Тетрис: все, что вам нужно знать о культовой видеоигре.

"Тетрис" - одна из самых популярных игр в мире. Унифицированных и подтвержденных данных о продажах нет, а методы подсчета отличаются. Но игра регулярно попадает в различные топ-3 списков "игр всех времен", лишь изредка уступая Minecraft (238 миллионов копий) и Grand Theft Auto 5 (175 миллионов копий).
По словам создателей "Тетриса", если рассматривать мультиплатформенную версию, то с 1984 года было продано более 520 миллионов копий игры. Это ставит его на первое место с большим отрывом. Но дело даже не в продажах – в "Тетрис" можно играть абсолютно бесплатно на его официальном сайте и в сотнях других мест. Дело в том, что эта видеоигра стала культурным феноменом, одним из самых узнаваемых символов цифровых развлечений, живым памятником духу стартапов.
Русская песня ‘Коробушка" - саундтрек к игре – прочно ассоциируется в мире именно с ‘Тетрисом’. Никто даже не помнит, что на самом деле текст песни позаимствован из поэмы Николая Некрасова ‘Коробейники", написанной еще в 19 веке. Кстати, ‘Тетрис Компани" владеет правами на вариации "Коробушки" уже более 10 лет.
Как ‘Тетрису’ удалось завоевать мир? “Тетрис” - это простая головоломка с простыми, но интересными правилами, она очень динамичная", - объясняет Алексей Макаренков, блогер по видеоиграм. “Логике игры можно научиться за считанные секунды. Очень легко начать играть, но трудно стать великим в этом. В то же время кривая прогресса очень плавная. Эта игра вне времени. Точно так же, как шахматы, шашки и другие логические игры ”.
История его создания
Тетрис был разработан советским программистом Алексеем Пажитновым в 1984 году. В 1980–х годах он работал в Вычислительном центре Академии наук Советского Союза - работал над распознаванием речи на компьютере Electronika 60.
В то время в Москве была популярна математическая головоломка "Пентомино", в которой плоские деревянные плитки в пять квадратов нужно было укладывать в коробку. Чтобы отдохнуть ночью от работы, Пажитнов решил оцифровать эту физическую игру. Но старый компьютер не мог с этим справиться, и игру пришлось упростить.
Плитки в четыре квадрата - "тетромино" – падали на игровое поле на экране. Так и родилось название ‘Тетрис": от сочетания слова ‘тетра" (‘четыре’ по-гречески) и тенниса (любимый вид спорта Пажитнова). В первой версии игры не было уровней или очков, но автор не мог перестать играть в свое творение в течение нескольких недель. Хотя не только Пажитнова следует благодарить за ‘Тетрис’. Его коллега, программист Дмитрий Павловский, также заинтересовался игрой и познакомил Алексея с молодым стажером Академии наук Советского Союза по имени Вадим Герасимов. Последний перенес ‘Тетрис’ на IBM PC, а затем вместе с Пажитновым добавил в игру подсчет очков и звук.
Однако Пажитнов является единственным создателем игры: Герасимов было 16 лет на тот момент и он попросил подписать договор, отказавшись от всех прав на игру, что его имя вычеркнуто из всех документов. Герасимов, Павловский и Пажитнов сейчас живут и работают за границей. Пажитнов не дает интервью российским СМИ, а Герасимов не выходит на связь.
Тетрис как инструмент холодной войны
Пажитнов мечтал о мировой славе ‘Тетриса’. Но вмешалось советское правительство: монопольная компания ‘Электроноргтехника" (или ‘Элорг’), которая отвечала за импорт и экспорт программного обеспечения в СССР и где сам программист работал позже, захватила право собственности. Поскольку он разрабатывал игру как работник правительственной компании на государственном компьютере, права на нее принадлежали ‘Элорг", что означает "государству".
Владелец английской компании ‘Андромеда Софтвер’ Роберт Стейн, который в то время был в Москве и занимался программным обеспечением, не знал об этой ситуации. Он лично договорился о покупке многообещающей игры с Пажитновым и получил от него копию игры. Стейн немедленно предложил ‘Тетрис" своим партнерам из британской Mirrorsoft (и ее американской дочерней компании Spectrum Holobyte). В конце концов, британцы и американцы уже составили контракт на игру, права на которую они даже не покупали у СССР.
Этот инцидент всплыл быстро – журналисты CBS, заинтригованные игрой из “за железного занавеса”, взяли интервью у Пажитнова. В разгар холодной войны Стейн снова отправился в СССР на переговоры, но получил отказ. Цена была слишком низкой.
В то же время американцы уже подготовили компьютерную версию ‘Тетриса", запрограммировав в нее ряд советских тропов: красный цвет, собор Василия Блаженного, русская народная музыка на заднем плане, серп и молот в названии вместо буквы ‘S’… А затем игра была выпущена для продажи в США в 1989 году.
Тетрис начал завоевывать мир. Слухи об игре распространились по всей территории США - что это секретное оружие КГБ, которое должно было парализовать западную экономику. Все, у кого был компьютер, играли в "Тетрис", в том числе и в рабочее время. Фанаты приветствовали друг друга фразой “КГБ следит за вами”.
В это время Япония вступила в битву за ‘Тетрис" в лице компании "Нинтендо". Не зная о реальных правообладателях, компания приобрела практически пиратскую игру у других незаконных владельцев и выпустила ее версию на картриджах для консоли NES (очень известной на постсоветском пространстве благодаря пиратскому клону консоли под названием ‘Dendi’) тиражом в два миллиона экземпляров.
Успех Nintendo и появление ‘Компании Тетрис’
Именно с одним из этих картриджей Хенк Роджерс – президент небольшой японской компании под названием ‘Пуленепробиваемое программное обеспечение", которая купила поддельную лицензию у ‘Spectrum HoloByte" для разработки консольных версий ‘Тетриса" – прибыл в Москву в том же 1989 году. Он прибыл в СССР по просьбе Nintendo для переговоров об официальной покупке прав у ‘Elorg" на новую японскую портативную консоль, получившую название ‘Game Boy’. И советские чиновники наконец согласились.
Консоль ‘Game Boy" разошлась тиражом более 30 миллионов копий. Только ‘Тетрис’ принес Nintendo более 3 миллиардов долларов. За почти 40 лет истории ‘Тетриса" Nintendo продала более 43 миллионов копий игры. В связи со всем этим сразу между несколькими японскими, американскими и британскими компаниями разгорелось множество судебных исков за право выпускать версии ‘Тетриса’ для всех видов платформ.
‘Тетрис" - уникальный продукт, как считает Константин Сахнов, основатель студии "Vengeance Games", – также из-за того, что он был создан советским программистом, когда видеоигры были чем-то новым для того времени.
“Первые массовые успехи ‘gamedev"
По словам Сахнова, ‘Тетрис’ - пример идеального баланса: все в игре имеет свое место, и каждый ее элемент способствует общему впечатлению.
Тетрис, кстати, самая изучаемая игра в психологии. Ученые из Калифорнийского университета даже исследовали так называемый ‘эффект тетриса’. Они узнали, что пациенты, которые играли в "тетрис", даже с амнезией, видели плавающие плитки перед сном и чувствовали желание заказать их.
“Не только плитки, но и все, что плавает перед вами в течение длительного периода времени, затем будет плавать перед вашими глазами, ‘Тетрис’ - не единственный триггер”, - объясняет Лев Пережогин, психотерапевт и доктор медицины.
Кстати, этот эффект был высмеян в одном из эпизодов анимационного телешоу ‘Симпсоны", когда Гомер укладывает свои вещи в багажник своей машины, как плитки из ‘Пентомино" – кстати, с включенной ‘Коробушкой’.
В эту игру всё ещё играют?
Благодарю Вас. Интересно
Любимая игра детства!