Mihall65
Mihall65 Подписчиков: 963
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 65к

Рамштайн 1988: Смерть, падающая с ясного голубого неба

3 дочитывания
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,19 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Авиашоу Frecce Tricolori должно было стать главным событием дня.

Рамштайн 1988: Смерть, падающая с ясного голубого неба

Момент сразу после столкновения во время abuehs "Пронзенное сердце" Фото: Marc Heesters

Тридцать лет назад, в 15:44, три самолета итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori столкнулись друг с другом на традиционном авиашоу на авиабазе Рамштайн. Один самолет разбился, сгорая, и упал на зрителей. По официальным данным, погибли 70 человек, сотни получили серьезные травмы и до сих пор страдают от физических и психологических последствий. Многие жертвы можно приписать крайне непрофессиональным и хаотичным спасательным операциям вооруженных сил США. Политически никто до сих пор не взял на себя ответственность за эту трагедию, поэтому выжившие и оставшиеся в живых часто чувствуют себя брошенными немецкой политикой и американскими военными. Эта статья проливает свет на драматические события того воскресенья в августе 1988 года, которое началось как прекрасный летний день, а во второй половине дня одним ударом навсегда закрыло жизнь стольких людей мрачными тучами.

"В этом хаосе я искал свою пятилетнюю дочь Надин и нашел ее горящей на земле. Я отчаянно пытался задушить пламя. Но я сам был сильно ранен, и моя одежда была пропитана керосином из сгоревшей машины. С голыми руками у меня почти не было шансов противостоять пламени на теле Надин. С большим трудом мне удалось остановить пламя, тем более что мои руки загорались снова и снова. В промежутках я продолжал искать свою жену Кармен. Но среди множества обгоревших людей ее невозможно было узнать, потому что все было черным, так что нельзя было сориентироваться даже по одежде. Я пытался сосредоточиться на своей маленькой дочери, поднял ее и обнял, потому что ее одежда все еще немного горела. Она не переставала кричать. Вдруг появилось несколько американцев - не помню, то ли солдат, то ли гражданских, - которые держали меня, а один из них взял мою дочь и просто ушел. Я изо всех сил пыталась вырваться, но те двое, которые держали меня, были сильнее. Последнее видение Надин, которое у меня осталось, - это ее руки, протянутые в мою сторону. Вероятно, тогда я потерял сознание".

Так выживший Роланд Фукс описывает драматические моменты сразу после падения одного из трех самолетов Frecce Tricolori в толпу людей.

Авиашоу как средство привлечения зрителей - несмотря на протесты

В 1980-х годах мир был политически разделен на два блока: Запад с НАТО и Восток с Варшавским договором. Германия все еще была разделена, спустя 43 года после окончания Второй мировой войны. В бывшей Советской зоне - Германской Демократической Республике (ГДР) - были размещены советские вооруженные силы, на Западе - Федеративной Республике Германия (ФРГ) - в основном американцы, британцы и французы. Авиабаза Рамштайн была тогда, как и сегодня, крупнейшей базой ВВС США за пределами Соединенных Штатов. До 2005 года здесь также хранились ядерные боеголовки, в закрытой зоне, куда не имели (и до сих пор не имеют) доступа гражданские официальные лица Германии. Но раз в год, начиная с 1950-х годов, вооруженные силы США (316-я авиадивизия) проводили здесь авиашоу. Фестиваль, на котором американцы и немцы становились ближе друг к другу. Там были гамбургеры, кола, картофель фри, американское мороженое и, конечно, статическое шоу с танками и самолетами. В 1970-е годы иногда до миллиона человек посещали эти авиашоу.

Главным событием каждого года, несомненно, было само авиашоу, где международные пилотажные группы со всей Европы и США в течение нескольких часов демонстрировали свое мастерство. К стандартным протестам борцов за мир в преддверии авиашоу уже привыкли. Они были более или менее стандартным элементом всего мероприятия. В течение многих лет левые группы мобилизовывали свои силы против низкоуровневых полетов НАТО над Федеративной Республикой Германия, против гонки вооружений и, в конечном счете, против всего военного. Отдельные местные политики из СДПГ, а также протестантская церковь выступили против этого мероприятия. ХДС, однако, всегда поддерживал его. Так было и 28 августа 1988 года, в воскресенье. Член парламента от ХДС Георг А. Шаар заранее заявил, что "акробатические летные упражнения совершенно безопасны для многочисленных посетителей", поскольку они "проводятся только на территории аэродрома".

Запланированная программа

В фантастическую погоду на территорию авиабазы Рамштайн постепенно стекалось от 300 000 до 350 000 посетителей - величина, которой не может достичь ни одно авиашоу в мире в один день. За воротами горстка демонстрантов с транспарантами приветствовала посетителей. Время от времени возникали дискуссии и взаимные словесные оскорбления.

Среди гостей были в основном немцы и американцы, но и из других европейских стран приехало много любителей авиации, которые приехали сюда, частично на зафрахтованных автобусах, чтобы не пропустить это зрелище, которое официально служило укреплению и углублению политически закаленной германо-американской дружбы.

Но независимо от того, был ли это фанат авиации или посетитель, интересующийся технологиями - уже сейчас статическая экспозиция была заполнена экспонатами, которые вряд ли когда-либо мог увидеть гражданский человек в такой близости во времена холодной войны. Например, голландские ВВС были представлены F-5, F-16, Alouette III, BO-105 и Fokker 27, США - F-15, A-10, KC-135, KC-10 и др. Объявленный показ самолета B-52 был отменен по первому требованию. Даже Канада, Франция, Бельгия и Великобритания прислали несколько самолетов.

Перспектива увидеть редкие самолеты и возможность беспрепятственно их фотографировать также привела голландца Марка Хестерса в Рамштайн: "В то время наблюдение за самолетами все еще было очень увлекательным занятием. В разгар холодной войны многие страны полностью запрещали фотографировать самолеты. Однако здесь, в Рамштайне, вы могли делать это официально во время авиашоу и видеть самолеты с близкого расстояния, которые в противном случае вы вряд ли когда-нибудь увидите.

В течение утра место проведения мероприятия наполнялось все новыми и новыми посетителями. Настроение было бодрым и веселым. В 12:30 началась летная программа. В течение 20 минут различные самолеты ВВС США - от F-16 и C-141 до C-130 Hercules - находились в воздухе, прежде чем в 12:50 взлетел Patrouille de France. В последующие часы многие другие самолеты НАТО проводили показательные полеты.

Изюминкой шоу была объявлена основанная в 1961 году пилотажная группа 313 Gruppo Addestramento Acrobatico - Pattuglia Acrobatica Nazionale (PAN) - итальянская эскадрилья Frecce Tricolori, в переводе с английского "трехцветные стрелы". Оснащенная самолетами Aermacchi MB-339 PAN с 1982 года, команда итальянских ВВС была (и остается) одной из лучших в мире. Это единственная команда, которая выполняет свои выступления на десяти самолетах.

В 15:40 группа поднялась в воздух и начала свое выступление. Грандиозным финалом стал маневр "пронзенное сердце".

Спорный маневр

В этом маневре формация из десяти самолетов поднимается перед зрителями, а затем разделяется на две подформации из пяти (слева) и четырех самолетов (справа), чьи траектории и использование выставочного дыма рисуют вертикальное сердце от центра вверху параллельно публике. Точно по центру под точкой растворения в "точке сердца" на той же высоте (около 75-90 метров) две подформации пересекают друг друга в маневре встречи. Самолет одиночной демонстрации сохраняет свою траекторию и замыкает петлю, пронзая сердце двух субформаций как стрела, косо вверх и в сторону публики. Пилот-одиночка должен пролететь над двумя другими подформациями с небольшой временной задержкой - около трех-четырех секунд.

"Когда я лечу, я чувствую себя свободным, как птица. Мы идем на пределе возможностей, но я не думаю, что делаю что-то опасное".

Говорил пилот Иво Нутарелли за несколько недель до катастрофы.

Однако ранее этот маневр неоднократно подвергался критике из-за высокой степени риска. Однако в Рамштайне ни политически ответственные немецкие власти, ни американские военные, похоже, не видели никакой проблемы. И вот трагедия свершилась.

Поэтому в 15:44 пилот одиночного самолета, 38-летний пилот истребителя Иво Нутарелли (с опытом более 4100 летных часов), достиг точки пересечения на четыре секунды раньше - и слишком низко.

Офицер полиции Олаф Хирш

В этот момент Марк Хестерс снова достал свою камеру из сумки, чтобы сфотографировать этот впечатляющий маневр. Роланд Фукс, его жена Кармен и их дочь Надин снова возвращались к своей машине. "Мы взяли Надин в середину, чтобы не потерять ее среди толпы", - вспоминает Фукс последние мгновения перед аварией.

Тем временем офицер полиции Олаф Хирш уже предвидел катастрофу: "Я стоял под углом примерно 45 градусов к одиночному самолету Frecce Tricolori и уже на ранней стадии понял, что этого не может быть достаточнобезопасно".

Однако большинство из более чем 300 000 человек, находившихся на огромной территории аэродрома, даже не подозревали о трагедии, которая обрушится на них в считанные секунды.

Катастрофа

Внезапно раздался оглушительный взрыв - одиночный самолет (Pony 10) Иво Нутарелли столкнулся на высоте около 40 метров своим правым крылом с кабиной левофлангового самолета Pony 2, которым управлял Джорджио Алессио. Алессио, вероятно, погиб мгновенно. Через несколько секунд самолет Нутарелли врезался в заднюю часть ведущего самолета Pony 1 Марио Нальдини, в результате чего Нутарелли погиб еще в воздухе.

Быстро соображая, за долю секунды Нальдини успел активировать катапультное кресло, но погиб при столкновении с землей, так как его парашют не смог полностью раскрыться из-за малой высоты.

Два параллельно летевших самолета Pony 1 и Pony 2 потерпели крушение без лидера, при этом один из двух MB-339 упал на вертолет UH-60 Black Hawk Medevac вооруженных сил США, серьезно ранив экипаж из семи человек - пилот вертолета, Ким Джон Страдер, получил настолько сильные ожоги, что скончался от них 17 сентября 1988 года.

Самолет Иво Нутарелли Pony 10, вспыхнувший после столкновения, которое произошло всего в 300 метрах перед зрителями - также сохранил свою траекторию, повернул влево и врезался в землю, примерно через четыре секунды, всего в 30-50 метрах перед зрителями. За счет своей кинетической энергии реактивный самолет скользнул дальше в толпу, увлекая за собой ограждение из колючей проволоки. Те, кто стоял рядом с местом падения, едва успели среагировать, тем более что многие посетители сначала подумали о пиротехнической части шоу.

"Я упал лицом на землю. Во время падения я почувствовал, что все мое тело мокрое от брызг. Это был керосин, который сразу же воспламенился. Я лежал на земле и горел".

Только грузовик-рефрижератор, припаркованный в зрительской зоне, помешал обломкам машины Нутарелли буквально "скосить" еще больше людей. В то же время дождь из обломков и сотен литров горящего керосина обрушился на посетителей, у которых не было шансов спастись:

"Когда итальянцы полетели со своим "пронзенным сердцем", я только обернулся, я еще сказал Кармен: "Смотри!". Но у моей жены даже не было времени полностью повернуться. Я увидел огонь и обломки. Только когда один из самолетов полетел прямо на нас, я осознал всю опасность: Это было уже не шоу! Я закричал: "Бежим! - но Кармен только смотрела на меня широко раскрытыми глазами, как бы говоря: "Больше нет времени". Она только пронесла над губами рубленое "ау", в то время как ее ударило большим обломком по голове, которая неестественно наклонилась вперед. Это было последнее, что я видел от нее. Этого не могло быть! В тот же момент в меня так же попала какая то часть самолета и взрывом отбросило на несколько футов назад. Я упал лицом на землю. Падая, я почувствовал, что все мое тело мокрое от брызг. Это был керосин, который сразу же воспламенился. Я лежал на земле и горел. Когда я попытался встать, то понял, что на нижней части моего тела находится большой кусок металла. Одна нога была свободна, с помощью которой я смог вытолкнуть себя из-под обломков в сторону. Сама деталь не сдвинулась ни на дюйм, так как была слишком тяжелой и большой".

Марку Хестерсу и его голландским коллегам повезло больше. Они стояли достаточно далеко от места крушения: "Я услышал взрыв и увидел огонь в видоискателе своей камеры. Будучи постоянным посетителем авиашоу, я знал о риске, но не мог поверить, что это действительно произошло сейчас. Я держал палец на спусковом крючке камеры и просто продолжал снимать. Я помню, что мелкие обломки падали мне на руки, и в течение доли секунды все вокруг превратилось в полный хаос".

"Я видел бредущих людей, обугленных, черных или белоснежных, словно припудренных пеплом. Повсюду валялись люди или оторванные части тел".

В то время как семь оставшихся самолетов Frecce Tricolori, также поврежденных, но все еще пригодных для полетов, перегруппировались и приземлились на близлежащей авиабазе Сембах, на земле была задействована спасательная операция, которая вряд ли могла быть более хаотичной.

Дилетантское управление чрезвычайными ситуациями стоит человеческих жизней

На месте событий находилась лишь горстка медиков из немецких войск, поскольку они не ожидали катастрофы такого масштаба и поэтому не составили соответствующей концепции действий в чрезвычайных ситуациях. И пока эти помощники были предоставлены сами себе, американцы использовали свою давно устаревшую "вьетнамскую стратегию" в (де-факто едва существовавшей) "заботе" о раненых, которая заключалась в "Загрузи и уходи". В частности, это означало не что иное, как размещение раненых на грузовиках, в автобусах и бортовых грузовиках, а затем их как можно быстрее доставляли в ближайший госпиталь.

"Тактика" американских военных просто перевозить пострадавших в произвольных фургонах и нескоординированный отъезд означали для значительной части раненых, что их часами возили по округе частично психически полностью перегруженные молодые новобранцы, не знакомые с местной ситуацией и не знающие немецкого языка, прежде чем был найден (тогда уже перегруженный) госпиталь. Что еще хуже, американские военные сначала запретили немецким службам спасения въезжать на авиабазу.

Еще одним недостатком авиабазы было то, что немецкие и американские инфузионные системы были несовместимы.

Врачи сегодня согласны с тем, что совершенно неадекватный подход к оказанию неотложной помощи и устаревший, но хаотично применяемый в вооруженных силах США подход "погрузи и иди" приводит к многочисленным потерянным жизням, которые можно было бы спасти, если бы существовала организованная цепочка оказания медицинской помощи.

В отчете немецкого Бундестага этот провал описывается эвфемистически: "Учитывая масштабы такой катастрофы, недостаточную подготовку к ней, количество погибших и раненых, а также характер травм, формирование спасательных работ было крайне затруднено".

Официальное число погибших возросло до 70 человек. Среди них был нерожденный ребенок (его мать выжила с тяжелыми травмами), а также еще одиннадцать детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. Еще один нерожденный ребенок погиб вместе с матерью прямо на авиабазе, но по статистике не был учтен как "персональная" жертва.

Однако несколько очевидцев сообщили, что они также видели большое количество погибших американских военнослужащих, но это никогда не подтверждалось официальной американской стороной. По официальным данным, погибших американцев было всего четверо.

Уход за выжившими осуществлялся в более чем 40 госпиталях, который продолжался в течение многих лет. Многим из пострадавших пришлось перенести десятки операций, и спустя 30 лет они все еще страдают от последствий: боли, ограниченной подвижности, шрамов.

Расходы на лечение и борьба за компенсацию

Даже за миллионы, которые пришлось потратить на лечение ожогов, профессиональную реинтеграцию (например, переподготовку) и финансовую компенсацию за личные страдания, вооруженные силы США - в конце концов, организатор авиашоу с высокорискованными трюками и отсутствием концепции чрезвычайных ситуаций - не чувствовали себя ответственными. Расходы были оплачены немецкими фондами социального и пенсионного обеспечения и, таким образом, если хотите, самими пострадавшими (как налогоплательщиками). Хотя для выплат компенсаций и расходов на лечение был создан специальный фонд, помимо Италии и США, основным вкладчиком была Германия. До февраля 1989 года, согласно отчету немецкого Бундестага, было выплачено 9,5 миллионов марок (около 5 миллионов евро). В целом, на сегодняшний день должно быть более 16 миллионов евро.

Расследование причин аварии

Официальный отчет о расследовании гласил:

"Одиночный пилот набрал большую высоту, чем обе основные группы в начальном подъеме (...) маневра и попытался уравновесить свой дефицит резкой коррекцией траектории и экстремальным увеличением скорости в вертикальном полете. Исходя из того, что у него также не было обычного горизонтального расстояния в 1400 футов от траектории полета обеих основных групп, он позже снизил мощность до минимума и вытянул воздушные тормоза (вытянутые воздушные тормоза также хорошо видны на некоторых видеозаписях, прим. Редактора), продолжая нисходящую траекторию по почти вертикальной линии. Он поймал самолет на высоте 108 футов над ВПП и примерно в 560-600 футах от пересечения двух формаций. За этим последовал самолет одиночного пилота, который летел на высоте от 435 до 530 футов по восходящей траектории. В этот момент пилот, очевидно, понял, что столкновение неизбежно, и в последнюю секунду предпринял запоздалую и неадекватную попытку подтянуть самолет. Полученного набора высоты было недостаточно, чтобы избежать приближающегося справа строя из пяти самолетов на практически горизонтальной орбите полета, так что дело дошло до столкновения".

Другими словами, простого просчета пилота Иво Нутарелли было достаточно, чтобы перечеркнуть не менее 70 жизней и навсегда изменить жизнь тысяч людей. Выполнение маневра "пронзившего сердце" в направлении публики было однозначно одобрено ответственными военными США, после генеральной репетиции перед официальным мероприятием.

Источник: lifestyle.com

Понравилась публикация?
13 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Столкновение колибри и пчелы

И те, и другие — претенденты на сладкий цветочный нектар. Если колибри и пчелы облюбовали один и те же цветы — с большой вероятностью дело может дойти до кулачного боя!
00:09
Поделитесь этим видео