ЕГЭ. Что это – диверсия или новация?
Впервые о ЕГЭ, вернее это уже потом так у нас назвали, узнали в США в 1980-х годах. Сначала никому неизвестный, а потом многажды титулованный Инвар Джонсон занялся в стране равных возможностей модернизацией системы образования.
Суть новшества сводилась к новой системе оценки усвояемых школьниками знаний, которая и послужила основой системы, практикуемой ныне в России.
Для начала рассмотрим этого деятеля педагогики, который во времена пика своей славы мог бы поспорить по известности и авторитетности с такими корифеями как Макаренко, Сухомлинский, Песталоццы и прочими.
Закончил 8-летнюю школу в Арканзасе, причём с большущим трудом, но школьные годы даром не прошли, и в голове его зароились идеи. И из всего роя он выбрал одну, оказавшуюся золотой жилой, не разработанной ранее ни одним мошенником.
Имея весьма смутное, точнее не имея никакого представления о системе образования и педагогической деятельности, он стал вдруг экспертом в сфере образования, но не одиночкой без роду-племени, а основал «Ассоциацию оценки качества образования» и «Педагогическую академию Кэпитал-Сити», став их учредителем и хозяином.
Названия солидные и внушающие уважение и доверие. Обе организации начали выдавать Джонсону разные и многочисленные грамоты и дипломы. Т.е. сам себе.
И вот, украшенный дипломами и грамотами самоназначенный «эксперт» принялся проводить инспекции в школах, присваивая им рейтинги, зачастил с интервью в СМИ и умудрился написать несколько книг.
Количество информации о новом «гуру педагогики» перешло в качество. Купились некоторые действительно специалисты (не в смысле денег) и потоком потекли хвалебные отзывы на его деятельность и книги. Никто не решился дать истинную оценку мракобесию.
Не осталось в стороне и федеральное Министерство знаний, взявшее за основу при проведении реформ образования идеи самозванца.
Зараза эта поползла по миру и несколько стран решили, что будет полезно и им перенять сей передовой опыт.
В их числе, естественно, оказались и мы, Россия, которая ввела у себя такой «передовой» идиотизм, Единый Государственный Экзамен.
Отвлекаясь немного от темы, скажу, что просматривая форумы и давая иногда комментарии на них, с удивлением немалым обнаружил множество сторонников ЕГЭ, причём ярых и непоколебимых.
И вот на днях мне пришлось заниматься с 5-классником по подготовке к ВПР или Всероссийской Проверочной Работе. Авторы сборника вопросов толщиной в полпальца – являются 3 женщины. И, что занимательно, у одной двойная фамилия с половинкой «Греф».
Не буду утверждать о родстве, но как вы знаете Г.Греф спит и видит, как бы модернизировать российскую систему образования с целью снижения затрат на неё и одержимостью мысли, что образование всем подряд совсем не нужно.
Думаете он в России один такой? Нет, есть весьма маститый профессор Вяземский – ведущий телепередачи «Умники и умницы». Видели этих вундеркиндов?
Не подумал Вяземский, что без гонораров от ТВ останется.
И о ВПР. Звучит? О, ещё как! Джонсон до такого додуматься не успел, не дали.
Честно скажу, содержимым специальной тетради по подготовке к проверке по истории был сражён наповал, просто убит.
Но вернёмся к нашему барану.
То, что в образовании творится не совсем хорошее, американцы заметили только в 2000-е годы, прозревшая вдруг группа независимых экспертов заявила о резком падении в последние годы и без того неважного качества образования, назвав причиной систему Джонсона.
И только тогда выяснилось, что у автора её на самом деле 8-классное образование, весь его авторитет дутый, а многочисленные регалии в виде грамот, дипломов и других красивых бумажек он выдавал себе сам.
После расследования и выяснения всех деталей, само собой состоялся суд. Но законы против такого мошенничества оказались бессильны, а может и сор из избы…
Судья же огласил следующее:
«…Ущерб, который мистер Джонсон нанёс системе образования США, не исчисляется в деньгах. Это самая настоящая катастрофа, последствия которой затронут не только текущее поколение, но и на нескольких грядущих…».
Формально Джонсон законы не нарушил, выдавая себя за «специалиста». Повезло. Да никто и не удосужился усомниться и перепроверить.
Его осудили за «…ущерб, нанесённый мистером Джонсоном системе образования США, не исчисляемый в деньгах. Это самая настоящая катастрофа…».
Слова судьи оказались пророческими. Именно это и присутствует ныне в России.
На момент суда Джонсону было 76 лет. Адвокаты смогли доказать отсутствие антигосударственных замыслов и преследование лишь намерений собственного обогащения.
Узнаёте? Никакого умысла. Только бизнес.
Приговор: 25 лет домашнего ареста, не более 30% вычетов из доходов ежемесячно в погашение многомиллионных штрафов. До кучи добавили несколько весьма лёгких статей. Вероятно, для содержательности приговора.
Т.е. несмотря на то, что деяния «гуру» оказались формально неподсудными, судья вполне объективно оценил пагубность системы оценки знаний особенно в части отдалённых последствий.
По сути, 25 лет – для него это пожизненное, хотя и домашнее заключение.
Что же касается штрафов, то, вероятно, у Джонсона остались немалые источники доходов, достаточные для погашения таких штрафов.
С 2012 года (т.е. 11 лет назад) система Джонсона в США повсюду была отменена и введена новая система образования.
Теперь уже настоящие эксперты утверждают, что это копия советской.
Американцы отмалчиваются.
Но миллиардер И.Маск, который на всё имеет своё мнение и, как признали на днях в США, что его влияние растёт, заявил:
«…Эти идиотские тесты совсем убили американское образование. Выпускники Йеля и Гарварда не могут рассчитать угловую скорость или вращательный момент — они могут только зачеркнуть нужный вариант ответа. К счастью, в юности, когда мои сверстники и вся Америка погрязла в разврате и фаст-фуде, я читал советские учебники по физике. Фамилии Мякишева, Пёрышкина и Кикоина навсегда остались в моей душе.
Теперь все наши новые сотрудники в обязательном порядке проходят советскую образовательную программу, которая позволила SpaceX стать лучшей космической компанией в мире. SpaceX также активно использует лучшие управленческие технологии СССР…».
Этому человеку я верю больше, чем череде наших министров образования – апологетов ЕГЭ.
А теперь, внимание!
Вышенаписанное, которое вы только что прочли, оказывается, фальшивка.
Так твердят в интернете.
Вдруг оказалось, что никакого Инвара Джонсона не существует, никакого суда не было, тем более приговора.
Хотя и говорят, что в интернете обязательно остаются где-то копии, но американцы мастера заметать следы. Весь интернет под их контролем. Вполне могли для сохранения лица и подчистить столь смешную по сути историю.
Им ли учиться пускать пыль в глаза? Вспомните полёты на Луну и пробирку с белым порошком.
А вот России надо не смеяться, а плакать.
Сказанное И.Маском весьма и весьма правильно, особенно про советские систему образования и учебники.
Получается историю переписывают не только в России.
Первыми до тестовой системы оценки знаний додумались французы. Вставшие на путь независимости африканцы из французских колоний решили, что в метрополии им будет гораздо уютнее, и изрядно увеличили численность населения Франции.
Уровень образования новосёлов стремился к нулю. Толерантные хозяева решили всё же детишек иммигрантов учить. Для них была упрощена система экзаменов до тестовой, выпускные тесты становились и вступительными в ВУЗы.
Французскому электорату нововведения не понравились. Начались протесты в виде демонстраций и других мероприятий. Протестующие заявляли, что уход от старой системы ведёт к отуплению молодёжи, а, следовательно, и всей нации.
Правительство стояло на своём три года, размышляя и оценивая последствия новации, а потом вернуло систему образования на исходные позиции.
Тестовая система, теперь уже неизвестно с чьей подачи (Инвар Джонсон оказался же мифом), была внедрена в Америке и продержалась там гораздо дольше, чем во Франции.
Американцам поначалу особенно понравились её удобство и гораздо меньшие затраты.
Но также была отвергнута. Именно по тем причинам, которые назвал И.Маск.

Министр В.Филиппов. Фото из интернета.
Впервые попытки внедрения ЕГЭ у нас начались в 1997 году с экспериментов в отдельных школах.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) придумал министр образования с 1998 по 2004 г.г. Владимир Филиппов, проведший идеи полной реформы системы образования в России с уходом от советской к бакалавриату и магистратуре в высшем образовании к т.н. болонской системе. Появились новые стандарты образования.
Естественно, что ЕГЭ вводился с добрыми намерениями сделать лучше. Но получилось…
Задачи ЕГЭ:
-искоренение коррупции в школах и вузах;
-объективная проверка знаний выпускников, т.к. действующая 5-балльная шкала, якобы, безнадёжно устарела;
-обеспечить доступность высшего образования для детей с периферии;
-обеспечить признание дипломов российских ВУЗов за рубежом (пожалуй, это и есть замаскированная основная цель).
В.Филиппов: «Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов».
Под задачи ЕГЭ и его развития, наблюдения за качеством знаний в 1999 г. был создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки.
Что касается панацеи искоренения коррупции, то с ЕГЭ этого не случилось. Только в 2013 году в интернете были опубликованы десятки экзаменационных заданий.
Но и это ещё не всё, желающие могли за скромную плату в режиме реального времени обратиться за решениями в многочисленные группы в интернете.
В престижных ВУЗах столицы появились лауреаты ЕГЭ из некоторых республик, говорящие с определёнными затруднениями на русском языке, но со 100-бальной оценкой, что означает отличное знание русского языка и его грамматики.
Вот они-то и заняли места добросовестных ребят, честно изучавших предметы.
В интернете было опубликовано интервью преподавателя МГУ о плачевнейшем состоянии знаний русского языка у самих его носителей и, по совместительству, студентов журфака, т.е. тех, кто будет писать для нас с вами, работать корректорами и т.д.

Фото в свободном доступе в интернете.
Признание наших дипломов за рубежом обернулось также неприятными последствиями. Как всегда…
Наши специалисты и при советской системе образования сманивались за рубеж. А теперь по факту мы стали готовить кадры для сегодняшних наших врагов. Совершенно бесплатно. Иногда бесплатно и для студентов. Вот только для российского бюджета не совсем без ущерба.
До компенсаций отъезжающими стоимости образования наши чины и думать не хотят.
Правда были предложения об отработке 3-4 лет по окончании ВУЗа (как в СССР), но практически это будет просто стажировкой перед эмиграцией.
Раньше задания ЕГЭ поступали в школы за 3-4 дня до его проведения.
На фоне вакханалии с утечкой информации о заданиях было принято решение, достойное самого Соломона или даже ФСБ.
Теперь задания поступают за один день до ЕГЭ, должны хранится в спецхранилище под видеонаблюдением.
Камер у Соломона не было и вряд ли бы он что-то придумал, а люди слабы.
История становления ЕГЭ в России занимательна, сопровождалась и сопровождается массой разных решений местного и высокого уровня.
Кто только не говорил о вреде данной системы, а воз и ныне там.
Например, ярый противник системы ректор МГУ В.А.Садовничий.
Очень долго сопротивлялись нижегородцы.
Правда, на днях наш глава правительства Мишустин заявил о возможной отмене ЕГЭ. Вот только надо изучить целесообразность отмены.
Интересно, а кто будет эту целесообразность изучать? Уж не Федеральный ли центр тестирования Минобрнауки?

Фото в свободном доступе в интернете.
Первопроходцы системы уже изучили и убедились, только мы идём своим путём и нам не страшны никакие чужие грабли и чужой опыт, мы свои любим, но что-то слабо заметно, что учимся даже на своих ошибках.
Недаром про рожденных в 2000 х говорят "жертва ЕГЭ". Даже добавить нечего.
А что тут добавлять?
Китайцы нам всё привезут.
Не нужны нам свои светлые головы.
Странно. Я слышала, что снова переходим на советское образование.
Что-то подобное говорили об отказе от ЕГЭ, но дума решила оставить.
На чисто советское образование перейти не дадут.
Слишком у многих от этого изжога.
Просто советскую систему нужно максимально внедрить с учётом идеологических предпочтений того же президента.
Но базу: Русский язык, русская литература (без Солженицына и прочих сволочей), точные и естественные науки нужно брать 1:1.
Я его идеологию, честно сказать, вообще не поняла. Можно и без него))
Это точно.
Похоже он себя возомнил гением и писал не для наших умов.