Обзор «Джона Уика: Глава 4»: Киану Ривз в трехчасовом эпическом боевике, похожем на спагетти-вестерн
В « Джон Уик: Глава 4.», эпическая кульминация ярко-жестокого боевика «Желание смерти встречается с видеоигрой и встречает дзен Киану Ривза». «Феллини Сатирикон». Это похоже на бетонный собор, с гигантскими мош-ямами танцоров, воздевающих руки к небу, а водопады стекают вниз по боковым стенам (это выглядит почти так, как будто идет дождь). Но Джон Уик Ривза, пробираясь сквозь неоновую влажность, не танцует. Он готовится начать съемку, что для него более или менее одно и то же. Когда он крадется вперед, маслянистые волосы свисают по бокам его лица, камера скользит прямо перед ним, обрамляя его, как полубога-отступника, которым он и является. Возможно, мы находимся в центре самой передовой в мире рекламы одеколона.
Затем начинаются боевые действия. Он построен вокруг оружия, ножей, кулаков и чистой воли: всего, что может вызвать мгновенную смерть. Уик сталкивается с тучным противником в золотых гангстерских зубах и в бледно-лиловом костюме, который сосет ингалятор с наслаждением Денниса Хоппера в «Синем бархате». Он, конечно, получит то, что ему причитается. Так же как и армия приспешников, которые неизбежно должны противостоять Уику, и которые будут скошены, как корм для Grand Theft Auto. Рукопашный бой в фильме «Джон Уик» одновременно безжалостен и соблазнителен своим грязным реализмом. Снятое длинными кадрами, действие достаточно плавное, чтобы заслужить название «балет», но в то же время достаточно злобное, чтобы быть экзистенциальным. Уик, подобно Брюсу Ли или героям великих гонконгских боевиков, никогда не знает, что на него надвигается из-за ближайшего угла, и всегда готов встретить это. Это потому, что он видел глубины. Его рефлексы так же быстры, как его душа темна.
В наши дни каждая франшиза, кажется, заранее намечена в корпоративном балансе, но фильмы «Джон Уик» — это редкие сериалы, которые раскрывают, что это было, по ходу дела. «Джон Уик» в 2014 году стал хитом — попыткой возродить карьеру Ривза с последней ролью, которую вы могли бы ожидать от него. Да, он доказал свою добросовестность в боевых действиях в фильмах «Матрица», но Уик, бывший убийца преступного мира, который, кажется, не может разорвать связи с причудливой, похожей на культ иерархией Толпы как Иллюминатов, был отчаянным головорезом с привкусом садизма в крови.
Чего никто не мог ожидать, так это того, насколько хорошо сработал контринтуитивный кастинг. Ривз, актер, который даже в самых стойких своих проявлениях не может скрыть своей врожденной привлекательности, был теплее, чем требовала роль, — и это именно то, что связывало его. Его Джон Уик был диким задирой, смотрящим в бездну… с колчаном приличия. Он начинал как нуар-антигерой, но с каждым фильмом серия становилась все более грандиозной, поскольку Вик, его имя отсылка к его вспыльчивости (но это также сокращение от «злой»), возвысился до своего рода супергероя. У него не было неземных сил, но он обладал непобедимостью, а это единственная сверхспособность, которая вам нужна. «Джон Уик: Глава 2» и «Джон Уик: Глава 3 — Парабеллум» были стилизованы под бульварные пирушки, построенные вокруг экшн-сцен, которые теперь сознательно и великолепно преувеличены. Почти не имело значения, если сюжет и диалоги были урезаны. Поклонники переживали эти сцены, как наркотики.
«Джон Уик: Глава 4» длится 2 часа 49 минут, но в нем есть история, которая, если бы ее рассказали побыстрее, уместилась бы в 83-минутную халтуру, которую вы, возможно, видели в мясорубке в 1977 году. Так, как Чед Стахелски, каскадер, ставший режиссером сериала, поставил его, полный приглушенных, зловещих, ритуальных словесных разборок, которые должны быть гипнотическими, поскольку они нарастают до каждой новой сцены действия, «Глава 4» кажется первый фильм о Джоне Уике, который хочет стать спагетти-вестерном Клинта Иствуда. Как будто Серджио Леоне скрестили с Джоном Ву, как видно на Таймс-сквер.
Фильм завершает космологию сериала элементарным сюжетом о мести и освобождении. Вик по-прежнему прикован к своему долгу перед Высшим столом, консорциумом теневого мира, который контролирует… все. Из-за тяжкого преступления, которое он совершил в отеле «Континенталь» (строгое нарушение закона о Высоком Столе), кажется, что теперь у него пожизненный контракт с дьяволом. Но у дьявола есть лицо: это маркиз де Грамон, фашистский преппи, которого играет Билл Скарсгард с детским лицом (который похож на молодого Мэтта Деймона или Стивена Дорфа, как самого титулованного богатого ребенка в мире). И есть выход из контракта. Вик может вызвать маркиза на смертельный поединок, который состоится на рассвете перед базиликой Сакре-Кер в Париже.
Звучит как легкая задача для персонажа, который убивает наемных убийц так же, как большинство из нас обедает. Однако есть несколько зацепок. Чтобы дуэль стала официальной, Вик должен воссоединиться со своей племенной русской семьей. И маркиз не собирается драться на дуэли сам. Он передаст эту задачу Каину, слепому убийце из Высокого Стола, наделенному молниеносными конечностями и неотразимым присутствием Донни Йена., суперзвезда гонконгских смешанных единоборств. Кейн, который считает Уика своим товарищем, даже когда ему поручили убить его, так же свиреп, как и Уик, а Йен под солнцезащитными очками-авиаторами придает ему жизнерадостную озорство. Завершают актерский состав харизматичный Хироюки Санада в роли менеджера Osaka Continental, Рина Саваяма в роли его дочери-истребителя, Лоуренс Фишберн в роли бойкого, ранее оставленного умирать короля Бауэри, и Иэн МакШейн в роли Уинстона, который смотрит Маркиз разносит свой заветный «Континенталь» вдребезги, хотя МакШейн затем тихо наполняет фильм своим порывом «месть — это блюдо, которое лучше всего подавать холодным».
«Глава 4» слишком длинная? Вы уверены, что это так. Моментами это похоже на боевик, как на богослужение в церкви. Тем не менее, фильм задуман как заведомо преувеличенный подарок фанатам «Джона Уика», и на этом уровне он преуспевает. Маркиз продолжает пытаться убить Вика перед утром дуэли, и это приводит к нескольким восхитительным сценам боя. Один из них разворачивается посреди ускоряющегося центробежного движения, окружающего Триумфальную арку, другой захватывающий кадр снят с высоты кукольного домика, а затем следует захватывающая кульминация, которая разворачивается на улице Фойатье на Монмартре, в 222 шагах. Лестница, ведущая к базилике. Когда Уик начинает действовать (и в какой-то момент катится вниз по всему полету), это становится волнующей лестницей в ад,
