Константин
Константин Подписчиков: 2337
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 75.5к

Максимализм и минимализм СССР. В космос летали, а люди как жили?

709 дочитываний
108 комментариев
Эта публикация уже заработала 35,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Максимализм и минимализм СССР. В космос летали, а люди как жили?

Многими огромными успехами Советского Союза мы продолжаем гордиться и по сей день. Все их прекрасно знаю: мы первые в космосе, на Северном полюсе и т.д. – почти везде первые и в лидерах. Все делалось с огромным размахом и по максимуму. И во многих сферах производства СССР был на первых позициях в мире.

Но, к сожалению, по уровню жизни и быта людей Союз безнадежно отстал от Западной Европы.

Нельзя говорить, что жили плохо, бедно. Все что нужно для жизни было и доступно, но все по минимуму. В магазинах было практически все, с продуктами никакой напряженки. Одеться, обуться тоже не проблема, но во что? Все однообразное, с дизайном и стилем туговато. Да еще и очереди везде и всюду, как в магазинах, так и в любой конторе.

Такие вещи, как хорошая бытовая техника, электроника, не говоря уже об автомобилях, считались роскошью.

Качественная, современная, модная и красивая одежда и обувь – роскошь плюс дефицит, не говоря уже о косметике и красивом белье.

Непонятно, кто и зачем ввел такие нормативы и ограничения.

Насчет квартирного вопроса тоже не все гладко было. Очередь 10 лет в среднем. Полстраны жили в коммуналках. А нормативы жилплощади – 6 метров на человека, потом до 7 увеличили, в конце 80-х уже встречалась цифра 12. Значит, в однушку 3–4 человека заселить могли.

Таких примеров можно привести столько, что сайта не хватит, поэтому привожу наиболее известные.

Прямо какой-то минимализм.

А люди, посещающие Западную Европу, информировали, что "загнивающий капитализм", как нас учили, не такой уж и загнивающий. В Европе у всех семей отдельные просторные дома или квартиры, автомобили, полные комплекты бытовой техники и т.п.

Есть хороший пример. В книге Марины Влади о Владимире Высоцком приводится такой эпизод. В середине 70-х Высоцкий посетил Германию, причем западную. Когда он зашел в магазин, ему даже плохо стало. Это от того, что он увидел изобилие всего и не мог понять, как так, мы же победители в войне, а они – проигравшие и так живут...

Интересно, почему так было. Ведь страна действительно великая была! Почему она не во всем великой проявилась? Почему мы вышли в лидеры по чугуну, стали, нефти, газу и т.д., но не по уровню жизни? А европейцы в космос не летали, за рекордами не гнались, а создали жизнь, которая стала "сказкой" для советских людей.

Есть такое предположение, что все-таки были более приоритетные направления усилий государства, и они обоснованы. В первую очередь уделялось внимание, да и практически все средства шли на следующее.

1. Оборона, гонка вооружений. Но без этого никак. Вся история нашей страны – это постоянное противостояние с Европой и Америкой. Дальше объяснять нет смысла... Но мы достигли паритета с Западом по вооружениям и мощи армии.

2. Космос тоже имел для страны стратегическое значение.

3. Экспорт коммунизма, или следование ленинской теории мировой революции. Фактически получилось, что СССР содержал соцлагерь, его организации СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), Варшавский договор. Также Союз активно поддерживал национально-освободительное движение в европейских колониях, революции в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Например, Куба, Афганистан, Вьетнам.

Это тоже была объективная необходимость. Если там не будет нашей сферы влияния, то будет американская.

4. В приоритете были тяжелое машиностроение, металлургия, энергетика, судостроение, авиация и многие другие стратегические отрасли промышленности. Еще Ленин учил, что без мощной промышленности государство существовать не сможет.

5. Освоение гигантских территорий. Площадь СССР составляла 22,4 миллиона километров.

Содержать явно не просто, сколько средств на инфраструктуру, транспорт. А гигантские разработки месторождений полезных ископаемых в Сибири, нефтепроводы, газопроводы, освоение целинных земель в Казахстане, крупные проекты в Средней Азии – на все требовались огромные средства.

Вот в этих направлениях все делалось по максимуму, это были главные приоритеты.

А в социально-бытовой сфере, легкой промышленности оказалось все запущено. Может, до этого руки не дошли у советского руководства. Хотя был такой лозунг: высшая цель партии – благо народа. Вот и получилось – почти везде лидеры, а в жизни аутсайдеры.

Максимализм и минимализм СССР. В космос летали, а люди как жили?

108 комментариев
Понравилась публикация?
67 / -15
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 108
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Люди были уверены в государстве. Медицина бесплатно, деньги все откладывали и не бедствовали. Помните сколько денег накопленых у людей пропало. Деньги у людей были а выбора было мало. Сейчас на оборот, денег нет а выбор большой. Были сытые и одетые, погнались за западными шмотками и потеряли страну. Допустили к власти Горбачева.....

+56 / -1
картой
Ответить

МаратПишет 12.04.2023 в 05:07
погнались за западными шмотками и потеряли страну
"Партия Ленина" не смогла в достаточной мере обеспечить людей бытовыми товарами -- в результате СССР развалился.

+3 / -30
Ответить

Вы сами поняли, что написали

+3 / 0
Ответить

Надежда.Пишет 14.04.2023 в 05:37
Вы сами поняли, что написали
Всегда понимаю, что пишу. А Вы?

0 / -4
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Да нету сейчас выбора даже вещи премиум сегмента все синтетика, платят только за громкое имя бренда. Машины все одинаковые как мыльница, стоят - все одинаковые в ряду. Купить-то не чего. Сытые вроде да. Колбаса вся одинаковая во всех магазинах что на вид что на вкус. И даже не хочется ничего.

+30 / -3
Ответить

А вы не покупайте колбасу, покупайте курятину, рыбу. Колбаса дороже выходит.

+4 / -3
Ответить
15.04.2023, 20:14
Санкт-Петербург

ИгорьПишет 14.04.2023 в 02:31
покупайте курятину

Нашприцованную антибиотиками и гормонами?

ИгорьПишет 14.04.2023 в 02:31
рыбу

Выращенную на рыбозаводе и тоже вскормленную хим. добавками? Да и цена на рыбу нынче выше, чем на колбасу.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

По поводу поемиум сегмент, смотрите изначательно состав товара. Можно купить и не брендовые вещи, но по хорошей цене и с 90 %хлопка или льна.

+3 / 0
Ответить

ИгорьПишет 14.04.2023 в 02:33
и с 90 %хлопка или льна.

90% хлопка или льна- это только на этикетке! Нет сейчас таких вещей из хлопка, которые выпускались в Союзе.

+2 / 0
Ответить

Чушь полная. Если предприятие будет выпускать синтетику под видом хлопка, они просто аылятит с рынка.

+2 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

Лен в СССР выращивали в Смоленской области, были в каждом районе льнозаводы, в Смоленске льнокомбинат. В настоящее время поля заросли сорным лесом, заводы уничтожены, вместо комбината торговый центр.

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)

Ге хочетсч потому-что все есть!

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Просто женщина Справедливая
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 190
13.04.2023, 16:03
Калуга

Добрый день! Выбор чего? Шмотки ширпотреб,что дороге,что дешевые все китайское. Что уж говорить о продуктах,одни ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ. Природу всю загадили. А деньги - тот кто хочет заработать,зарабатывает. А кто по старинке жалуется мало платят, хотят ничего не делать и чтобы деньги с неба падали. Так не бывает.

+14 / -7
Ответить
раскрыть ветку (0)

Полный бред. Какие были сытые? Ездили в столицу за продуктами. В магазинах продавалась гнилая капуста и морковь. Вместо рыбных консервов морская капуста. А одежда такое ощущение что шили для всех один фасон.

+6 / -11
Ответить
14.04.2023, 17:23
Лосино-Петровский

Я тряпки и обувь покупала с комиссионках. Не ношенное,а те вещи,что привозили из заграницы и сдавали в магазины. Ни у кого таких тряпок и обуви не было.По мебели и быт.технике мама всем руководила.У отца были тоже влиятельные знакомые,но он редко этим пользовался.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (4)

Люди скромно жили, но зато во всем была стабильность

+44 / -1
картой
Ответить

Стабильность - это главное. А люди были человечнее, не то что сейчас

+48 / -1
Ответить

В этом с Вами полностью согласен

+12 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Согласна с Вами.

+6 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Стабильность в чем? В том что не можешь приобрести нормальные продукты, в том то хочешь купить мебель, то это через блат, а книги тоже через заведующего магазина

+4 / -11
Ответить

Если сплошные заменители, , до 90% химия, это продукты, то вы настоящих продуктов не ели, капуста гнилая, так овощи имеют свойство портиться, если они настоящие , везде сплошные имитации, потому и болеем и моем. Конечно это касается населения ,которое живёт на МРОТ или чуть выше, а это большинство страны

+7 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Стабильность в чем? Что ты не можешь купить нормальные книги, продукты, мебель, одежду?

+5 / -9
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
12.04.2023, 05:38
Долгопрудный

Государство о людях не думало?

Я не согласна.

Были государственные дотации производителям социально значимых продуктов питания, детского питания, лекарств, детской одежды и обуви.

Коммунальные услуги стоили копейки.

Бесплатая медицина . Бесплатное обучение.

Кружки, секции для детей.

Пионерские лагеря от предприятий.

Санатории и профилактории от предприятий и ведомств.

Пенсии на которые пожилой человек мог прожить, а не просуществовать ( кроме колхозных- их обидели, не спорю).

Это был не идеальный строй, но и не без своих преимуществ.

Коррупции в таком масштабе как сейчас точно не было.

Идеология работала.

Колхозы, совхозы обеспечивали качественным продуктом.

А сейчас в Воронежской области ( Центрально- черноземный !)целые села вымерли. Все заброшено, земли ( бесценные черноземные плодородные угодья) не обрабатываются.

Это не просто бесхозяйственность, это преступление .

В Московской области леса все больные. Запустили. Теперь санитарные вырубки гектарами.

+44 / -1
картой
Ответить

ИринаПишет 12.04.2023 в 05:38
Это был не идеальный строй, но и не без своих преимуществ.

...

А сейчас...

Сейчас тоже "не идеальный строй, но и не без своих преимуществ". И до 1917 года тоже был "не идеальный строй, но и не без своих преимуществ".

+8 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я согласен вами. Но в СССР мы тоже жили не очень За продуктами в Москву, к хорошему врачу только через блат В больницах на лапу надо отдать врачу, анестезиологу.

+4 / -10
Ответить
14.04.2023, 16:44
Долгопрудный

Да, не без проблем.

Но говорить, что государство не заботилось о людях не совсем правдиво.

Если честно, я чем старше становлюсь, тем сильнее осознаю- я хочу обратно в СССР.

Это при том, что я работаю на хорошей должности, здорова .

Просто понимание такой незащищенности и произвола со стороны власти.

Я была еще пару лет тому назад уверенна, что все подобное ушло в историю.

Увы.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Игорь, а сейчас с врачами по-другому? Разница лишь в том, что хороших больше нет.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

Ирина-Долгопрудная: "А сейчас в Воронежской области ( Центрально- черноземный !)целые села вымерли. Все заброшено, земли ( бесценные черноземные плодородные угодья) не обрабатываются."

= Ирина! Из Долгопрудного, наверное, всё черноземье просматривается, что можете отвечать за увиденное своими словами?! Вы заблудились в 90-х!!! Нет сейчас такого описанного вами! Перепахано и посеяно даже там, где Хрущёв не смог. У Вас как у уборщицы - смотрит туда, где может быть или был мусор и видит только его-мусор. Поднимите голову и посмотрите вокруг. Какие заводы/дома\жильё\транспорт\ красиво одетые люди\ ухоженные поля-огороды. Мусор и развалюхи постепенно уберутся. Перестаньте ныть и жизнь наладится!

+2 / -5
Ответить
14.04.2023, 16:49
Долгопрудный

Воронежская область, Таловский район, села Ярки и Знаменка.

Это только то, что я знаю на 100%.

Ярки в СССР было богатым селом с развитой инфраструктурой, фермами, бахчевыми и садовыми плантациями.

Все заброшено, все быльем поросло.

Это Вы, в хамской манере , утверждаете небылицы.

Вы видите положение провинции из окна кабинета на Лубянке?

+2 / 0
Ответить

"Все заброшено, все быльем поросло." = Что, конкретно? Заброшенные деревни - да, есть такое явление. Раньше в колхозе на лошадях пахали и один комбайн обслуживало 3-5 человек. Труд был ручной, народа требовалось много. Сейчас один комбайн производит больше чем десяток древних "Нива"Колос"Дон" Тракторист может работать в белой рубашке и не идти домой с повернутой головой на 90 градусов после посева свеклы (знаете почему?). В моем селе в СССР-ре работало более 200 человек и к\х еле тянул с поставками. Сейчас 17 человек! Всё спахано\засеяно\убрано. Что должна делать при таких условиях молодёж в современной деревне? Правильно! Сделать свой выбор как его сделали ВЫ - уехать в город. И стонать, стонать, стонать о "потерянной молодости"

+2 / -1
Ответить
14.04.2023, 21:41
Долгопрудный

Да в том и дело, что нет уже никакого с/ х производства в этих селах и колхозов нет, и людей нет, и садов прекрасных.

И заливных лугов для выпаса.

Ничего нет.

Вы видите хорошо одетых людей, а я вижу еще и матерей, которым не на что купить ребенку качественное питание.

Это прекрасно, что у Вас такое процветающее хозяйство, но зачем так нахраписто утверждать о повсеместном благополучии. Много бедных ( можно смело назвать нищими) людей. Инвалиды получают копейки.

Ваша бравурность просто оскорбительна.

+2 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.04.2023, 22:01
Долгопрудный

Я не уезжала в город, я в городе родилась, росла, взрослела, старею

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Да удивительно в космос летали, а жили как нищие.

+5 / -29
картой
Ответить

СТОЛЬКО НИЩИХ КАК СЕЙЧАС НИКОГДА НЕ БЫЛО...ПО ПОМОЙКАМ ЖИВУТ...В ОСНОВНОМ БЫЛО РАВЕНСТВО МЕЖДУ ЛЮДЬМИ....А СЕЙЧАС НЕСМЕТНЫЕ БОГАТСТВА У КУЧКИ ОЛИГАРХОВ....

+24 / -1
Ответить

Ох как Вам хочется чего нибудь и побольше отобрать. У Вас квартира большая? Мне в Воронеже хватит одной из ваших комнат. Возражать будете? Будете! Так я Вас революционно-справедливым (по моим понятиям) судом утилизирую!

0
Ответить

У МЕНЯ НЕТ КВАРТИРЫ...И ОТБИРАТЬ НИЧЕГО НЕ СОБИРАЮСЬ...НУЖНО ЧТОБЫ БЫЛО ВСЁ ПО ЧЕСТНОМУ...НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ЧЕСТНЫМ ТРУДОМ ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИАРДЫ....

+1 / 0
Ответить

Что ж вас так зациклило на чужом имуществе?! Одевайте кожанку, маузер в руки и Швондера в помощь.

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)

СКОРЕЕ КОЖАНКА С МАУЗЕРОМ ВАМ БОЛЬШЕ ПОДОЙДЁТ

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

отлично люди жили!

+32 / -1
картой
Ответить

Почему отлично жили? Очереди за за продуктами, за книгами, и это хорошо?

+1 / -11
Ответить
раскрыть ветку (0)

"отлично люди жили! " = Отлично от чего?

0 / -2
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
Показать комментарии (108)

Почему мы продолжаем дружить, даже когда сложно

Дружба редко возникает «просто так». За каждым тёплым разговором, спонтанными встречами и многолетними переписками стоят целые психологические механизмы, которые делают нас ближе — и удерживают рядом. 1.

Не забывайте: жизнь – это дар. Цените его! Новая песня!

Жизнь – это удивительное путешествие, полное как радостных моментов, так и тихих, созерцательных дней. Да, всё когда-нибудь закончится, но пока мы здесь, важно ценить каждый миг. Пусть даже бывают пасмурные дни,...
03:19
Поделитесь этим видео

Начало... Души рассвет!

"Начало..." – такое простое слово, а сколько тайн оно в себе хранит! Это словно дверь в неизвестность, порог, за которым может ждать всё что угодно. Начало чего? Новой истории? Неведомого путешествия?
00:47
Поделитесь этим видео