Апорофобия: почему мы отвергаем бедных?
Адела Кортина - выдающийся испанский политический философ, которая много писала об этике, справедливости, гражданском обществе и демократии. Примерно в новом тысячелетии она начала писать о неприятии бедных как о недооцененной форме предрассудков.

Кортина ввел термин “апорофобия” – от древнегреческого aporos, что означает бедный или без средств – и опубликовал влиятельную книгу 2017 года на эту тему на испанском языке. Эта книга теперь опубликована на английском языке под названием
Апорофобия: почему мы отвергаем бедных вместо того, чтобы помогать им.
Кортина не представляет апорофобию как клиническое состояние или в узком смысле как разновидность страха. Как и другие псевдофобии, такие как гомофобия и ксенофобия, она считает это широко распространенным отвращением, основанным на презрении в той же степени, что и страх, что оправдывает продолжающееся осуждение бедных.
Ее основной аргумент в пользу реальности и значимости апорофобии основан на жестоком обращении с иммигрантами и перемещенными лицами. То, что на первый взгляд может показаться ксенофобской реакцией, утверждает Кортина, может быть вызвано не их иностранностью или расовой принадлежностью, а осознанием того, что их бедность не позволяет им отвечать взаимностью на благодеяния принимающей страны:
Мы отвергаем иммигрантов, потому что они иностранцы или потому, что они бедны и, похоже, приносят проблемы, не предлагая ничего ценного взамен?
Кортина отмечает, что некоторым группам иностранцев рады. Туристы, инвесторы и иностранные студенты, все из которых приносят ресурсы, сталкиваются с широко распространенной ксенофобией. Следовательно, корни предубеждения по отношению к иммигрантам, беженцам и лицам, ищущим убежища, предполагает Кортина, следует искать в восприятии их бедности, а не в их чуждости.
Определив и теоретически обосновав апорофобию, Кортина переходит к проблеме ненависти, понимаемой как групповая вражда, основанная на предполагаемом превосходстве ее виновников.
Преступления на почве ненависти против бедных и бездомных, мотивированные апорофобией, которые, по ее оценкам, составляют около 1% от общего числа в Испании, должны быть признаны и приняты всерьез. Несмотря на это, она утверждает, что апорофобная ненависть отличается от других видов, потому что “вынужденная бедность [...] не является ни личной идентичностью, ни выбором”.
Рецепт Кортины для борьбы с ненавистническими высказываниями заключается в культивировании "активного уважения” и “взаимного признания достоинства” в гражданском обществе. Юридических решений недостаточно, утверждает она. Основанием для возражения против разжигания ненависти является предлагаемое “право на самоуважение”, право, которое, как может показаться, у некоторых в избытке.
Хотя многие примеры разжигания ненависти, по-видимому, основаны на расовой принадлежности, религии или идеологии, Кортина предполагает, что бедность является их основным общим компонентом. Апорофобия, утверждает она, “неизбежно лежит в основе речевых актов, направленных против тех, кто занимает подчиненное положение”. С этой широкой точки зрения любая форма подчинения или “позиция слабости” интерпретируется как форма бедности.
Преодоление ненависти может быть сложной задачей, потому что “наш мозг апорофобен”. Кортина исследует неврологию социальных конфликтов, находя доказательства “контрактуалистского мозга”, который настроен ожидать взаимности и реагировать моральной агрессией на нарушения этого принципа. Чтобы преодолеть это основанное на мозге неприятие безбилетников, утверждает она, нам нужна программа “морального биоусовершенствования”.
Однако окончательный путь вперед не предполагает вмешательства в наши мозги. “Экономические институты, которые устраняют бедность и неравенство, являются лучшими способами искоренения апорофобии”. Кроме того, необходимо преподавать и практиковать универсальные ценности и “космополитическое гостеприимство”. Кортина завершает свою книгу предложениями о том, как можно создать более сострадательных граждан и более экономически справедливый международный порядок.
Работа Кортины - это философски насыщенный и иногда вдохновляющий призыв покончить с бедностью и обеспечить человеческое достоинство. Может ли концепция апорофобии выдержать интерпретирующую нагрузку, которую она на нее возлагает, - это другой вопрос. Концепция слишком узка и слишком амбициозна, чтобы выполнять предназначенную ей объяснительную функцию. Его диагноз источника антипатии к бедным сомнителен в трех отношениях.
Во-первых, концепция апорофобии утверждает, что ингредиентами антипатии к бедным являются страх и презрение. Бедных боятся с позиции угрозы и презирают с позиции воображаемого превосходства. Эти эмоциональные элементы могут присутствовать в реакциях на бедных, но безразличие и пренебрежение, по крайней мере, одинаково сильны. Бедные страдают как от холодного отсутствия заботы, усиленного пространственным разделением, так и от горячего отвращения. Сегрегация по месту жительства и национальные границы помогают скрыть бедность от глаз и из сердца вон, но это мотивированное невежество невидимо в отчете Кортины.
Во-вторых, концепция апорофобии упускает из виду ключевые аспекты неприятия бедных. Концентрируя страх и презрение, Кортина опускает моральный аспект этого отвращения. Бедных не просто боятся и презирают, но и считают, что они нарушили правила справедливости. Эта динамика очевидна в дихотомических реакциях на добродетельных и порочных бедных персонажей, упомянутых в начале этого обзора. Поляризованные реакции на людей, которых считают заслуживающими и не заслуживающими их бедственного положения, являются обычным явлением. Те, кого считают не ответственными за свое положение, считаются достойными, в то время как те, кто, как считается, сами навлекли это на себя, подвергаются поношению. Отношение к бедным зависит от моральных оценок их достоинства, которые идеи аморального отвращения не в состоянии отразить.
В-третьих, если наши взгляды на бедных действительно поляризованы суждениями о достойности, существует ли сильное отвращение к бедным как классу, как предполагает Кортина, или только к их незаслуженной разновидности? Иногда создается стереотипное представление о бедных как о людях, лишенных теплоты и способностей, хотя не всегда. Но неясно, отражает ли это восприятие отношение к бедности как таковой или только к ее демонизированной форме.
источник: conversation.com
Спасибо за ваше стремление делиться
благодарю за поддержку