Перезапуск приватизации, выход из положения кризиса или еще большее погружение

ДЕЛО ЧУБАЙСА
В период массовой приватизации в 90-х годах, которая была осуществлена через залоговые аукционы, государственные пакеты акций крупнейших компаний, таких как "ЮКОС", "Норильский никель" и "Сибнефть", перешли в руки олигархов-миллиардеров, оставив за собой неиспользованные россиянские приватизационные ваучеры. В результате этого процесса в России закрепилась традиция винить за все происходящее Анатолия Чубайса и Югана Гайдара. Несмотря на быстрое создание института частной собственности, в этом процессе были допущены серьезные нарушения закона.
В начале 2000-х годов произошло несколько крупных сделок, которые также вызвали шумиху. Среди них была продажа башкирской нефтегазовой компании (которая после многих перипетий вернулась государству), народное IPO Сбербанка, "Роснефти" и ВТБ, а также реформа РАО ЕЭС.
В последующие годы приватизационный процесс стих и потерял свою значимость в контексте благоприятной сырьевой и экономической конъюнктуры. Однако после наложения первых санкций начались обсуждения возможности проведения так называемой "большой приватизации", в рамках которой были рассмотрены вопросы реализации государственных пакетов акций компаний "Башнефть" и "Алроса". Но в конечном итоге эти обсуждения привели лишь к единственной значительной сделке - продаже 19,5% акций "Роснефти" иностранным инвесторам.
В настоящее время процесс передачи государственного и муниципального имущества в частные руки можно считать "замершим". Ежегодные поступления от приватизации с 2017 по 2020 годы составляли от 12 до 14 миллиардов рублей, но в 2021 году эта сумма снизилась до 5,3 миллиарда рублей. План на 2023 год включает проведение небольших сделок, а из крупных - продажу блокпакета "Совкомфлота" в октябре. Однако об этой сделке начали говорить еще в 2007 году, но ее реализация все время откладывалась.
ЗАТКНУТЬ СТАРЫЕ ДЫРЫ
Возобновление приватизации в России могло бы привлечь значительные средства в бюджет и привести к улучшению управления предприятиями благодаря более эффективным менеджерам, которых могут привлечь новые собственники. Экономически развитые страны имеют долю частного бизнеса в структуре ВВП на уровне около 70%, в то время как государства занимают 30% этой структуры. В России же эта доля распределения иная, что может не способствовать экономическому росту. Поэтому возможность пересмотра данной пирамиды, как считает директор центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, может быть полезной для страны. Несмотря на заверения из Кремля, что идея приватизации не обсуждается, ее потенциальные преимущества всё же вызывают интерес.
КАНДИДАТЫ НА ПРОДАЖУ
В России в настоящее время существует список более чем 300 стратегических системообразующих предприятий, которые не могут быть проданы. Однако, данный список возможно следует скорректировать с учетом изменения экономических условий. Продажа крупных компаний представляет собой сложный процесс, связанный с поиском покупателей и оценкой компании. В настоящее время, из-за санкций, многие активы России недооценены, иностранные инвесторы не могут их приобрести в силу политики своих стран.
Эксперты рекомендуют начать эксперименты с продажи средних предприятий, которые производят товары народного потребления. При этом важно действовать в рамках законов, чтобы избежать лоббизма и "разборок" местных элит.
Государство имеет значительное присутствие в стратегически важных отраслях экономики, естественных монополиях и предоставлении общественных услугах. В банковском секторе более половины совокупных активов принадлежит государству.
Однако, найти очевидные активы для продажи сейчас достаточно сложно, так как приватизация затрагивает интересы множества контрагентов и влияет на бизнес. В тех отраслях, где проводится активная промышленная политика, может потребоваться ее пересмотр. Это мнение высказал директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА, Дмитрий Куликов.
КОМУ ДОСТАНЕТСЯ
По мнению экономиста Кулакова, ключевым вопросом является определение приоритетов и привлечение инвесторов, заинтересованных в развитии современных производств и готовых вкладывать средства в экономику России на долгосрочной основе.
В качестве потенциальных покупателей могут выступать как российские, так и зарубежные инвесторы. Следует избегать чрезмерной концентрации на Китае, поскольку бизнесмены этой страны часто готовы приобретать российские активы лишь с большими скидками.
Тем не менее, инвесторы из недружественных стран, вероятно, вернутся со временем и будут заинтересованы в приобретении активов на выгодных для России условиях. Снижение геополитических рисков позволит укрепить экономические связи и облегчить процесс приватизации.
"Если западный бизнес решит, что вложиться в Россию выгодно, его не сдержат никакие санкции. Впереди российскую экономику ждет трансформация с акцентом на товары с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичные разработки, и здесь иностранные деньги и знания очень помогут", — полагает Остапкович.
Источник: