6 Забавных исторических стереотипов крупных российских городов

ВСЕ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ - БУНТАРИ
О бунтарстве Новгорода ходят легенды. Образ драчливого новгородца - почти визитная карточка города. Причина, по которой возник этот стереотип, связана со старыми хрониками. Они были наполнены иллюстрациями постоянных споров на новгородском вече, своего рода народном собрании, собиравшемся на центральной площади.
Конечно, во время вече были споры и даже драки. Однако они не перерастали постоянно в кулачные бои, как предполагают легенды. Естественно, хронисты выбирали самые яркие и кровавые примеры из истории, чтобы проиллюстрировать свою точку зрения. В конце концов, Новгород часто был противником Киева, а позже и Москвы. Но на самом деле жители Великого Новгорода были беззаветно преданы своему правительству и любили свой город. Компромисс был в порядке вещей, а не разбитые головы. Кроме того, они были более чем обычно грамотны.
В ПСКОВЕ ВСЕ - ВОРЫ ИЛИ ДЕБИЛЫ
Даже в наше время псковичам приходилось терпеть бесчисленные шутки об их грубости, глупости и отсутствии хороших манер. Это может быть правдой, а может и не быть. Что же касается их невоспитанности, то это целиком вопрос шляп. Жители Пскова, независимо от их социального положения, почти никогда ни перед кем не снимали шапки (что в древней Руси было крайне дурным тоном). Однако это не было грубостью или дурным воспитанием.
Раньше считалось, что шляпа символизировала личное достоинство человека. В частности, в Пскове действительно снять шляпу означало опозориться. Это может быть искажением более общепринятого правила, согласно которому, если кто-то другой снял с вашей головы шляпу, это было ужасное оскорбление.
В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ВСЕ ПЬЯНИЦЫ
Болезненная тема русского алкоголизма стала особенно актуальной в Нижнем Новгороде в конце 17 века. Поднялась своего рода эпидемия алкоголизма, и было нормально видеть женщин, а также мужчин, лежащих на улицах в пьяном угаре. Иностранные путешественники рассказывали после своих визитов в Нижний Новгород, что “русские ничего не делают, кроме как пируют”.
Конечно, они сделали больше, чем просто пировали. Но в праздничные дни русские всегда позволяли себе какие-то излишества. Не совсем справедливо выделять Нижний Новгород, когда алкоголизм по-прежнему является самой серьезной проблемой, стоящей сегодня перед Россией, как и в былые времена.
ВСЕ ВО ВЛАДИМИРЕ ПРЕСТУПНИКИ
Этот стереотип появился очень рано. Это легко понять. В самом Владимире было пять тюрем, включая знаменитую “Владимирскую центральную тюрьму”. С самого начала владимирцев считали мошенниками, которым нравится опасная жизнь. Не помогло и то, что путь в Сибирь для ссыльных проходил через Владимир. Его даже называли “Владимирка”.
Ссыльные каторжники останавливались во Владимире, чтобы обрить себе половину головы (сцена, ярко описанная в превосходном российском фильме "Сибирский цирюльник"). Тогда их заклеймили бы как изгнанников или воров, заковали в кандалы и отправили в Сибирь. В прежние времена путь мог занимать до двух лет, и эти два года не засчитывались как часть отведенного им времени.
Сам Владимир, при всем том, был достаточно типичным провинциальным городком.
ВСЕ В РОСТОВЕ - РЕМЕСЛЕННИКИ
Когда русский слышит слово “финифт” (эмалирование), он сразу думает о Ростове. Ничто не могло изменить старого стереотипа о том, что каждый житель древнего Ростова работал в гильдии эмалировщиков. Это, конечно, полная чушь. Во-первых, лучшие эмальеры древней Руси, как правило, были в Киеве, столице страны. Было также несколько известных ремесленников в Пскове, Ярославле, Костроме и Великом Новгороде.
Разница лишь в том, что только в Ростове сохранились традиционные приемы эмалирования с древних времен. Даже сегодня здесь есть фабрика, производящая эмалированные изделия. Возможно, только по этой причине туристы до сих пор посещают Ростов исключительно для того, чтобы увидеть эмалированные шкатулки.
ТРУДОЛЮБИВЫЙ ЯРСОЛАВИАН
Трудолюбивый мужик из Ярославля - это образ, который мы находим даже у Гоголя. Со времен Руси ярославцы были известны как люди, которые никогда не были апатичными, ленивыми или склонными к усталости. Вместо этого они, как известно, активны до маниакальной степени. Возможно, это как-то связано со странной традицией о том, что Ярослав - город зарытых сокровищ.
Очевидно, куда бы вы ни повернулись, вы видите, как кто-то открывает шкатулку с драгоценностями или пытается взломать древний комод. Возможно, чуть более серьезно: ярославцы уже давно известны как “птенцы кукушки”. Другими словами, они более чем обычно способны покинуть свою родину без особого сожаления. Это качество имеет явное историческое происхождение.
Ярославль был построен на перекрестке древних дорог — пути, которым пользовались купцы из Скандинавии вплоть до арабских земель. С середины 16 века Ярсолавль стал важнейшим центром торговли на всей Руси. Это постоянное движение часто вдохновляло молодых ярославцев попытать счастья в чужих краях.
Правда это или нет, но такие стереотипы создают увлекательные истории.