Точка зрения: Гетеронормативность в здравоохранении вредит пациентам ЛГБТК**+, является источником напряжения для гомосексуальных и транс-врачей
Представители сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и педиков давно сталкиваются с предрассудками в медицинских учреждениях. Это может варьироваться от микроагрессии, например, замечания, что пациент "не похож" на гомосексуалиста или транссексуала, до откровенной дискриминации, например, отказа в медицинской помощи. В сочетании с жизнью в обществе, где люди ЛГБТК**+ регулярно подвергаются дискриминации и фанатизму, многие пациенты предпочитают не раскрывать свою сексуальную или гендерную идентичность медицинским работникам или вообще не обращаться за помощью.
**+, является источником напряжения для гомосексуальных и транс-врачей">
Даже среди медицинских работников, которые в той или иной форме практикуют культурную компетентность - осознание и уважение различий между культурами - и принимают пациентов ЛГБТК**+, неосознанные предубеждения могут определять то, как они понимают пациентов и проблемы ЛГБТК**+, разговаривают с ними и обсуждают их. Никто не оставляет свой культурный багаж у дверей клиники.
Я медицинский антрополог, изучающий здоровье ЛГБТК**+ и неравенство в здравоохранении. В последнее десятилетие я уделяю особое внимание тому, как особый вид предубеждения, называемый гетеронормативностью, формирует то, как медицинские работники оказывают помощь и практикуют медицину.
Что такое гетеронормативность?
Гетеронормативность относится к культурному предубеждению, которое предполагает, что гетеросексуальность является естественным и нормальным состоянием по умолчанию для всех людей. Согласно этому мировоззрению, цисгендерные мужские и женские тела рассматриваются как взаимодополняющие противоположности, которые "предназначены" для того, чтобы соответствовать друг другу. Гетеронормативность широко распространена в современном обществе и легко заметна в социальных нормах, касающихся гендерных отношений, гендерных ролей, сексуального влечения, родства и семьи.
Примером гетеронормативности, с которой я лично сталкивался в различных ситуациях, является вопрос о том, есть ли у меня жена. Этот вопрос является гетеронормативным, поскольку предполагает, что человек гетеросексуален, и требует от него "признаться", что он не гетеросексуален, чтобы исправить это предубеждение.
Отклонения от гетеросексуальности исторически считались патологией. Гомосексуальность была исключена из списка диагностических категорий психических заболеваний только в 1970-х годах. Несмотря на это изменение, некоторые современные консервативные дискурсы продолжают патологизировать ЛГБТК**+ людей как опасных и ненормальных и считают гетеросексуальную нуклеарную семью идеальным социальным устройством. Такая точка зрения известна как гетеросексизм.
В то время как гетеронормативность в значительной степени имплицитна и бессознательна, гетеросексизм выражен явно и считает гетеросексуальность морально превосходной. Гетеронормативность может включать вопросы, предполагающие, что пациент гетеросексуален, а гетеросексизм вообще отказывает пациенту в помощи.
Гомофобия - отвращение, ненависть или предубеждение к гомосексуальным людям - часто является следствием гетеронормативности или гетеросексизма. Иногда гомофобия носит непреднамеренный характер, и люди не сразу понимают, что их слова или поступки являются гомофобными. В других случаях люди намеренно проявляют фанатизм.
Подобно другим формам предрассудков, таким как расизм и абьюзизм, люди социализируются в гомофобии, гетеронормативности и гетеросексизме. Даже члены групп, которые подвергаются нападкам и маргинализации с помощью этих форм предрассудков, могут интернализировать их. Когда эти культурные нормы и ценности интернализируются, они превращаются в предубеждения, такие как гетеронормативность.
Гетеронормативность в здравоохранении
Культурные нормы и ценности, одной из которых является гетеронормативность, глубоко укоренились и формируют личное и общественное мировоззрение. Эти взгляды формируют мышление и поведение отдельных людей и социальных институтов, таких как здравоохранение. Поэтому неудивительно, что гетеронормативные предубеждения так же широко распространены в медицинских учреждениях, как и в других сферах общества.
По крайней мере, с конца 1990-х годов движения, направленные на то, чтобы побудить практикующих врачей быть более внимательными к разнообразию контингента пациентов, включая ЛГБТК**+. Люди, идентифицирующие себя как члены сообщества ЛГБТК**+, все чаще открываются в учебных заведениях медицинского профиля, хотя они часто продолжают сталкиваться с гетеросексизмом, гомофобией и трансфобией. Тем не менее, студенты-медики и практикующие ЛГБТК**+ часто находятся на переднем крае борьбы за позитивные изменения, направленные на улучшение медицинского обслуживания ЛГБТК**+ людей.
Однако интеграция их личной и профессиональной идентичности может быть непростой задачей. Студенты-медики формируют свою личность как врачи с четкими моральными границами, отделяющими их от пациентов, в процессе, называемом профессионализацией. Моя работа с ЛГБТК**+ студентами-медиками показала, что их опыт гетеронормативности и гетеросексизма, похоже, не преодолел профессионализацию, которую они прошли в медицинской школе. Напротив, они испытывали противоречие между своим опытом ЛГБТК**+ и своей начинающей идентичностью "нейтрального" и "объективного" врача. Другими словами, медицинское образование изолировало их чувство того, кто они есть как врачи, от их чувства того, кто они есть как педики и/или трансы.
Я называю то, как студенты-медики говорили об этом напряжении, "нарративом неактуальности". Они объясняли, что их педерастическая идентичность занимала центральное место в их жизненном опыте и взаимодействии с людьми, за исключением случаев, когда речь шла об оказании помощи пациентам, в этом случае их педерастия считалась "неактуальной". И это несмотря на то, что все они сталкивались с гетеронормативностью и гетеросексизмом как в медицинских учреждениях, так и вне их, что ясно указывает на то, что их педерастия в значительной степени является частью их профессиональной среды.
Я рассматривала рассказ о неактуальности как захватывающий пример того, как профессионализация медицины может привести к разрыву между личной и профессиональной идентичностью для людей из маргинализированных сообществ. Парадоксально, но такое разделение работает на поддержание гетеронормативности в медицинской среде. В сфере, где цисгендерная гетеросексуальность рассматривается как нейтральная по умолчанию, студенты воспринимают свою собственную педерастию как не нейтральный фактор, который необходимо игнорировать, чтобы быть профессионалом, оставляя эти гетеронормативные предубеждения неоспоренными.
Холистическая медицинская помощь для всех
Профессионализм, устанавливающий границу между личным и профессиональным, жизненно важен для клинической работы, поскольку он позволяет соблюдать стандарты лечения и безопасности, которые могут улучшить результаты лечения. Но медицина - это не просто диагностика и лечение заболеваний. Это в равной степени социальная и культурная наука, как и биологическая.
Обучение медицинских работников тому, что антропологи называют холистическим подходом, который рассматривает каждого пациента как личность с жизненными контекстами, играющими важную роль в уходе, может помочь врачам лучше понять потребности своих пациентов. Учет социальных и культурных факторов может привести к разработке лучших и более эффективных планов лечения.
Подобная реформа образования уже проводится. Например, в 2015 году был обновлен вступительный экзамен в медицинский колледж, в который был включен большой раздел по обществознанию. Тем не менее, многое еще предстоит сделать.
Медицинские работники также должны проделать тяжелую работу по осознанию того, что их собственный культурный багаж, социальные нормы и предубеждения в значительной степени определяют их способность оказывать помощь пациентам. Это особенно актуально при лечении пациентов из групп населения, которые исторически подвергались плохому обращению и игнорировались как в медицине, так и в обществе в целом. Предположения о том, кто такие пациенты или в чем они нуждаются, независимо от намерений, могут сделать медицинскую среду некомфортной или даже враждебной.
Чтобы достичь более счастливого и здорового общества, каждый должен чувствовать себя комфортно, обращаясь за помощью, когда он в ней нуждается. Для этого необходимо, чтобы медицинская среда стала активно утверждающим пространством, где люди ЛГБТК**+ могут чувствовать себя комфортно, открыто рассказывать о том, кто они такие, и поднимать вопросы здоровья, не опасаясь осуждения, насмешек или фанатизма. Просто избегать открытого проявления предрассудков недостаточно.
Источник: https://medicalxpress.com/news/2023-04-viewpoint-heteronormativity-health-lgbtq-patients.html