Почему на кораблях скорость меряют в узлах: вот откуда пошла загадочная единица измерения

Вопрос о том, почему скорость на кораблях измеряется в узлах, вызывает недоумение и загадку у многих людей. Однако эта единица измерения невероятно полезна для целей навигации. Фактически, один узел равен одной морской миле в час, или 1852 метрам в час в международной системе СИ. Чтобы представить это в перспективе, если бы вы плыли вдоль меридиана со скоростью один узел, вы бы прошли одну минуту широты за час.
Но откуда на самом деле взялся термин "узел"? Что ж, скорость на кораблях измеряется с помощью устройства, называемого лагом. Самые ранние версии лага состояли из тонкой веревки, известной как лаглайн, на которой через равные промежутки времени завязывались узлы, а к концу веревки прикреплялась планка. Самая простая версия этого ручного секторного бревна состояла из катушки, лаглайна и планки.
Чтобы измерить скорость, веревку выбросили за борт с движущегося корабля. Доска стояла поперек потока воды, и по мере того, как судно продвигалось вперед, веревка разматывалась с катушки. Затем измеритель подсчитывал, сколько узлов прошло через их руки за определенный промежуток времени. Расстояние между узлами было рассчитано таким образом, чтобы соответствовать скорости в одну морскую милю в час. Со временем дизайн лагов изменился, но термин "узел" остался.
Однако есть несколько ошибок, которые часто допускают сухопутные жители, когда говорят с моряками об узлах, что может вызвать искренний смех. Во-первых, люди часто путают узлы как единицу измерения с морскими узлами, которые являются способами плетения и завязывания веревок. Во-вторых, они могут ссылаться на "узлы в час" вместо "узлов", что неверно и может вызвать путаницу. Итак, если вы хотите не оказаться в положении незадачливого журналиста из рассказа советского писателя Леонида Соболева, лучше всего использовать правильную терминологию при обсуждении узлов с моряками.
Вот еще несколько интересных фактов об узлах и их использовании для измерения скорости на судах:
Хотя узлы являются наиболее часто используемой единицей измерения скорости на судах, они не единственные. Некоторые другие единицы измерения включают мили в час (миль/ч), километры в час (км/ч) и метры в секунду (м/с). Однако узлы по-прежнему широко используются, поскольку они обеспечивают более точное измерение скорости на больших расстояниях, особенно в открытом океане.

Термин "узел" происходит от практики завязывания узлов на лаглайне для измерения скорости. Однако существует несколько различных теорий о том, как возник этот термин. Одна из популярных теорий заключается в том, что оно происходит от голландского слова "knot", что означает "узел" или "связка", и относится к узлам, завязываемым на лаглайне. Другая теория заключается в том, что оно происходит от древнескандинавского слова "knutr", что означает "узел" или "шар", и использовалось для обозначения измерения расстояния.
Использование узлов для измерения скорости на кораблях восходит к древним временам. Древние греки, например, использовали устройство, называемое песочными часами, которое наполнялось песком и использовалось для определения скорости корабля, когда он двигался по воде.
В дополнение к измерению скорости, узлы также могут использоваться для измерения расстояния. Например, моряк может использовать "узлометр" для измерения расстояния между двумя точками на карте. Это устройство работает путем подсчета количества узлов, которые проходят через определенную точку на лаглайне за заданный промежуток времени.
Хотя узлы чаще всего используются в контексте парусного спорта и навигации, они также используются во множестве других областей. Например, узлы используются в авиации для измерения воздушной скорости, а в метеорологии - для измерения скорости ветра. Узлы можно даже использовать для измерения скорости реки или ручья, привязав утяжеленный предмет к веревке и рассчитав, сколько времени потребуется объекту, чтобы преодолеть определенное расстояние вниз по течению.
В целом, узлы - это увлекательная и универсальная единица измерения с долгой историей использования в морском мире и за его пределами.
— Скажите, капитан, а какая у нас скорость? — подняв очки от записной книжки, вновь спросил гость.
Гужевой открыл уже рот, чтобы ответить своей обычной остротой, что было шесть узлов в час — в первый, а во втором и трёх не натянули, но Пийчик его предупредил:
— Сколько положено: полный ход, двенадцать узлов.
Хорошая статья.
спасибо
Спасибо, помогли распутать узлы вопроса с разными морскими узлами.
Очень полезная информация.
Ну не прям чтобы очень)) Но для общего развития я бы советовал знать))
Развиваться надо было в школе))
Ну, теперь понятно.