Монета для Харона
Помимо гвоздей, сказал доктор Клэйс, кремация в Сагалассосе была проведена, по крайней мере, с некоторыми традиционными погребальными обрядами, которые можно ожидать из древних источников и археологических параллелей.
Хотя тот, кто похоронил человека, возможно, боялся его, они явно проявили осторожность в процессе. Гробница была почтительно обставлена мирскими товарами, такими как корзины, флаконы духов, одежда, керамические урны, сосуды с зерном и орехами, а также обол Харона, монета, помещаемая во рту или рядом с телом умершего, чтобы обеспечить безопасный проход в Подземный мир.
Исследователи не смогли установить, были ли родственники усопшего похоронены поблизости. Родство обычно можно установить только с помощью надписей или анализа ДНК. Ни на одной из могил Сагалассо не было эпитафий, а генетический материал часто разрушался высокими температурами при древних кремациях. “Зубы, особенно коренные, являются, возможно, лучшим источником для извлечения ДНК”, - сказал доктор Клэйс. “Мы не извлекли ни одного коренного зуба”.
С другой стороны, добавил он, кремация проходила недалеко от восточного края траншеи, в которой проводилась раскопка. “Кто знает, что лежит всего в нескольких метрах к востоку?” - сказал доктор Клэйс. Он обеспокоен тем, что, хотя расширение траншеи может дать ответы, оно может так же легко открыть целый ряд новых вопросов.
“В какой-то момент вы должны сделать выбор, в идеале основанный на вопросах исследования, но временные и финансовые ограничения также сыграют свою роль”, - сказал он. “Основной принцип заключается в том, что лучше оставить археологические данные нетронутыми до тех пор, пока им не угрожает опасность, что объясняет часто ограниченное вмешательство, которое мы предпринимаем в Сагалассосе”.
Доктор Альфайе любит испанское выражение “дар эн эль клаво” — попасть в самую точку. “Смысл в том, чтобы найти ключ, открыть что-то”, - сказала она. На древних кладбищах Сагалассоса всегда что-то ждет, чтобы его обнаружили.