Администрация Байдена раскололась по вопросу преследования России за военные преступления на Украине
Тень военных преступлений США в Ираке нависла над отказом Пентагона поддержать расследование российских действий в Украине.

Спустя 20 лет после вторжения США в Ирак - акта агрессии, который открыл путь к военным преступлениям в этой стране - чиновники Пентагона пытаются заблокировать усилия администрации Байдена по содействию Международному уголовному суду в расследовании военных преступлений, совершенных Россией во время ее годичного вторжения в Украину.
Ни США, ни Россия не являются членами Гаагского международного суда, в юрисдикцию которого входят военные преступления и преступления против человечности. Украина также не является его членом, но она предоставила суду полномочия расследовать преступления, совершенные на ее территории. Правительство США уже давно занимает враждебную позицию по отношению к МУС, сначала борясь за ограничение его мандата, а затем яростно выступая против расследований в отношении себя и своих союзников, включая Израиль. Как сообщает The Intercept, США приложили все усилия, чтобы сорвать расследование преступлений, совершенных в Афганистане американскими войсками и поддерживаемым США бывшим афганским правительством.
Неспособность МУС привлечь США к ответственности и отсутствие судебного разбирательства на внутреннем уровне для американских чиновников, ответственных за злоупотребления - означает, что за два десятилетия войны с терроризмом преступления США в Ираке, Афганистане и других странах в основном остались безнаказанными. "Не было никакого надлежащего учета и расплаты", - сказала в интервью The Intercept Кэтрин Галлахер, старший юрист Центра конституционных прав, представлявшая в МУС интересы жертв американских преступлений.
"В целом, сегодняшняя дискуссия выглядит так: "Давайте двигаться дальше", - добавила она. "Вся дискуссия о том, нужен ли трибунал по агрессии (для России), на мой взгляд, является шизофренической, когда приближается 20-я годовщина вторжения США в Ирак".
Тем не менее, вторжение в Украину придало новый импульс стремлению к международному правосудию и поддержке МУС даже теми странами, которые долгое время выступали против него - в первую очередь США.
"Мы переживаем момент Украины в международном правосудии, момент Нюрнберга", - сказал The Intercept Рид Броди, адвокат по правам человека, специализирующийся на массовых преступлениях. "Прежние возражения, сомнения и нерешительность сметаются реакцией на Украину и, откровенно говоря, массовыми военными преступлениями, которые совершает Россия".
"Суть в том, что США хотят получить железную гарантию того, что ни один американский чиновник никогда не будет преследоваться МУС или любым другим институтом международного правосудия".
В то время как большая часть администрации Байдена, включая Государственный департамент и Министерство юстиции, а также некоторые разведывательные службы, поддерживают передачу собранных США доказательств российских преступлений в МУС, представители оборонного ведомства до сих пор пытались остановить эти усилия, сообщила в этом месяце газета New York Times. Эти чиновники выступают против участия США в расследовании МУС, поскольку опасаются, что это создаст прецедент, который однажды может привести к судебному преследованию американцев за прошлые или будущие преступления, о чем давно заявляли многие американские администрации, включая нынешнюю.
Представители Госдепартамента неоднократно заявляли, что они не считают, что МУС должен осуществлять юрисдикцию в отношении граждан стран, не являющихся его членами, но они не объяснили, почему исключение должно быть сделано для российских граждан. Представитель департамента не ответил на вопросы The Intercept об этом и о том, какую помощь, если таковая имеется, администрация до сих пор оказывала суду в расследовании преступлений России в Украине.
"Как правило, мы не обсуждаем, какую конкретно поддержку мы оказываем МУС, поскольку это может повлиять на ход расследований и безопасность жертв и свидетелей", - говорится в заявлении пресс-секретаря. "Мы работаем с нашими межведомственными партнерами над тем, как лучше всего поддержать эти усилия, в том числе в свете последних законодательных изменений".
Хотя большинство критиков позиции США в отношении МУС подчеркивают, что суд должен расследовать преступления России, внезапная смена позиции администрации вызвала обвинения в лицемерии.
"Пентагон - единственный, кто в действительности проявляет последовательность, говоря: "Как мы можем поддерживать расследование в отношении российских граждан, когда мы выступаем против расследования в отношении американских граждан в Афганистане?", - сказал Броди. "Суть в том, что США хотят получить железную гарантию того, что ни один американский чиновник никогда не будет преследоваться МУС или любым другим институтом международного правосудия".
Броди также предупредил, что растущая поддержка США МУС - даже несмотря на то, что часть правительства продолжает выступать против него - вряд ли выйдет за пределы Украины и возможна только потому, что расследование преступлений США судом больше не является ближайшей перспективой. Два года назад прокурор МУС "деприоритизировал" свое расследование по Афганистану, включив в него только действия, совершенные талибами и "Исламским государством" - по сути, оставив США не у дел за их собственные преступления в этой стране.
"Это было бы немного сложнее для США, если бы на самом деле велось активное расследование", - отметил Броди, ссылаясь на поддержку США расследования преступлений России. "И я определенно не вижу, чтобы США поддержали расследование военных преступлений
Еще одна агрессивная война
Когда США вторглись в Ирак в марте 2003 года, они сделали это не в порядке самообороны и не с разрешения Совета Безопасности ООН, что делает войну незаконной по международным стандартам. "Это была агрессивная война", - сказал Галлахер, представитель CCR. "Это была незаконная война".
Поскольку ни Ирак, ни США не являются членами суда, МУС не имеет юрисдикции для расследования возможных преступлений, совершенных там американскими войсками. Однако, поскольку Великобритания является членом суда, суд дважды открывал и дважды закрывал предварительное расследование действий, совершенных британскими войсками в Ираке, включая убийства, пытки и другие "формы жестокого обращения".
Будет ли Путин привлечен к ответственности за преступление агрессии в Украине?
Тот факт, что расследование британских преступлений так и не было продолжено, а также то, что суд не обладает юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных США во время многолетней войны в Ираке, способствовало возникновению давней проблемы доверия к МУС, который с первых дней своего существования погряз в обвинениях в двойных стандартах и широко распространенном мнении, что он не способен противостоять самым могущественным странам мира.
Вторжение США в Ирак также было негласным предметом спора, когда растущая коалиция стран искала способы привлечь Россию к ответственности за вторжение в Украину, сообщили The Intercept иностранные чиновники и эксперты по международному праву. "Обсуждение преследования агрессии со стороны России - я не говорю, что это неоправданно, но это избирательно", - сказал Галлахер.
"Они не хотят иметь дело с преступлением агрессии, потому что знают, что если оно будет использовано против России, постоянного члена Совета Безопасности, сегодня, то завтра оно может быть использовано против них", - сказал в интервью The Intercept осенью прошлого года Филипп Сэндс, известный специалист по международному праву и убежденный сторонник создания специального трибунала по Украине. "Большим слоном в комнате в Украине является Ирак, который также был явно незаконной войной и вызвал совершенно разную реакцию в Великобритании и в США".
США против МУС
Правительство США выступает против мандата МУС с тех пор, как оно пыталось и не смогло записать в Римский статут 1998 года, международный договор, учредивший суд, освобождение от судебного преследования граждан государств, не являющихся его членами.
Это означает, что МУС теперь может проводить расследования в отношении российских граждан за преступления, совершенные ими на Украине, несмотря на то, что Россия не является участником суда. Но это также означает, что американцы, обвиняемые в преступлениях, совершенных в странах-членах, например, в Афганистане, или союзники США из стран, не являющихся членами, таких как Израиль, совершившие преступления в местах, которые являются членами суда, например, в Палестине, могут быть расследованы и потенциально привлечены к ответственности МУС.
Это перспектива, с которой США яростно боролись более двух десятилетий.
В 2002 году, через месяц после начала работы суда, Конгресс принял Закон о защите американских военнослужащих, который быстро окрестили "Законом о вторжении в Гаагу", направленный на защиту американского персонала от международного преследования путем разрешения применения военной силы для освобождения любых граждан США или их союзников, удерживаемых судом. В то время американские чиновники также добивались заключения десятков двусторонних соглашений, чтобы заставить другие страны отказаться от сотрудничества с судом. США вновь лоббировали ограничение юрисдикции МУС в 2010 году, в рамках процесса Кампальских поправок к Римскому статуту, когда они успешно настаивали на том, что суд должен иметь возможность расследовать преступление агрессии, совершенное стороной, не являющейся членом суда, только с разрешения Совета Безопасности, где США - и Россия - обладают правом вето.
"США используют международное право как инструмент внешней политики, и поэтому они занимаются созданием законов в соответствии со своими политическими, дипломатическими, военными и экономическими планами", - сказал Галлахер. "Теоретически, МУС - это место, которое может бросить вызов США в их сверхдержавной интерпретации международного права. И вот что мы видели за последние 25 лет: США пытались сохранить определенный уровень контроля. И в разные моменты это удавалось в разной степени".
Как США сорвали попытку судебного преследования своих преступлений в Афганистане
Напряженные отношения США с МУС обострились после того, как суд начал широкомасштабное расследование преступлений, совершенных в Афганистане, включая пытки, на что администрация Трампа ответила санкциями в отношении бывшего прокурора МУС Фату Бенсуды и еще одного высокопоставленного прокурора - впервые в истории США предприняли такие действия против должностных лиц международного органа.
При администрации Байдена отношения с судом несколько оттаяли, и Госдепартамент отменил санкции против должностных лиц МУС, хотя и подтвердил свое несогласие с тем, чтобы суд осуществлял юрисдикцию в отношении граждан государств, не являющихся его участниками.
После прошлогоднего вторжения в Украину США были одной из десятков стран, которые заявили о поддержке расследования МУС военных преступлений, совершенных российскими войсками. В декабре прошлого года Конгресс проголосовал за ослабление законодательства, ограничивающего поддержку суда, что открыло возможность для американских чиновников делиться доказательствами с прокурорами МУС. Отдельно администрация Байдена также осторожно заявила о поддержке призыва украинских чиновников к созданию специального трибунала для судебного преследования российской агрессии против Украины (что МУС не может сделать из-за тех самых ограничений его мандата, которые США лоббировали в Кампале).
"Когда вы смотрите на ситуацию в Украине и на значительную политическую поддержку, которую эта попытка привлечения к ответственности получила внутри страны, это просто ошеломляет", - сказал Галлахер. "Тот факт, что члены Конгресса от республиканцев отправились в Гаагу и встретились с прокурором... это было бы немыслимо, когда многие из тех же членов Конгресса поддерживали санкции против МУС всего два года назад".
"Сдвиг есть, но он ограничивается Украиной, что ставит под сомнение избирательное правосудие и то, действительно ли верховенство закона является целью Соединенных Штатов, или это использование суда для реализации внешнеполитических программ", - добавил Галлахер, ссылаясь на законодательные изменения прошлого года, которые конкретно позволили США поддержать расследование МУС по Украине.
"Подобные ограничения показывают, что когда дело доходит до того, что США должны придерживаться тех же стандартов, будь то Афганистан, пытки в США, Ирак, мы не будем иметь такого же уровня сотрудничества".
Источник: The Intercept
Спасибо, хорошая статья
Спасибо!